0
3004
Газета Идеи и люди Интернет-версия

27.02.2013 00:00:00

Наказание и профилактика

Николай Тебин

Об авторе: Николай Петрович Тебин - старший научный сотрудник Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: япония, дороги, пдд


япония, дороги, пдд Пешеходы и водители – в близком соседстве. Задача состоит в том, чтобы снизить уровень конфликтности.
Фото Reuters

В декабре в России завершилась Федеральная целевая программа (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах». При ее утверждении задачей ставилось снизить смертность в ДТП в 1,5 раза – с 35 тыс. до 23 тыс. в год. Главная объявленная цель программы не была достигнута. По последним официальным данным, в 2012 году на дорогах России погибло 27,9 тыс. человек.

С учетом полученного опыта была составлена и в конце 2012 года утверждена премьер-министром России Дмитрием Медведевым концепция новой Федеральной целевой программы (ФЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах». Сейчас она обсуждается, корректируется и ждет утверждения распоряжением правительства. Главная цель – снизить число погибших в ДТП до 19 тыс. человек к 2020 году. 19 тыс. – много это или мало? Все познается в сравнении.

Оборотная сторона прогресса

Подмечено: многие социально-экономические проблемы возникают у нас с отставанием на 20–30 лет от Японии, которая в послевоенные годы быстро прошла путь от авторитаризма к демократии на основе рыночных отношений и контролируемой конкуренции. Это обеспечило рост благосостояния граждан, выход страны в число лидеров в мире по уровню заработной платы и ВВП на душу населения и т.п.

Рост благосостояния – не только благо. В Японии быстрая автомобилизация вызвала необходимость решения проблем пробок на дорогах, нехватки парковок, загрязнения окружающей среды и, главное, обеспечения безопасности движения. Сначала число ДТП удвоилось всего за несколько лет. В 1970 году погибло 16 765 человек – это был пиковый показатель смертности. Принятыми мерами тенденцию удалось сдержать, несмотря на рост числа автомобилей в стране с 17,3 млн. в 1970 году до 74,0 млн. в 2005-м. Сейчас идет уже девятая пятилетняя программа обеспечения безопасности на дорогах. Количество погибших уменьшилось до 4411 человек в 2012 году.

У японских пятилеток и наших ФЦП многое сходно, вплоть до деталей – например, рекомендация о физическом разделении встречных потоков как защите от лобовых столкновений.

Однако при сравнении конкретного продвижения в снижении количества жертв и пострадавших в ДТП Япония явно впереди. Это связано с более эффективной практикой внедрения мер безопасности на дорогах.

Сколько длится неделя безопасности

В Японии намного интенсивней и эффективней, чем у нас, информационное обеспечение «войны на дорогах». СМИ стремятся не упускать даже малейшие информационные поводы. Ежегодно издаются Белые книги по безопасности на транспорте, включая и автомобильный. И обстоятельства ДТП там все больше детализируются.

Сначала удалось сделать число погибших ниже знакового уровня в 10 тыс. человек в год. Однако с 1988 года оно вновь превысило этот показатель. Прежних превентивных мер оказалось недостаточно.

Поэтому в следующей пятилетке стали ужесточаться законы о правилах безопасности на дорогах – например, об обязательном применении ремней безопасности и автокресел для малышей, ношении шлемов мотоциклистами, и т.п. Кроме регулярных осенних и весенних недель, стали проводиться и специальные по соблюдению новых законодательных норм. Итого: две-три недели безопасности в год, каждая продолжительностью два-три месяца. Внимание в СМИ к проблеме поддерживается круглый год. Все общегосударственные и основные местные печатные СМИ имеют регулярные рубрики «Коцу» («Обстановка на дорогах»). Начинаются они с информации о погибших и пострадавших в ДТП за прошедшие сутки или неделю. При этом отработана демонстрация динамики процесса – больше или меньше показатель в сравнении с той же датой прошлого года, на сколько дней раньше или позже пройдена круглая цифра. Последнее – характерный пример искусственного информационного повода. Эти данные, особенно динамика изменений, обсуждаются и на работе, и на отдыхе.

В Токио на информационном щите Главного полицейского управления приводятся данные по ДТП, количеству погибших и пострадавших в них по стране, на щите Токийского полицейского управления – по городу, и так далее по иерархии организационной структуры, вплоть до отдельных полицейских будок (их в Токио более тысячи), которые на своих щитах вывешивают данные по подконтрольным территориям. Сравнивать информированность граждан России об обстановке на дорогах с информированностью японцев – неблагодарное занятие.

Японские успехи обеспечиваются тем, что у них основное внимание уделяется профилактике с опорой на инициативу снизу. То есть тому, как избежать возможного повторения. В России преобладает реакция на уже произошедшие ДТП с акцентом на наказание.

