0
4305
Газета Идеи и люди Интернет-версия

24.04.2013 00:01:00

"Аэрофлот" зачет сдал

Тэги: авиация, аэрофлот, счетная палата


Счетная палата на днях проверяла «Аэрофлот». Целью ее было понять, почему порой билеты этой авиакомпании дороже, чем у других российских авиаперевозчиков. Совершенно непонятно, зачем для этого привлекать аудиторов СП, которые потратили на свои исследования чуть ли не целый квартал. Вполне можно было спросить специалистов рынка или пассажиров – те доступно объяснили бы, почему, к примеру, когда билет в Санкт-Петербург у «Аэрофлота» стоит 3729 руб., а у «Сибири» – 3479 руб., они выбирают «Аэрофлот».
Все же просто – лететь самолетами (отмечу, новенькими, как с иголочки) «Аэрофлота» безопаснее, сервис в них лучше, а расписание – удобнее. Вот и вся недолга. Не имея ничего против «Сибири», все же хочу отметить, что не зря авиакомпания провела ребрендинг и сегодня носит название S7 Airlines. А бренд «Аэрофлота»? Он что, ничего не стоит? В общем, ситуация и понятна, и объяснима – люди платят больше за большую уверенность и больший комфорт. Ровно такие же выводы сделали и сотрудники Счетной палаты. Стоило ли огород городить?
Действительно, в выводах аудиторов СП присутствует следующее объяснение: цена на билеты определяется выгодными слотами (время отправления и прибытия) и обновленным парком воздушных судов. Все – можно ставить точку и закрывать вопрос о проверке. Однако ж нет! В сообщении Счетной палаты было еще и утверждение о неких «неэффективных» расходах корпорации, за которые и зацепились некоторые СМИ.
Но, почитав отчет внимательно, можно сказать только одно – ревизия прошла для компании вполне позитивно. В отличие от многих аудитов госкомпаний (вспомним «Сколково», ОПК и другие) в «Аэрофлоте» СП не выявила никаких серьезных нарушений. Нет сообщений о многомиллиардных растратах, нет уголовных дел. Есть некоторое сетование на «неэффективность», без расшифровки того, что СП подразумевает под этими словами. Приведу цитату из отчета аудиторов: «Установлены случаи принятия советом директоров экономически неэффективных решений в части создания и управления дочерними и зависимыми обществами».
Давайте разберемся с этим вопросом подробнее. «Аэрофлот» – государственная корпорация в отличие от многих других, бороздящих воздушные просторы. И в своей ежедневной деятельности помимо собственно перевозок пассажиров обязана нести и высокую государственную миссию. Так, например, еще в начале 2010 года было принято решение о том, что именно «Аэрофлот» должен заняться консолидацией государственных авиакомпаний страны. «Владивосток Авиа», «Сахалинские авиатрассы», «Оренбургские авиалинии», «Донавиа» и ГТК «Россия» – все эти компании сегодня являются дочерними структурами авиаперевозчика и требуют серьезнейших финансовых и организационных вложений.
Стратегия развития «Аэрофлота» подразумевает разработку трех воздушных стандартов: «Премиум», «Регион» и «Турист». «Оренбургские авиалинии» перейдут под чартерные перевозки и станут основой для стандарта «Турист» (дешевые внутрироссийские перелеты). «Владивосток Авиа» и «Сахалинские авиатрассы» после объединения обеспечат полеты на Дальнем Востоке (стандарт «Регион»), тогда как «Россия» будет главным перевозчиком на северо-западе, а «Донавиа» – на юге страны. Все эти усилия потребуют как ребрендинга, так и нового авиапарка. Кому-то это может показаться неэффективным. Действительно, зачем вкладывать деньги в убыточные рейсы с Дальнего Востока? Не проще ли оставить эту часть страны вариться в собственном соку? С государственной точки зрения – не проще. Именно поэтому, кстати, в 2010 году бывший тогда премьер-министром Владимир Путин потребовал, чтобы продолжались перевозки льготников, чтобы не было увольнений сотрудников новых компаний, вошедших в «Аэрофлот», ну и, конечно же, чтобы корпорация закупала больше отечественной авиатехники.
