В Южной Корее многие выступают за диалог с КНДР. Активисты антивоенного движения, одевшиеся в военную форму Севера и Юга, обнимаются в знак братства. Фото Reuters
Очередной виток военно-политической конфронтации на Корейском полуострове последовал после третьего ядерного испытания в КНДР и запуска северокорейского спутника. И напомнил мировым игрокам о необходимости вплотную заняться урегулированием проблем, которые там существуют.Первым в минувшую пятницу успеха в восстановлении переговорного трека добился Китай, получивший от спецпосланника северокорейского лидера Ким Чен Ына заверения о готовности КНДР возобновить шестисторонние переговоры.
К сожалению, высказывания президента США Барака Обамы в ходе состоявшегося ранее в этом месяце визита в США нового президента Республики Корея Пак Кын Хе свидетельствуют о том, что в основе его курса в отношении КНДР останется традиционная для американской внешней политики ставка на силу, выдвижение разного рода предварительных условий, наращивание арсенала санкций вплоть до полной финансово-экономической блокады КНДР.
Между тем не вызывает сомнений, что взаимный учет законных озабоченностей сторон в области безопасности и прекращение длящейся уже 60 лет экономической блокады КНДР образуют два минимально необходимых элемента любой будущей договоренности. Такое соглашение могло бы включать следующие моменты.
1. Возвращение КНДР в Договор о нераспространении ядерного оружия и под гарантии МАГАТЭ, включая принятие ею обязательств по Дополнительному протоколу, должно сопровождаться четким заявлением других участников переговоров, что в этом случае страна получит возможность беспрепятственно пользоваться всеми правами и возможностями, вытекающими из статьи IV ДНЯО, то есть правом на использование мирного атома. КНДР также заявляет об отказе от ядерных испытаний и присоединяется к ДВЗЯИ.
2. Подтверждается право КНДР на запуски космических летательных аппаратов мирного назначения в соответствии с Договором об использовании космического пространства в мирных целях и другими международными соглашениями, регулирующими деятельность государств в этой сфере. При этом Пхеньян в качестве жеста доброй воли отказывается от испытаний межконтинентальных баллистических ракет и боеголовок к ним. В целом ракетные программы Северной и Южной Кореи должны иметь примерно одинаковые ограничения, для чего целесообразно присоединение двух стран к международному режиму контроля за ракетными технологиями (РКРТ).
3. Указанные выше договоренности по ядерной и ракетной проблемам КНДР могли бы быть закреплены в новой резолюции СБ ООН, которая среди прочего отменяла бы те санкции, которые становились бы излишними с учетом указанных договоренностей и устанавливала бы четкий график отмены оставшихся ограничений с учетом подтверждения и соблюдения КНДР своих обязанностей по ДНЯО, РКРТ и другим международным договорам, членом которых она является либо к которым должна присоединиться.
4. С учетом глубины недоверия между Вашингтоном и Пхеньяном гарантии США в области безопасности КНДР могут приобрести необходимую степень убедительности, если они будут даны Соединенными Штатами, помимо самой КНДР, также Китаю или России, или им обоим вместе. Прецедент подобных гарантий был создан еще во время Карибского кризиса и продемонстрировал свою жизнеспособность.
5. Ликвидация имеющегося в КНДР ядерного оружия могла бы начаться с предоставлением ей гарантий безопасности со стороны США, а завершение этого процесса могло бы быть увенчано соглашением о нормализации двусторонних межгосударственных отношений между ними. В переходный период отношения между КНДР и США могли бы строиться на основе положений совместного американо-северокорейского заявления от 11 июня 1993 года и Вашингтонского совместного коммюнике США и КНДР от 12 октября 2000 года и включали бы отмену американских односторонних санкций против КНДР. Упомянутые выше гарантии безопасности и установление дипотношений могли бы стать альтернативой весьма сложной с юридической точки зрения замене соглашения о перемирии на мирный договор.
6. Нормализация межкорейских отношений могла бы быть достигнута за счет подтверждения и соблюдения КНДР и РК условий Соглашения о ненападении, примирении, обменах и сотрудничеству между Севером и Югом Кореи от 1991 года, а также деклараций двух межкорейских саммитов 2000 и 2007 годов. С учетом такого подтверждения США после вывоза северокорейского ядерного оружия и установления дипотношений с КНДР могли бы заявить об уважении безъядерного статуса полуострова (не направлять в порты и воздушное пространство РК носители ядерного оружия) и начать вывод своих войск из Южной Кореи. Командование войск ООН в Корее упраздняется.
7. Завершающим этапом политического урегулирования могло бы стать принятие обоими корейскими государствами взаимных обязательств не приглашать иностранные войска на территорию полуострова, а также взаимные гарантии США, Китая, России и Японии друг перед другом и двумя корейскими государствами не направлять свои войска в Корею. Указанные договоренности наряду с гарантиями США Северной Корее могли бы стать основой военно-политической составляющей нового механизма мира и безопасности в СВА и закреплены на соответствующем международном форуме.
8. Экономической составляющей урегулирования должен стать переход от чрезвычайной гуманитарной помощи к так называемой помощи развитию, в данном случае – модернизации экономики КНДР. Процессы глобализации и экономической интеграции, разворачивающиеся в СВА, открывают для этого дополнительные возможности. Именно вовлечение КНДР в реализацию многосторонних энергетических, транспортных и иных экономических проектов в регионе стало бы для ее правящей элиты еще одним (наряду с гарантиями безопасности) доказательством того, что мировое сообщество, и прежде всего Запад, на деле встали на путь постепенной интеграции КНДР в политические, финансовые и торгово-экономические структуры современного мира вместо попыток добиться смены режима в этой стране тем или иным путем.
Главным достоинством перечисленных мер является то, что для их реализации сторонам не придется что-то изобретать или делать какие-то отступления от существующих международных норм. Достаточно «всего лишь» соблюдать уже взятые на себя обязательства как по двусторонним договоренностям, так и международным договорам (либо присоединиться к некоторым из них).
Россия твердо выступает в пользу полной и необратимой денуклеаризации Корейского полуострова политико-дипломатическим путем. Проблемы Кореи могут получить удовлетворительное разрешение только при учете законных интересов безопасности и экономического развития всех расположенных в регионе государств. Невозможно в современном мире быть в полной безопасности, если твои соседи не чувствуют себя защищенными.