Покупатель съестного придирчиво и настороженно рассматривает этикетки. Отечественному производителю есть за кого побороться. Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
Дискуссия о точках роста экономики, о необходимости ускорения ее роста, как и следовало ожидать, ширится. Мы уже выступали в «НГ» (23.12.11) с материалом на эту тему. Нет смысла повторять все заключения и предложения. Но наиболее актуальные и сегодня выводы, вероятно, стоит привести еще раз. Ни одна из предлагаемых сегодня мер – смягчение денежно-кредитной политики, расширенное финансирование социальной сферы и инфраструктуры, стимулирование экспорта готовой продукции, использование резервных фондов, снижение прибыльности госбанков и т.д. и т.п. – никакого результата в отдельности и даже в совокупности не даст. Подобные меры возможны, желательны, но все же вторичны. Как справедливо отмечалось, то же простое увеличение денежной массы сегодня способно привести к росту инфляции. Большинство из тех, кто подобные меры предлагает, хорошо это понимают.Скромные, но весомые проценты
Самое главное – создать в экономике работающий механизм инвестиций. От этого зависит все: модернизация, эффективное импортозамещение, ускорение темпов роста, внедрение инноваций (причем инновации необязательно должны быть собственными. Достаточно наиболее эффективных зарубежных).
Говоря об ускорении темпов роста экономики, чаще всего имеют в виду их простое математическое приращение. Но этим проблема далеко не исчерпывается. На нынешнем этапе развития мировой экономики значительно большее значение имеет качество роста.
Качественный эффективный рост, основанный на массовом использовании инноваций, новых технологий, повышении конкурентоспособности национальной продукции, не может быть очень большим, он – по определению – бывает лишь весьма скромным, не более трех-четырех процентных пунктов в год. Связано это с тем, что инновационное развитие предполагает существенное перераспределение потоков национальных инвестиций. Инвестиции на активацию экстенсивных факторов роста, таких, например, как добыча сырья, создание новых рабочих мест (проще говоря, «увеличение экономики вширь»), могут обеспечить значительно более высокие темпы роста, чем интенсивное инновационное развитие, предполагающее наличие таких институтов, как венчурные фонды, обязательные расходы на НИОКР, внедрение новых технологий, вложения в человеческий капитал. В таких условиях темпы роста в 3–4% в год кажутся более чем приемлемыми. Но экстенсивные факторы расширять бесконечно невозможно (это и есть суть нашей проблемы), а инновационное развитие не имеет предела. Нельзя ставить знак равенства между нашими двумя-тремя процентными пунктами роста, обусловленными в основном ростом физических объемов добычи сырья, и двумя-тремя процентными пунктами роста наиболее развитых инновационных мировых экономик.
Переформатировать спрос
Величайшее конкурентное преимущество нашей страны в том, что мы можем задействовать экстенсивные факторы развития, способные давать рост до 10% в год, но при этом очень высокого качества, способные повышать уровень жизни населения, решать насущные демографические и социальные проблемы, повышать экономическую и продовольственную безопасность.
Сегодня предлагаются различные меры ускорения роста: смягчение денежно-кредитной политики, расширенное финансирование инфраструктуры, увеличение объема госинвестиций. Но ни одна из них (за исключением, может быть, рационального снижения курса рубля) такого результата, к сожалению, не даст. Эти меры не обеспечат нового качества развития экономики и социальной сферы. Увеличение денежной массы способно привести не к росту национальной экономики, а к увеличению инфляции и импорта. Создание транспортной и иной инфраструктуры чаще всего бессмысленно без комплексного промышленного и социального освоения тех территорий, где эта инфраструктура создается (хорошим примером может быть сегодняшний БАМ). Государственные инвестиции в расширение добычи сырья, инфраструктуру, морально устаревшие отечественные промышленные предприятия, не имеющие зарубежного спроса, также не дадут требуемого эффекта.
Выход тем не менее существует. Это переформатирование существующего внутреннего спроса – с импортных высокотехнологических товаров на отечественную продукцию не очень высокого уровня передела, но жизненно необходимую отечественному потребителю. А это прежде всего покупаемое в кредит малоэтажное качественное пригородное жилье экономкласса, а также отечественные продукты питания.
В этом заинтересованы все – общество, государство, экономика, промышленность, банковская система. Отставание России по уровню обеспечения населения качественным жильем и качественными национальными продуктами питания превратится в ее важнейшее конкурентное преимущество, позволяющее стране в течение 10–12 лет расти с темпами, в 4–5 раз превышающими темпы роста экономически развитых государств с инновационной экономикой. Темпы экономического роста способны возрасти на пять-шесть процентных пунктов – с 2,5–3 до 8–9% в год. Причем это будет качественный, по сути – интенсивный рост, что невозможно при любом другом варианте социально-экономического развития. При этом наша страна будет решать попутно множество важнейших насущных проблем – от демографической до повышения национальной безопасности.
