Синдзо Абэ тщательно продумывал шаги продвижения к поставленным целям. Фото Reuters
28 июня правительство Японии на своем заседании приняло решение назначить очередные выборы в Палату советников (верхняя палата) парламента страны на 21 июля. В том же решении была объявлена и дата начала предвыборной кампании – 5 июля. До этой даты были запрещены любые агитационные мероприятия в пользу партий и отдельных кандидатов.Есть весьма обширный список деяний, запрещенных и после этой даты (например, нельзя распространять агитационные листовки и издания через почтовые ящики). Полиция весьма тщательно разбирается с заявлениями о нарушениях, которые поэтому очень редки.
Нынешняя предвыборная кампания совершенно законно фактически началась на полтора месяца раньше. В июне прошли выборы в Законодательное собрание Токио. Политиками они рассматривались как своего рода праймериз, разведка боем для оценки перспектив политических партий на предстоящих выборах в верхнюю палату. Именно от расстановки сил в ней зависит курс государства по многим проблемам и вызовам внутренней и внешней политики.
Здесь, видимо, следует дать пояснения относительно работы двухпалатного парламента страны. Япония – парламентская республика, и парламент по Конституции является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства. Палата представителей (нижняя палата) – ключевая в двухпалатном парламенте. По Конституции ее решения в ряде случаев оказываются определяющими при расхождениях с решениями верхней палаты. Важно, например, что решение Палаты представителей становится решением парламента при разных решениях палат по кандидатуре премьер-министра и провале попыток достигнуть компромисса в ходе прописанных Конституцией согласительных процедур. При рассмотрении в парламенте рядовых законопроектов, если они приняты в нижней палате, но отклонены в верхней, они возвращаются в нижнюю для повторного голосования и могут быть приняты, но уже большинством в две трети голосов. Обстановка в парламенте, когда правящая партия имеет большинство в нижней палате, но не контролирует верхнюю, в японской политологии называется «перекрученный парламент».
Основной задачей верхней палаты многие политологи называют обеспечение стабильности. Именно поэтому нижняя палата может быть распущена, а верхняя – нет. Депутаты нижней палаты избираются на четыре года. Однако в послевоенные годы всего несколько созывов работали этот срок полностью. В целях обеспечения стабильности срок полномочий депутатов верхней палаты определен в шесть лет, но половина состава этой палаты переизбирается через три года. Партии побуждаются постоянно учитывать тенденции в настроениях избирателей.
Таким образом, правящая партия для проведения своих законопроектов должна иметь большинство как в нижней, так и в верхней палатах или искать союзников среди небольших партий для такого большинства. Даже при наличии у правящей партии двух третей голосов в нижней палате, но отсутствии большинства в верхней процесс прохождения законопроектов в парламенте значительно затягивается, их принятие часто срывается.
Долгое время, с осени 1955 года, в стране доминировала буржуазная, в партийных документах провозглашавшая себя народной Либерально-демократическая партия (ЛДП). Оппозиционные идеологические партии и ведущая из них Социалистическая партия Японии (СПЯ) утрачивали поддержку избирателей, их влияние на политические процессы снижалось. Малые политические партии, как правило, отражавшие интересы отдельных групп избирателей, такие как клерикальная партия «Комэйто», Партия демократического социализма, достойной конкуренции ЛДП составить не могли.
Без межпартийной конкуренции ЛДП загнивала изнутри, многочисленные коррупционные скандалы подрывали ее авторитет. Из партии выходили видные политики, которые начали формировать еще одну буржуазную партию, способную конкурировать с ЛДП.
Такая партия сформировалась в 1997 году как Демократическая партия Японии (ДПЯ). В документах она позиционировала себя как либеральная. Партия набирала силу, в нее вливались мелкие партии и группы политиков.
Первый заметный успех пришел к ДПЯ на выборах в верхнюю палату в июле 2004 года. Она получила 50 мандатов, ЛДП – 49 из подлежащих перевыборам 121 мандата. ЛДП смогла сохранить большинство в палате за счет непереизбиравшихся депутатов.
