Фото Reuters
Власть в России принадлежит народу. Механизмы реализации этой власти устанавливает народ через своих представителей в законодательных органах власти.Сегодня в нашем обществе достигнут консенсус относительно максимального широкого участия политических объединений в выборах различных уровней. Министерством юстиции зарегистрировано более 60 политических партий. Еще более полутора сотен заявок на создание политических партий находятся на рассмотрении.
Но все ли эти политические объединения имеют право говорить и уж тем более принимать участие во власти от имени российского народа?
С одной стороны, политический плюрализм предусматривает равенство всех политических объединений. С другой – партия партии рознь. Есть партии более чем с десятилетней историей и высокой электоральной поддержкой, неоднократно продемонстрированной на выборах различных уровней. И есть партии, в буквальном смысле состоящие из 500 членов (менее 0,05% всех избирателей), имеющие только привлекательный бренд.
И все эти партии могут оказаться в одном бюллетене для голосования, поставив в затруднение избирателя перед его выбором. Причем в бюллетене не предусмотрено преференций ни одной партии – ни по месту печатной площади, ни по расположению, ни по цвету. А отечественные технологи придумали такие названия новым политическим партиям, которые похожи друг на друга до степени смешения: «Справедливая Россия» и «За справедливость», «Патриоты России» и Патриотическая партия России, Коммунистическая партия Российской Федерации и «Коммунисты России», «Единая Россия» и Партия национального единства России, Социалистическая партия Российской Федерации и Социальная партия России, и т.д. и т.п.
Несомненно, партии являются необходимой составной частью основ свободного демократического государства. Но для того чтобы они могли выполнять общественные задачи, возложенные на них и закрепленные Основным законом, они должны представлять интересы народа, а не небольшой группы единомышленников.
Основная задача государства и его органов состоит в обеспечении подлинного представительства населения во властных структурах.
Наверное, поэтому «старые демократии» уделяют большое внимание порядку образования и юридическому признанию политических партий у себя в государствах, обеспечивая подлинную, а не «фасадную» демократию.
Особое внимание за рубежом уделяется регулированию деятельности политических партий при формировании представительных органов власти. Такое требование содержится и в международных актах. Так, международные избирательные стандарты предполагают использование принципа пропорционального равенства политических партий, который заключается в том, что статус политических партий определяется результатами, достигнутыми на выборах (п. 2. 3b Свода рекомендуемых норм при проведении выборов, принятый Венецианской комиссией 18–19 октября 2002 года).
Анализ правовых основ проведения выборов за рубежом показывает, что процесс политической самореализации партий в большинстве зарубежных стран проходит далеко не в равных условиях, а тем более не стихийно. Практически во всех случаях законодатель отдает предпочтение крупным и традиционным партиям.
В США при децентрализованном избирательном законодательстве штаты предъявляют различные требования к кандидатам, избираемым в федеральные органы власти. В некоторых штатах кандидаты от политических партий, которые не участвовали в предыдущих выборах, для выдвижения своей кандидатуры должны собрать подписи избирателей (до 3% от числа избирателей округа).
В ФРГ политические партии, если они не представлены в Бундестаге, должны собрать в свою поддержку до 2 тыс. подписей избирателей в каждой земле, в которой выдвигаются земельные списки, а в одномандатном округе – 200 подписей избирателей. Только партии, которые после последних выборов непрерывно имеют в Бундестаге или Ландтаге не менее пяти выдвинутых ими депутатов, а также партии национальных меньшинств могут выдвигать кандидата без сбора подписей.
В Канаде, чтобы быть зарегистрированной для участия в федеральной избирательной кампании, партия должна иметь либо как минимум 12 депутатов в прошлом составе палаты представителей, либо выдвинуть не менее 50 кандидатов на выборах в новый состав палаты.
В Турции кандидатов вправе выдвигать политические партии, если партия имеет отделения не менее чем в половине провинций и не менее чем в 1/3 районов в этих провинциях, проводила съезд не менее чем за 6 месяцев до выборов либо имеет фракцию в парламенте.
Подобный ограничительный подход характерен также для законодательства Швеции.
Стремление обеспечить определенные преимущества на выборах в первую очередь влиятельным партиям просматривается и тогда, когда право бесплатного пользования эфирным временем распространяется только на партии, представленные в прошлом составе парламента (Италия, Швеция, Австрия), или когда для участия в выборах требуется выдвижение кандидатов в весьма высоком минимуме избирательных округов (Англия, Франция, Канада, Нидерланды, Мексика).
