0
4265
Газета Идеи и люди Интернет-версия

24.04.2013 00:01:00

"Аэрофлот" зачет сдал

Тэги: авиация, аэрофлот, счетная палата


Счетная палата на днях проверяла «Аэрофлот». Целью ее было понять, почему порой билеты этой авиакомпании дороже, чем у других российских авиаперевозчиков. Совершенно непонятно, зачем для этого привлекать аудиторов СП, которые потратили на свои исследования чуть ли не целый квартал. Вполне можно было спросить специалистов рынка или пассажиров – те доступно объяснили бы, почему, к примеру, когда билет в Санкт-Петербург у «Аэрофлота» стоит 3729 руб., а у «Сибири» – 3479 руб., они выбирают «Аэрофлот».
Все же просто – лететь самолетами (отмечу, новенькими, как с иголочки) «Аэрофлота» безопаснее, сервис в них лучше, а расписание – удобнее. Вот и вся недолга. Не имея ничего против «Сибири», все же хочу отметить, что не зря авиакомпания провела ребрендинг и сегодня носит название S7 Airlines. А бренд «Аэрофлота»? Он что, ничего не стоит? В общем, ситуация и понятна, и объяснима – люди платят больше за большую уверенность и больший комфорт. Ровно такие же выводы сделали и сотрудники Счетной палаты. Стоило ли огород городить?
Действительно, в выводах аудиторов СП присутствует следующее объяснение: цена на билеты определяется выгодными слотами (время отправления и прибытия) и обновленным парком воздушных судов. Все – можно ставить точку и закрывать вопрос о проверке. Однако ж нет! В сообщении Счетной палаты было еще и утверждение о неких «неэффективных» расходах корпорации, за которые и зацепились некоторые СМИ.
Но, почитав отчет внимательно, можно сказать только одно – ревизия прошла для компании вполне позитивно. В отличие от многих аудитов госкомпаний (вспомним «Сколково», ОПК и другие) в «Аэрофлоте» СП не выявила никаких серьезных нарушений. Нет сообщений о многомиллиардных растратах, нет уголовных дел. Есть некоторое сетование на «неэффективность», без расшифровки того, что СП подразумевает под этими словами. Приведу цитату из отчета аудиторов: «Установлены случаи принятия советом директоров экономически неэффективных решений в части создания и управления дочерними и зависимыми обществами».
Давайте разберемся с этим вопросом подробнее. «Аэрофлот» – государственная корпорация в отличие от многих других, бороздящих воздушные просторы. И в своей ежедневной деятельности помимо собственно перевозок пассажиров обязана нести и высокую государственную миссию. Так, например, еще в начале 2010 года было принято решение о том, что именно «Аэрофлот» должен заняться консолидацией государственных авиакомпаний страны. «Владивосток Авиа», «Сахалинские авиатрассы», «Оренбургские авиалинии», «Донавиа» и ГТК «Россия» – все эти компании сегодня являются дочерними структурами авиаперевозчика и требуют серьезнейших финансовых и организационных вложений.
Стратегия развития «Аэрофлота» подразумевает разработку трех воздушных стандартов: «Премиум», «Регион» и «Турист». «Оренбургские авиалинии» перейдут под чартерные перевозки и станут основой для стандарта «Турист» (дешевые внутрироссийские перелеты). «Владивосток Авиа» и «Сахалинские авиатрассы» после объединения обеспечат полеты на Дальнем Востоке (стандарт «Регион»), тогда как «Россия» будет главным перевозчиком на северо-западе, а «Донавиа» – на юге страны. Все эти усилия потребуют как ребрендинга, так и нового авиапарка. Кому-то это может показаться неэффективным. Действительно, зачем вкладывать деньги в убыточные рейсы с Дальнего Востока? Не проще ли оставить эту часть страны вариться в собственном соку? С государственной точки зрения – не проще. Именно поэтому, кстати, в 2010 году бывший тогда премьер-министром Владимир Путин потребовал, чтобы продолжались перевозки льготников, чтобы не было увольнений сотрудников новых компаний, вошедших в «Аэрофлот», ну и, конечно же, чтобы корпорация закупала больше отечественной авиатехники.