В стране фактически сложилась многопартийная система с двумя конкурирующими доминирующими ЛДП и ДПЯ и несколькими мелкими партиями. Превзойти ЛДП на выборах в нижнюю ключевую палату ДПЯ смогла лишь в августе 2009 года. Из тактических соображений свое первое правительство ДПЯ сформировала в союзе с Социал-демократической партией Японии (СДПЯ).
Однако приход к власти оказался трудным испытанием для демократов.
Попытка первого премьер-министра от ДПЯ Юкио Хатоямы пересмотреть прежние договоренности между Токио и Вашингтоном по американским базам в Японии привела к резкому охлаждению в японо-американских отношениях. Хатояма был вынужден уйти в отставку уже в июне 2010 года. Его сменил Наото Кан.
В Японии в предвыборных баталиях с ЛДП руководство демократов надавало избирателям много обещаний, демонстрируя свою социал-демократичность. Пришло время выполнять обещания, но средств на это в бюджете не было. Возникла проблема утверждения бюджета на 2011 год (он начинается 1 апреля). Да и в самой ДПЯ начались брожения. Все шло к голосованию по вотуму недоверия, роспуску парламента и досрочным выборам. Но беспрецедентные по силе землетрясение и цунами, вызванная ими катастрофа на АЭС «Фукусима-1» на какое-то время отодвинули политические баталии на второй план. Политическая борьба в стране стала идти под лозунгом «Коней на переправе не меняют».
Тем не менее оппозиция продолжала требовать роспуска парламента, и в конце концов Кан на переговорах с оппозицией дал обещание пойти на это в обмен на поддержку ею представленного ДПЯ законопроекта о повышении вдвое потребительского налога. Кан ушел в отставку с поста председателя ЛДП и премьер-министра страны. Его сменил Ёсихико Нода, который выполнил обещание распустить парламент. Как уже говорилось, это означало проведение внеочередных выборов в Палату советников.
Эти выборы прошли 16 декабря. За 300 мест в одномандатных округах и 180 мест в районах пропорционального представительства боролись 12 политических партий.
По большинству прогнозов ожидалось, что ДПЯ потерпит поражение в схватке с ЛДП за большинство в палате. Но мало кто предполагал, что победа ЛДП будет столь подавляющей. Из 480 мест ЛДП завоевала 294. Следует учитывать, что ЛДП выступала в коалиции с партией «Новая Комэйто», которая, в свою очередь, получила 31 мандат, и общее число мандатов коалиции превысило две трети численности депутатов палаты. Следует учитывать, что большинства у коалиции в верхней палате нет, да и взгляды ее членов по многим проблемам расходятся.
Впервые участвовавшая в выборах Партия реставрации Японии (ПРЯ) получила 54 места, хотя ее лидеры рассчитывали на значительно большее представительство. ПРЯ сформировалась перед самыми выборами из нескольких региональных партийных групп на волне антиядерных настроений. Опросы показывали, что до 80% граждан поддерживали ликвидацию атомной энергетики к 2030-м годам.
Закрытие АЭС в расчете на антиядерные настроения избирателей ставилось целью и в опубликованной в сентябре 2012 года энергетической программе ДПЯ. Политический просчет здесь, по мнению аналитиков, был в том, что, отвечая на вопрос обследования, гражданин выражает свое мнение по одной конкретной проблеме, а заполняя бюллетень, задумывается, кто будет лучше решать комплекс проблем.
Ваша партия получила 18 мандатов, КПЯ – восемь, Партия жизни – семь, СДПЯ – два, независимые депутаты – 10.
26 декабря кабинет ДПЯ в полном составе ушел в отставку. Новым премьер-министром был избран председатель ЛДП Синдзо Абэ, который и объявил состав нового правительства. С первых дней работы нового кабинета Абэ подчеркивал первоочередность подготовки к предстоящим в июле очередным выборам в верхнюю палату, где большинства у коалиции ЛДП–«Комэйто» не было. Поэтому тщательно продумывались шаги по продвижению к поставленным целям по ряду проблем.