В рамках этой государственной программы «Аэрофлот» уже закупил 10 самолетов Sukhoi Superjet 100 и законтрактовал еще 30 (с опционом в 15) самолетов этой модели. Кроме главного российского авиаперевозчика на сегодня лишь компания «Якутия» приобрела два самолета Superjet. И только пример «Аэрофлота» дал понять другим авиакомпаниям нашей страны, что Superjet – вполне работоспособная машина. Вслед за «Аэрофлотом» и «Якутией» потянулись «Ютэйр», «Газпромавиа» и «Трансаэро» внутри страны, а также восемь иностранных перевозчиков (твердые контракты есть пока только у Лаоса и Мексики). Возможно, кто-то сочтет и эти траты «Аэрофлота» на Superjet неэффективными. Но если бы не они, на магистральном гражданском самолетостроении в России можно было бы ставить крест.
Что же до других «неэффективных» трат, то хочу отметить, что в прошлом году – как только «Аэрофлот», по версии Air Transport World (ATW), вошел в топ-10 всех авиаперевозчиков мира, а по версии Airline Business, стал третьим в Европе по финансовым результатам – против авиакомпании началась настоящая информационная война в зарубежных СМИ. Сколько стоит отстаивание репутации и какие издержки могла понести корпорация, если бы сидела сложа руки? Просчитала ли этот вопрос Счетная палата? Или ограничилась констатацией, что в цене билета «9,5% – организация и обеспечение выполнения авиаперевозок (продажа, реклама, иные административные расходы)»? Да и то, почему-то никого не волнует, много это или мало? У той же Turkis Airlines этот показатель составляет 11%, а у Lufthansa – 5%. То есть траты вполне на рыночном уровне.
Что же до других оценок Счетной палаты, то надо отметить, что действительно слоты у «Аэрофлота» очень удобные. Но слоты тоже стоят денег! Из последних примеров – авиакомпания United приобрела два слота в Хитроу за 209 млн. долл. То есть слоты – это дорогой актив, приобретаемый авиакомпаниями для того, чтобы их пассажирам не пришлось чувствовать себя людьми третьего сорта, прилетая на отдых или по делам за рубеж в неудобное время, пользуясь дорогим трансфером и заселяясь в гостиницы с потерей целого дня. Кстати, некоторые компании стоят дорого именно из-за имеющихся слотов, а не из-за авиапарка, профессионализма летчиков и иных активов.
Впрочем, с «иными» активами у «Аэрофлота» тоже все в порядке, что и подтверждает СП РФ, указывая, что пассажиры выбирают именно этого перевозчика из-за «обновленного парка» самолетов. На сегодня у «Аэрофлота» – самый молодой самолетный парк в Европе. 135 воздушных судов, из которых большинство – Airbus и Boeing последних моделей. Из последних новостей – 11 апреля «Аэрофлот» ввел в эксплуатацию лайнер А320 «Н. Басов», а уже 19 апреля во флоте корпорации появился новенький лайнер А320 «А. Попов». Два новых магистральных лайнера чуть более чем за неделю – неплохо!
Ну и, конечно же, нельзя не вспомнить, что впервые в этом году «Аэрофлот» вошел в список крупнейших в мире компаний Forbes Global 2000. Единственный авиаперевозчик из 30 российских корпораций и один из всего лишь 23 мировых авиакомпаний, попавших в этот список... Высокие показатели по выручке, размерам прибыли, общей сумме активов и рыночной капитализации дали возможность «Аэрофлоту» войти в мировую бизнес-элиту. Собственно, Счетная палата и сама признает значительные достижения менеджмента «Аэрофлота»: «В 2011 году рост объема пассажирских авиаперевозок увеличился на 24,2%, в том числе доходы на международных воздушных линиях выросли на 22,3% к уровню 2010 года и обеспечили 75,7% общего объема доходов пассажирских перевозок. Доходы на внутренних воздушных линиях выросли на 30,6%». Всего за 2011 год перевезены бортами компании более 14 млн. человек. Добавлю, что цифры за 2012 год не менее впечатляющие – в прошлом году «Аэрофлот» перевез 17,7 млн. человек, а с учетом «дочек» – 27,5 млн.
Нынешняя проверка «Аэрофлота» вполне в духе времени. Президент неоднократно заявлял об усилении борьбы с коррупцией, и, конечно, Счетная палата как один из важнейших участников этого процесса просто не может не найти хоть какого-то негатива у проверяемых – у нее просто нет других вариантов. Однако в данном случае суховатые формулировки отчета аудиторов надо читать так: в «Аэрофлоте» – все в порядке, теперь мы идем к вам…  

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
913
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1138
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1039
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1030

Другие новости