В США бесплатный эфир для теледебатов предоставляется только для кандидатов двух ведущих партий – Республиканской и Демократической. Джилл Стейн – зарегистрированный кандидат от Партии зеленых – на последних президентских выборах была арестована при попытке устроить напротив места проведения дебатов между двумя из более чем трех десятков кандидатов – Бараком Обамой и Миттом Ромни в пригороде Нью-Йорка «сидячий пикет» в качестве протеста против недопущения представителей так называемых третьих партий к участию в теледебатах.
Зарубежный опыт правового регулирования партийной деятельности показывает, что законодательство, предоставляя партиям широкие возможности для участия в политической жизни страны, в то же время препятствует образованию и функционированию мелких, авторитарных или националистических партий, использованию их в антигосударственных, деструктивных целях.
Большое внимание в зарубежном законодательстве уделяется принципам и критериям оказания государственной финансовой поддержки деятельности политических партий, конкретным условиям и механизму распределения соответствующих бюджетных ассигнований. Один из главных вопросов, который неизменно попадает под регулирование практически во всех странах, – это определение круга партий, которые имеют право на государственное финансирование, в том числе и в период проведения предвыборной агитации.
Государственное финансирование в большинстве случаев является привилегией зарегистрированных политических партий, принимающих участие в выборах и получающих определенный законом минимальный процент голосов. Условия предоставления государственных субсидий сформулированы так, что создают определенные преимущества наиболее крупным и влиятельным партиям.
В законе «О политических партиях» ФРГ записано, что «размер предоставляемых средств может соответствовать значению конкретной партии... Значение партий определяется, в частности, результатами последних выборов в органы народного представительства».
В законодательстве ФРГ предусмотрено немало других преимуществ для партий-лидеров. Если, например, основной массе участников избирательных кампаний бюджетные субсидии предоставляются в виде компенсаций их соответствующих финансовых издержек, то партиям, которые «добиваются результатов, позволяющих предполагать, что они выполнят условия, необходимые для возмещения расходов на избирательную кампанию», средства на возмещение таких расходов могут предоставляться авансом.
В Италии тоже основным условием для получения государственных дотаций является не просто участие партий в парламентских выборах, а выдвижение под собственной эмблемой списка кандидатов в более чем двух третях избирательных округов и получение поддержки не менее 300 тыс. избирателей, или 2% всех признанных действительными голосов.
Согласно законодательству США, бюджетные субсидии для участия в президентских выборах формально имеют право получать кандидаты любой партии и даже независимые кандидаты. Но для этого необходимо, чтобы на предыдущих выборах они собрали не менее 5% голосов. Сумма выделяемых на эти цели государственных средств определяется пропорционально уровню электоральной поддержки. Например, для проведения партийных национальных конвентов на выборах президента США 6 ноября 2012 года по 17,7 млн. долл. из федерального бюджета получили только две политические партии из 38 зарегистрированных в качестве участников – Республиканская и Демократическая.
В бюджете Испании устанавливается общая сумма, выделяемая на финансирование политических партий. Указанная сумма, согласно закону 1987 года, делится на три равные части. Первая распределяется между партиями, представленными в нижней палате, пропорционально числу полученных мест в нижней палате – Конгрессе депутатов. Вторая и третья распределяются пропорционально числу голосов, полученных партиями, при этом не учитываются округа, в которых партии получили менее 3% голосов.
Поддерживая стабильное и поступательное развитие своей страны во благо народа, соблюдения прав и свобод граждан, каждое государство стремится создать оптимальные условия функционирования своей политической системы. И каждое государство стремится обеспечить баланс между коллективными интересами политической партии и общепризнанными демократическими принципами, в основе которых лежит свободная и не фальсифицированная воля народа, основанная на осознанном выборе населения и реальной работе политических объединений.
Учитывая это, а также современный уровень развития политических партий, некоторые парламентские партии предлагают предусмотреть в законе о выборах депутатов Госдумы дополнительные требования для регистрации списков кандидатов, выдвинутых непарламентскими партиями. Для участия в выборах они должны доказать, что имеют хотя бы минимальную поддержку избирателей и их участие в выборах не будет неоправданным расходованием бюджетных средств. Например, таким показателем могло бы быть определенное количество депутатов партии в региональных парламентах или представительных органах местного самоуправления.