Екатерина Семенова выступает за цивилизованный подход в решении деликатных проблем Подмосковья. Фото Анастасии Великой
5 мая православные россияне празднуют один из главных христианских праздников – Пасху. О том, как будет проходить этот день в Подмосковье, корреспонденту «НГ» Савелию ВЕЖИНУ рассказала министр потребительского рынка и услуг Московской области Екатерина СЕМЕНОВА.– Екатерина Юрьевна, с какими проблемами ежегодно сталкивается Подмосковье при прохождении периода Пасхи и связанного с ним массового посещения кладбищ?
– Я бы не говорила о каких-то проблемах. Есть четко выработанные правила, регламенты и рекомендации, описывающие подготовку, организацию и процесс проведения данных мероприятий. У нас есть базовое и основополагающее федеральное законодательство, а конкретно для Подмосковья на 2013 год разработано распоряжение «О мерах по упорядочению работы кладбищ на территории Московской области». Речь идет о кратком конспекте, подготовленном и для органов муниципальной власти, и для профильных министерств, в котором прописаны основные этапы процедуры обеспечения безопасности населения и надлежащего функционирования кладбищ на территории Подмосковья в дни массовых посещений кладбищ.
– Можно ли более подробно описать, какие именно задачи должны решить органы местного самоуправления в канун празднования Пасхи?
– Главная цель – сделать для наших жителей посещение кладбищ максимально безопасным и удобным. К дням наибольшего количества посещений кладбищ относятся дни традиционных религиозных праздников – Вербное воскресенье, в этом году 28 апреля; Пасха, 4 и 5 мая; Красная горка, 12 мая; Радоница, поминание усопших, 14 мая; День Святой Троицы, 23 июня. Приходят россияне на кладбища и в день празднования Великой Победы, 9 Мая.
Прежде всего на органы местного самоуправления возложена задача организовать работу по приведению в надлежащее состояние кладбищ, а также создать все необходимые условия для тех посетителей, которые захотят самостоятельно навести порядок на территории родственных захоронений. Речь идет об уборке мусора, текущем ремонте фасадов зданий и ограждений кладбищ, о завозе песка, обеспечении водоснабжения, установке временных туалетных кабин на кладбищах, ремонте подъездов и подходов к кладбищам, а также братских, воинских захоронений и прилегающих к ним территорий, памятников, обелисков, мемориальных досок и других памятных знаков погибшим в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Второй этап – совместно с профильными министерствами Московской области органы местного самоуправления должны обеспечить охрану общественного порядка, безопасность дорожного движения и антитеррористическую защиту граждан, организовать медицинское обслуживание, организовать и скоординировать транспортное обслуживание населения.
– Какие меры предпринимаются для осуществления беспрепятственного подъезда к кладбищам? Какая работа проводится совместно с ГИБДД и в каком формате происходит сотрудничество?
– Одна из основных задач – максимально разгрузить дороги, трассы и подъезды к кладбищам. Известно, что проблема «пробок» в регионе – одна из острейших. Поэтому общественный транспорт будет организован таким образом, чтобы гражданам было действительно практично в эти дни отказаться от личных авто. Речь идет и об организации дополнительных и специальных автобусных маршрутов. Конечно же, в такие дни будет наложено вето и на дорожные работы. Главное управление дорожного хозяйства Московской области обеспечит своевременные, до дней массовых посещений кладбищ, мероприятия по приведению в надлежащее состояние участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения на подъездах к кладбищам.
– Что делается для обеспечения медицинской помощью? Часто ли она требуется?
– Какой-то особой статистики на данный счет нет, но это не отменяет взаимодействия и наиболее тесного сотрудничества в такие дни Министерства здравоохранения Московской области с органами местного самоуправления. Чтобы максимально исключить какие-то проблемы со здоровьем граждан на территориях, прилегающих к кладбищам, полностью запрещена реализация алкогольной продукции.
– Как проходит работа с местными властями: формат, рекомендации, сложности? Осуществляется ли ремонт зданий, захоронений, завоз песка; обеспечение водой, ситуация с туалетами, проходы к кладбищам и по ним (ремонт дорожек, таблички, указатели)?