Свой дом и своя еда
Важно отметить, что предлагаемый вариант развития основан на чисто рыночных механизмах. Прежде всего на колоссальном (причем платежеспособном) спросе на жилье и качественные продукты питания, достигающем в ближайшие пять лет 30 трлн. руб. Только вследствие вытеснения импорта продуктов питания экономика получит дополнительный приток денежных средств в объеме 550–600 млрд. руб. в год. То, что уходит сегодня иностранным товаропроизводителям, останется в отечественной экономике, создавая соответствующий эффект, распространяющийся на все смежные отрасли.
По нашей оценке, объемы производства в национальном строительном, транспортном, сельскохозяйственном машиностроении, лесоперерабатывающей, мебельной промышленности через пять-шесть лет могут увеличиться более чем в 2,5–3 раза. Новые возможности для ускоренного роста получит банковский сектор. Экономике теперь как никогда будут нужны инвестиционный, ипотечный, потребительский кредиты. Массовое строительство малоэтажного жилья создаст на годы вперед основу снижения безработицы, улучшения демографической ситуации, развития малого бизнеса. Важно и то, что впервые в новейшей истории России реальные предпосылки для снижения инфляции будут созданы путем вовлечения в экономический оборот свободных денежных средств населения и значительного увеличения объема предложения отечественных товаров, в том числе жилья и сельхозпродукции.
Высокие технологии, такие как
космическая навигационная система ГЛОНАСС, у нас экзотика, их доля мала. Фото Reuters |
Естественно, что при этом должны быть пересмотрены основные принципы инвестиционной и макроэкономической политики.
Цена кредита
Инвестиции – это вторая основная сторона ускоренного и качественного роста. Значительная часть инвестиционных потоков в ближайшие годы должна направляться в сектор малоэтажного жилищного строительства и в отрасли национального сельского хозяйства, агропромышленный комплекс. Для ускорения темпов роста экономики инвестиции в мелиорацию земель и малоэтажное жилье значительно полезнее, чем вложения в морально устаревшие собственные промышленные производства. Необходимо признать, что в отдельных сферах промышленного производства мы отстали необратимо. Делать в них массовые инвестиции из любых источников (кроме зарубежных) сегодня нецелесообразно: средств нужно очень много, но данная отечественная продукция все равно не найдет массового сбыта. Ее ниши заняты. Подобные высокотехнологические производства придется развивать практически заново, шаг за шагом, на основе точечных инвестиций и при условии, что будет стабильно работать рыночный базис экономики, основанный на устойчивом потребительском спросе на жилье и продукцию сельского хозяйства. Мы это говорим прежде всего к тому, что государство должно направлять потоки капитальных ресурсов в наиболее эффективные сферы общественного производства, осуществлять индикативное планирование капитальных вложений.
Для увеличения объема инвестиций необходимо создать их работающий и эффективный механизм. По нашему глубокому убеждению, наиболее эффективным является механизм инвестиций на основе взаимодействия системы существующих коммерческих банков (включая госбанки) с национальными банками развития и системой рефинансирования Банка России.
Схема их взаимодействия должна быть строго последовательной. Банк России и Банк развития (ВЭБ) предоставляют коммерческим банкам (под их заявки) долгосрочные и недорогие кредитные ресурсы, а кредитные организации вкладывают их в конкретные инвестиционные проекты промышленности и сельского хозяйства. Только банки знают конкретных заемщиков инвестиционных ресурсов, уровень их ответственности и способны контролировать надлежащее использование кредитных ресурсов. Причем риски кредитования обязательно должны делиться между Банком развития и коммерческими банками. Это важно. Сегодня коммерческие банки не имеют долгосрочных и дешевых кредитных ресурсов в нужных объемах и несут все кредитные риски. Поэтому и кредит часто такой дорогой.
У этой схемы есть и другие, сравнительно второстепенные аспекты. В совершенствовании, в частности, нуждаются механизмы госгарантий и формирования резервов кредитных организаций по проблемным ссудам. В решении нуждается проблема сокращения количества неэффективных неработающих коммерческих банков, увеличения концентрации банковского капитала.
С нашей точки зрения, такая система инвестиций в основной капитал промышленности и агропромышленного комплекса, будь она создана в масштабах страны, и при выполнении прочих условий позволит за пять-шесть лет увеличить объем долгосрочных вложений в экономику как минимум на 40–50%. Для быстрейшего развития промышленности следовало бы продумать о создании в стране еще одного института развития – Российского промышленного банка.
* * *
И последнее. Что курс рубля по отношению к ведущим валютам давно и нерационально завышен, сказано много и многими. Но именно при предлагаемой экономической политике переход к более низкому, оптимальному курсу рубля будет наиболее экономически оправдан. Относительно слабый рубль станет надежной защитой внутреннего рынка, в том числе рынка сельскохозяйственной продукции, от нерационального импорта, что особенно актуально после вступления страны в ВТО. В то же время в предлагаемой модели есть надежные элементы противодействия инфляции, не требующие излишнего укрепления рубля.