В экономике главной целью было определено преодоление дефляции. Постепенно выдвигались на обсуждение конкретные меры, еще более осторожно они внедрялись. Комплекс мер сформировался в так называемую абэномику. Она принята и поддержана внутри страны и, что не менее важно, за рубежом.
Весьма болезненной проблемой в экономике после трагедии на АЭС «Фукусима-1» была выработка энергетической политики, места в ней атомной энергетики. Абэ, учитывая результаты декабрьских выборов и весьма скромные результаты сторонников ликвидации АЭС, начал более настойчиво выступать за необходимость восстановления атомной энергетики. Это уже закреплено в официальном правительственном документе.
За Либерально-демократическую партию намерено проголосовать около половины избирателей Страны восходящего солнца. Фото Reuters |
Главный итог выборов – не столько уверенная победа коалиции ЛДП–«Комэйто», сколько сокрушительное поражение имевшей большинство в Собрании ДПЯ, получившей лишь 15 мест (было 43). Ваша партия – семь мест, Партия реставрации Японии – два, Региональная партия, так называемая Городская политическая группа – три мандата. Один из победивших выступал как независимый.
Выборы показали утрату демократами доверия у избирателей. Отмечен низкий процент участия в выборах, 43,5%, что более чем на 10% меньше, чем на предыдущих. Причина этого в том, считают политологи, что ДПЯ не смогла предоставить программу своих целей, которая бы отвечала интересам избирателей и при этом заметно отличалась от программы ЛДП. Простая критика программы ЛДП не сработала.
Коммунистическая партия Японии (КПЯ), в отличие от ДПЯ, на выборах достигла заметного успеха, более чем удвоив представительство – с 8 до 17 мандатов. Она четко позиционировала себя как оппозиционная ЛДП сила. Но акцент делала не на критике ЛДП, а на видении путей решения комплекса проблем.
Партия реставрации Японии, все еще надеясь на антиядерные настроения граждан, на выборах в токийское Собрание выдвинула десятки кандидатов, но провела только двух. Однако поражение ПРЯ в большей степени обусловлено неудачными провокационными заявлениями лидера партии Тору Хасимото, который предложил для предотвращения преступлений на сексуальной почве американскими солдатами организовать при базах США публичные дома по типу тех, которые были в годы существования императорской армии. Это вызвало гнев в Китае и Корее, поскольку во время войны женщин из этих стран насильно направляли в подобные заведения. С отвращением оно было воспринято и в Японии.
В кампании по выборам в токийское Собрание ЛДП сосредоточила внимание на экономических проблемах, пути решения которых были обобщены в концепции абэномики, представленной в апреле. Победа коалиции ЛДП–«Комэйто» на выборах в токийское Собрание свидетельствует, что этот курс получил полное одобрение избирателей-токийцев. Газета «Иомиури» в редакционной статье делает вывод о том, что «именно абэномика обеспечила успех коалиции ЛДП–«Комэйто».
Деловые круги с удовлетворением оценили эту победу. Председатель Торгово-промышленной палаты Японии Тадаси Окамура считает, что она отражает надежды на экономический прорыв в результате стимулирующих мер абэномики. Хиромаса Ёнэкура, председатель Федерации экономических организаций Японии, приветствует победу и надеется, что правящая коалиция «разовьет успех и покончит с состоянием «перекрученного парламента» в результате выборов в верхнюю палату».
Победа на местных выборах в столице, когда все кандидаты от ЛДП и «Новой Комэйто» получили мандаты, отражает надежду избирателей на политическую стабильность и на успех предлагаемой Абэ экономической политики, пишет в редакционной статье газета «Майнити». Внушительная победа, резкое перераспределение мандатов дают основание ожидать, что ЛДП получит поддержку и на очередных выборах в Палату советников.
Об этом же свидетельствуют и проводимые СМИ регулярные опросы поддержки избирателями. Последний ежемесячный опрос газеты «Майнити», проведенный 29–30 июня в округах пропорционального представительства, показал, что за ЛДП намерены проголосовать 45% избирателей, за ДПЯ – 8%, за Вашу партию – 7%, за ПРЯ – 5%. Входящую в правящую коалицию «Новую Комэйто» поддерживают 6% респондентов и в целом более половины респондентов позиционируют себя как сторонники коалиции.