– В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание мест захоронения и организация ритуальных услуг отнесены к вопросам местного значения муниципальных образований. Указанные полномочия органы местного самоуправления реализуют самостоятельно и за счет средств местных бюджетов.
Наше министерство в данном случае выполняет роль координатора. Мы ведем мониторинг, выявляем проблематику и формируем механизм ее решения. Кладбища на территории Подмосковья должны быть стандартными – соответствовать единому критерию внешнего вида. Министерство потребительского рынка и услуг для органов местного самоуправления разработало «Методические рекомендации по разработке правил содержания мест погребения (кладбищ), порядка их деятельности».
Каждое кладбище в обязательном порядке должно быть выделено «красной линией». Речь идет об ограждениях высотой не менее двух метров. Пока, к сожалению, даже это минимальное требование не всегда выполняется, не говоря уже об оборудовании наружного освещения, выделенных дорожных и пешеходных зонах, мусоросборочных контейнерах. Мы считаем необходимым наличие на территории кладбищ указателей расположения зданий и сооружений, пункта выдачи инвентаря, общественных туалетов.
Говоря откровенно, создать цивилизованные условия для того, чтобы уход за могилами был максимально удобен, не так уж и трудно. Для питьевых и хозяйственных нужд необходимо в обязательном порядке предусмотреть подключение сети хозяйственно-питьевого водопровода от сетей города, поселка или от резервуаров, наполняемых привозной водой.
Необходимо создать все условия и для посещения кладбищ маломобильными группами населения, инвалидами. Поэтому на пешеходных путях кладбищ, на участках кварталов и непосредственно около мест захоронения следует устраивать места отдыха, например, скамьи, места, где можно укрыться от дождя, – беседки и навесы. Для облегчения движения инвалидных колясок должны быть оборудованы пандусы.
Кладбище – это не только территория захоронений. Есть еще и так называемая прикладбищенская зона, которая, в свою очередь, предполагает уже наличие автостоянки, остановок общественного транспорта (не далее 150 м от входа на кладбище), оборудованных павильоном-навесом, защищающим от атмосферных осадков; стационарные и нестационарные, оснащенные прилавком и светопрозрачным козырьком, объекты торговли цветами и ритуальными товарами и нестационарные объекты торговли цветами и ритуальными товарами, площадки для ожидания и сбора родственников, сопровождающих траурную процессию.
Хотелось бы со страниц вашей газеты призывать всех жителей Подмосковья к мониторингу состояния местных кладбищ. Нам важна вся информация, которая будет поступать от жителей Подмосковья, с тем чтобы уже по факту принимать меры. На нашем сайте вы сможете найти все необходимые контакты.
– На какой период приходится пик посещаемости: Вербное воскресенье, Пасха, Красная горка, Радуница – день поминовения усопших, день Святой Троицы?
Пасха – светлый праздник веры, надежды и любви. Фото Артема Житенева (НГ-фото) |
– Екатерина Юрьевна, тема погребений – одна из важнейший и самых сложных одновременно. Какие проблемы, тенденции в данной сфере у Московской области?
– Похоронная отрасль – это серьезная и масштабная тема. С одной стороны – это забота, сострадание, помощь. Память, дань уважения тем, кто был рядом с нами, воспитание будущих поколений и сохранение традиций. Я согласна с утверждением, что только потеря близких и дорогих позволяет по-настоящему понимать главное и ценить жизнь.
В Московской области 1613 кладбищ, из них открыто 1313 кладбищ, на остальных кладбищах возможны только подзахоронения. Я кратко перечислю основную проблематику сектора. Первое и главное – дефицит земли под захоронения.
Второе – это отсутствие правоудостоверяющих документов на землю под кладбищами. Ранее земля под кладбищами как объектами похоронного назначения была государственная. Должного правового оформления выделяемых под кладбище земельных участков не проводилось, правоудостоверяющие документы не издавались. Как итог – до настоящего времени большая часть кладбищ, расположенных на территории Московской области, не имеет четко установленных границ, земельные участки под ними не оформлены, захоронения умерших граждан осуществляются фактически на землях, имеющих другое целевое назначение (земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения и др.).