В рамках этой государственной программы «Аэрофлот» уже закупил 10 самолетов Sukhoi Superjet 100 и законтрактовал еще 30 (с опционом в 15) самолетов этой модели. Кроме главного российского авиаперевозчика на сегодня лишь компания «Якутия» приобрела два самолета Superjet. И только пример «Аэрофлота» дал понять другим авиакомпаниям нашей страны, что Superjet – вполне работоспособная машина. Вслед за «Аэрофлотом» и «Якутией» потянулись «Ютэйр», «Газпромавиа» и «Трансаэро» внутри страны, а также восемь иностранных перевозчиков (твердые контракты есть пока только у Лаоса и Мексики). Возможно, кто-то сочтет и эти траты «Аэрофлота» на Superjet неэффективными. Но если бы не они, на магистральном гражданском самолетостроении в России можно было бы ставить крест.
Что же до других «неэффективных» трат, то хочу отметить, что в прошлом году – как только «Аэрофлот», по версии Air Transport World (ATW), вошел в топ-10 всех авиаперевозчиков мира, а по версии Airline Business, стал третьим в Европе по финансовым результатам – против авиакомпании началась настоящая информационная война в зарубежных СМИ. Сколько стоит отстаивание репутации и какие издержки могла понести корпорация, если бы сидела сложа руки? Просчитала ли этот вопрос Счетная палата? Или ограничилась констатацией, что в цене билета «9,5% – организация и обеспечение выполнения авиаперевозок (продажа, реклама, иные административные расходы)»? Да и то, почему-то никого не волнует, много это или мало? У той же Turkis Airlines этот показатель составляет 11%, а у Lufthansa – 5%. То есть траты вполне на рыночном уровне.
Что же до других оценок Счетной палаты, то надо отметить, что действительно слоты у «Аэрофлота» очень удобные. Но слоты тоже стоят денег! Из последних примеров – авиакомпания United приобрела два слота в Хитроу за 209 млн. долл. То есть слоты – это дорогой актив, приобретаемый авиакомпаниями для того, чтобы их пассажирам не пришлось чувствовать себя людьми третьего сорта, прилетая на отдых или по делам за рубеж в неудобное время, пользуясь дорогим трансфером и заселяясь в гостиницы с потерей целого дня. Кстати, некоторые компании стоят дорого именно из-за имеющихся слотов, а не из-за авиапарка, профессионализма летчиков и иных активов.
Впрочем, с «иными» активами у «Аэрофлота» тоже все в порядке, что и подтверждает СП РФ, указывая, что пассажиры выбирают именно этого перевозчика из-за «обновленного парка» самолетов. На сегодня у «Аэрофлота» – самый молодой самолетный парк в Европе. 135 воздушных судов, из которых большинство – Airbus и Boeing последних моделей. Из последних новостей – 11 апреля «Аэрофлот» ввел в эксплуатацию лайнер А320 «Н. Басов», а уже 19 апреля во флоте корпорации появился новенький лайнер А320 «А. Попов». Два новых магистральных лайнера чуть более чем за неделю – неплохо!
Ну и, конечно же, нельзя не вспомнить, что впервые в этом году «Аэрофлот» вошел в список крупнейших в мире компаний Forbes Global 2000. Единственный авиаперевозчик из 30 российских корпораций и один из всего лишь 23 мировых авиакомпаний, попавших в этот список... Высокие показатели по выручке, размерам прибыли, общей сумме активов и рыночной капитализации дали возможность «Аэрофлоту» войти в мировую бизнес-элиту. Собственно, Счетная палата и сама признает значительные достижения менеджмента «Аэрофлота»: «В 2011 году рост объема пассажирских авиаперевозок увеличился на 24,2%, в том числе доходы на международных воздушных линиях выросли на 22,3% к уровню 2010 года и обеспечили 75,7% общего объема доходов пассажирских перевозок. Доходы на внутренних воздушных линиях выросли на 30,6%». Всего за 2011 год перевезены бортами компании более 14 млн. человек. Добавлю, что цифры за 2012 год не менее впечатляющие – в прошлом году «Аэрофлот» перевез 17,7 млн. человек, а с учетом «дочек» – 27,5 млн.
Нынешняя проверка «Аэрофлота» вполне в духе времени. Президент неоднократно заявлял об усилении борьбы с коррупцией, и, конечно, Счетная палата как один из важнейших участников этого процесса просто не может не найти хоть какого-то негатива у проверяемых – у нее просто нет других вариантов. Однако в данном случае суховатые формулировки отчета аудиторов надо читать так: в «Аэрофлоте» – все в порядке, теперь мы идем к вам…  

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1005
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2836
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1601
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1968

Другие новости