Последние месяцы мы в России собираем трагический урожай ДТП с гибелью людей. Больше всего впечатляют наезды на людей на пешеходных переходах, тротуарах и даже остановках общественного транспорта. По всем каналам телевидения в новостных программах демонстрировались детали этих ДТП. Одно неясно: что же конкретно предприняли полиция и местные власти, чтобы такое не повторялось?

Несколько лет назад в Токио водитель не справился с управлением, и автомобиль влетел на лестницу подземного перехода. Были погибшие и пострадавшие. Через несколько дней газеты написали, что в Токио полиция выявила «одиннадцать мест, где трагедия может повториться». Были сообщены конкретные сроки установки защитных конструкций.

За десять лет работы корреспондентом ТАСС в Токио я всего один раз был остановлен за нарушение правил движения, причем меня не наказали. Я выезжал на Т-образный перекресток на проходящую по парку кольцевую автомобильную дорогу. Перед перекрестком на специальном столбе было девять знаков – предупреждающих, предписывающих, запрещающих. Целый набор круглых, квадратных, треугольных. Один из них запрещал выезд на кольцо без остановки. Я же лишь притормозил. И был остановлен полицейским.

На его вопрос о причине нарушения я ответил, что знаки установлены неудобно для водителя, их слишком много на одном столбе. Полицейский с некоторыми моими доводами согласился, вернул права и разрешил продолжить поездку. Недели через две я проезжал через тот же перекресток и обратил внимание, что некоторые мои предложения учтены, знаки разнесены на два столба в зависимости от значимости.

За первую неделю после возвращения в Москву я был остановлен и оштрафован три раза. Два раза за то, что за деревьями не заметил знаков «Парковка запрещена», один раз – «за нарушение рядности» (ехал ночью во второй полосе при свободной правой по Ленинскому проспекту). Пришлось быстро привыкать к московским правилам.

Несколько месяцев назад в выпуске новостей по радио услышал, что руководство московской полиции рассматривает возможность обязать пешеходов иметь на одежде светоотражающие стикеры – для безопасности ночью. Но где их купить? В Японии это можно сделать на любой бензоколонке. Почувствовали разницу в подходах? У нас – обязать, у них – побудить.

Отягчающие обстоятельства

Во время недавней осенней недели в Японии вновь поднимали проблему «пьяных за рулем», несмотря на то, что в 2012 году в стране по вине пьяных водителей в ДТП погибли 252 человека – самый низкий показатель с 1990 года. За десять лет – с 2001 по 2011 год – число ДТП, произошедших по вине водителей «под парами», снизилось с 24 400 до 5028 человек.

Это результат планомерной многолетней борьбы. По мнению японских обозревателей, эффект обусловлен ужесточением наказаний. До 2001 года по закону о дорожном движении для виновников ДТП со смертельным исходом, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, предусматривалось наказание в пять лет тюремного заключения, и вина рассматривалась как «непреднамеренная халатность, повлекшая смерть». В 2001 году срок был увеличен до 15 лет и включил положение о том, что «состояние опьянения является отягчающим обстоятельством». В 2005 году в закон были вновь внесены поправки. Максимальный срок заключения увеличили до 20 лет, а при других отягчающих обстоятельствах – до 30 лет. Хотя для японской системы наказаний характерно большое «судебное усмотрение». Минимальный срок наказания за ДТП в состоянии опьянения – всего один год. Но, по данным полиции, 57,6% уличенных в вождении в состоянии опьянения задерживались повторно. В таких случаях рассчитывать на мягкое «судебное усмотрение» не приходится...

Все, что известно о направлениях борьбы в Японии за сокращение числа ДТП, свидетельствует, что эта борьба успешна только при комплексном подходе, тщательном выборе проблемных направлений.

А у нас в России кто что слышал о выполнении прежней программы повышения безопасности движения? Простые автомобилисты и граждане в большинстве своем о ней ничего не знают. Составлена новая программа – и о ней также забудут на очередные восемь лет. Нужна хотя бы «дорожная карта» с конкретными задачами. По информации некоторых СМИ, «сейчас идет общественное обсуждение будущей программы. Обсуждение продлится до февраля». Февраль заканчивается. Хочется спросить: в каких кулуарах проходит обсуждение? Наши СМИ молчат, ждут очередного кровавого ДТП?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Екатерина Трифонова

Презумпция невиновности отступит перед вновь открывшимися обстоятельствами

0
708
Выборное законодательство испытают на регионах

Выборное законодательство испытают на регионах

Иван Родин

Федеральному Центру хотелось бы спрашивать за результат, а не отвечать

0
749
Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ольга Соловьева

Космическая и беспилотные госпрограммы поставлены на паузу

0
1061
Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Иван Родин

Россия будет отмечать 9 августа окончание в 1944 году стратегической Ленинградской битвы

0
931

Другие новости