Основной проблемой, связанной с размещением кладбищ на территории Московской области и оформлением права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, является отсутствие у органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области опыта и практики оформления в муниципальную собственность земельных участков под кладбищами. До настоящего времени органы местного самоуправления практически не занимались вопросами оформления права муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами, находящимися на землях лесного фонда, так как данная процедура крайне сложна и длительна по времени. В настоящее время оформление кладбищ, расположенных на землях лесного фонда и в водоохранных зонах рек и иных водоемов, представляет проблему № 1 в данной тематике.
– Финансовый вопрос: сколько выделяется средств и каковы источники бюджетирования?
– В данном вопросе вы подняли одну из проблем похоронной отрасли региона. Бюджет области не предусматривает финансирование организации и содержания кладбищ. Все содержание исключительно за счет бюджетов муниципальных образований.
При этом в Московской области, одном из немногих субъектов Российской Федерации, установлен норматив расходов на содержание мест захоронения. В 2012 году норматив был установлен в размере 242,798 рубля на один гектар площади. В 2013 году норматив составил 237,049 рубля на один гектар площади. Проведенный мониторинг показал, что большинство муниципальных образований Московской области предусматривают в местных бюджетах средства на содержание в меньшем объеме и направляют их на иные цели, поскольку исполнение бюджета муниципального образования и контроль за исполнением данного бюджета относятся к вопросам местного значения. Расходы муниципальных образований Московской области на содержание мест захоронения недостаточны. И из-за недостаточного объема бюджетных средств, направленных на содержание кладбищ, благоустройство кладбищ осуществляется в муниципальных образованиях на ненадлежащем уровне.
– Екатерина Юрьевна, не углубляясь в профессиональные термины, обозначьте основные векторы развития похоронной отрасли в Московской области.
– Первое и главное – работа над совершенствованием законодательства с тем, чтобы отрасль стала абсолютно прозрачной и понятной. Федеральное законодательство этой сферы не менялось 20 лет, оно устарело морально и не соответствует современным требованиям. Кроме того, здесь имеют место высокий теневой оборот и криминальный оттенок. Поэтому в первую очередь необходимо навести порядок на уровне законодательства. Более того, я за усиление государственного контроля в этой сфере. Нельзя наживаться на потерях других людей. Второе – создание сектора высококачественных и доступных услуг. Третье – сформировать набор обязательного перечня услуг достойного уровня, гарантированный каждому жителю региона. Четвертое – организация службы «одного окна». Пятое – строительство мемориальных комплексов, открытие новых мест для захоронений. Шестое – работа над законодательством с учетом мировой практики, лучших законодательных практик развитых стран. Седьмое – привлечение инвесторов в данный сектор рынка. Нужно вывести данный сектор из тени, стряхнуть с него коррупционную составляющую, предоставить возможности для добропорядочных компаний, инвесторов.
– Появятся ли в Подмосковье кладбища, которыми можно будет действительно гордиться, как американцы – Арлингтонским национальным кладбищем, британцы – военным кладбищем в Кембридже, французы – военно-мемориальным комплексом Омаха-Бич?
– Московская область – одна из старейших. Мы гордимся такими городами, как Звенигород, Волоколамск, Дмитров, и многими другими. У нас есть своя история. В то же время регион является лидером по строительству, у нас много новостроек, новых спальных районов. Подмосковье очень индивидуально. Мы можем похвастаться наукоградами и самыми знаменитыми военными дивизиями, историческими местами, природой. Есть чем гордиться. А вот памяти о людях, которые много сделали для Подмосковья, для страны, – у нас пока нет. Нет в Подмосковье ни одного мемориального комплекса для военных, для ветеранов, для тех, кто погиб при исполнении служебного долга, принимал участие в боевых действиях. Это неправильно.
Развивая условия жизни, улучшая ее качество, нельзя забывать о памяти, нельзя игнорировать традиции. Необходимо формировать культурное наследие края. Необходимо вывести похоронное дело на абсолютно новый, современный, цивилизованный уровень. Вопрос строительства на территории Московской области архитектурно-мемориального комплекса поднимался Сергеем Кужегетовичем Шойгу. Андрей Юрьевич Воробьев продолжил реализацию поставленной задачи. И сегодня я уже смело могу говорить о том, что собственный мемориальный комплекс у Московской области будет.