С другой стороны, опросы показывают, что выросла поддержка кабинета (с 65,6 до 88,8%) и сократилась доля тех, кто дает негативную оценку работе кабинета (с 23,6 до 22,1%). В комментарии газета «Майнити» высказывает предположение, что это результат сохранения и усиления популярности ЛДП после уверенной победы на выборах в Городское собрание Токио 23 июня.
Тем не менее после выборов в Токио Абэ призвал членов партии «не зазнаваться, проявлять скромность». Генеральный секретарь ЛДП Сигэру Исиба на встрече с членами партии предупредил об опасности иллюзии легкой победы ЛДП на предстоящих выборах. «Мы проиграем, – сказал он, – если члены партии будут думать о легкой победе». На местах не все так однозначно. Об этом свидетельствует поражение поддерживаемого ЛДП кандидата на выборах 16 июня, губернатора префектуры Сидзуока.
По закону агитационная кампания по выборам в Палату советников могла быть начата 5 июля, но ряд мероприятий все-таки можно было проводить легально. Нельзя было призывать голосовать за конкретного кандидата в депутаты, за ту или иную партию, но можно дискутировать, разъяснять свои позиции по той или иной проблеме, устраивая дискуссии с другими партиями. Такая дискуссия прошла 1 июля в Осаке с участием девяти партий по инициативе пресс-клуба региона Кансай.
Представляли партии в основном их лидеры, генеральные секретари: ЛДП – Сигэру Исиба, ДПЯ – Госи Хосоно, «Новая Комэйто» – Ёсихиса Иноуэ, ПРЯ – Ёрихиса Мацуно, КПЯ – Тадаёси Исида, СДПЯ – Тадатомо Ёсида. В ходе мероприятия всем участникам задавали вопросы, на которые требовался однозначный ответ – «да» или «нет». В случае согласия участник поднимал табличку с голубым кругом, в случае несогласия – с красным крестом. Все газеты на своих сайтах опубликовали снимок, на котором лишь участник от ЛДП поднял табличку с крестом, отвечая на вопрос: «Согласны ли вы с необходимостью полностью свернуть атомную энергетику»? Это свидетельствует об уверенности ЛДП в правильности курса на восстановление атомной энергетики.
Наиболее острая дискуссия развернулась по поводу мер концепции абэномики. Репортеры отмечали, что ее критики, оппоненты ЛДП, говорили по большей части о возможных отрицательных последствиях подобных мер. Представитель ЛДП указывал на конкретные результаты. Так, оппоненты подчеркивали, что ослабление иены вызвало рост расходов на импорт. Представитель ЛДП акцент делал на том, что ослабление иены привело к реальному оживлению в ряде отраслей экономики, ориентированных на экспорт. Компании Toyota, например, вновь стало выгодно производить продукцию в Японии. Японский гигант автопрома рассматривает возможность увеличить выпуск автомобилей в стране в апреле–сентябре на 200 тыс., до 2,5 млн. штук. На Токийской фондовой бирже подобные прогнозы активизируют инвесторов. С начала года индекс Nikkei вырос более чем на 25%. Отдельные отрасли, прежде всего крупные сети супермаркетов, порадовали персонал премиальными надбавками.
Первая схватка в предвыборной баталии прессой расценивалась как окончившаяся в пользу ДПЯ. Нападки оппозиции на правящую коалицию были аргументированно опровергнуты.
Газета «Майнити», да и другие издания, считают предстоящие выборы как «определяющие политику по многим проблемам на несколько лет вперед». Но для этого нужна победа коалиции ЛДП–«Комэйто». В верхней палате 242 места, переизбирается половина. У коалиции ЛДП–«Комэйто» 59 мест не переизбирается, для большинства необходимо получить еще 63 места. Это позволит коалиции положить конец «перекрученному парламенту». В таком случае администрация Абэ обеспечит прочные позиции на три года – до очередных выборов в верхнюю палату, получит возможность работать в условиях политической стабильности без оглядки на выборы.