0
2837
Газета Идеи и люди Интернет-версия

24.01.2013 00:00:00

Сколько же можно жаловаться?

Борис Кагарлицкий

Об авторе: Борис Юрьевич Кагарлицкий - директор Института глобализации и социальных движений.

Тэги: общество


Выход на наши экраны англо-американской экранизации «Анны Карениной» закономерно спровоцировал целую волну критических публикаций. Но самую удивительную статью из всех опубликовал Дмитрий Быков, доступно объяснивший своим читателям, что хотя авторы фильма, по его мнению, сняли неприличную пародию на русскую классику, виноваты в случившемся не они, а... проклятый путинский режим. Оказывается, современная Россия настолько ужасна и, главное, столь плохо выглядит в глазах Европы, что уже и серьезно относиться к отечественной литературе, даже классической, на таком фоне невозможно.

Статья Быкова, при всей очевидной гротескности его тезиса, неплохо отражает представление отечественного западника не только о собственной стране, но и о европейской жизни, реальное течение которой его нимало не интересует. Потому что, с одной стороны, он предполагает, будто в западных странах все гладко, мило и прекрасно, а с другой стороны, им, на том берегу, вроде как и нет другой заботы, кроме как неотступно думать о нас и ужасаться нашей дикости. Мысль о том, что у западного человека выше крыши собственных проблем, на фоне которых далеко не все российские неприятности выглядят столь уж значительными, просто не приходит в голову нашему интеллектуалу.

Между тем на сегодняшний день Западная Европа переживает один из самых драматичных периодов в своей истории со времен окончания Второй мировой войны. Социальная и экономическая нестабильность достигает таких масштабов, что под угрозой оказывается весь привычный образ жизни, сложившиеся ценности, нормы и представления. Особенно это касается, конечно, Южной Европы с ее запредельными показателями безработицы, грандиозными долгами и разрушающимися на глазах государственными институтами. Но и более благополучные страны Севера не могут быть в стороне от этого бедствия, тем более что большинство государств континента теперь упаковано в общую оболочку Евросоюза. Даже в относительно благополучных странах избиратели все меньше доверяют политикам независимо от партийного окраса, а господствующие экономические теории дискредитированы постоянными практическими провалами проводимого на их основании курса. На таком фоне текущая социальная ситуация в России выглядит совсем неплохо. Безработица остается на минимальном уровне, социальные программы не сворачиваются. Можно, конечно, возразить, что низкая безработица в нашей стране обеспечена низкими заработными платами, но проблема в том, в странах Южной Европы даже резкое снижение зарплаты не ведет к росту занятости, а в богатой Германии на фоне кризиса рабочие места тоже сохраняются за счет снижения оплаты труда либо перехода на неполный рабочий день с прекращением социальных выплат со стороны работодателя. Напротив, в России 2011–2012 годов наблюдался рост доходов и потребления.

Не удивительно, что, несмотря на постоянно повторяющиеся в либеральной прессе призывы «валить из этой страны», в последнее время наблюдается обратный процесс. Темпы роста российской экономики, несколько снизившиеся в результате кризиса, все равно остаются высокими по сравнению с западноевропейским уровнем. Если еврозона находится в рецессии, то у нас производство продолжает увеличиваться. Создаются новые рабочие места, в том числе и неплохо оплачиваемые даже по западным меркам. А многочисленные русские туристы – не только представители новоявленной буржуазии, но и люди из вполне трудового среднего класса – оказываются настоящим спасением для туристического бизнеса в теплых странах. «Деньги сейчас есть только у русских», – делился со мной итальянец за завтраком в египетском отеле, где еще несколько лет назад среди постояльцев преобладали его соотечественники, а сегодня слышна в основном русская речь.

Если раньше считалось аксиомой, что наши молодые люди, учащиеся на Западе, домой по большей части не возвращаются, сегодня повсюду можно встретить специалистов, которые, окончив европейские университеты, нашли работу на родине. И дело не только в патриотизме, хотя он встречается куда чаще, чем готов поверить публицист либерального направления. Просто в Москве, Петербурге, а иногда и в других российских центрах появляются надежные рабочие места, привлекающие профессионалов в то самое время, когда в Европе проблемы с занятостью ежедневно увеличиваются. Возвращаются на родину и представители более старшего поколения – я все чаще обнаруживаю в Москве и Питере старых знакомых, много лет назад уехавших, а теперь снова появившихся среди нас. Известный американский социолог Георгий Дерлугьян констатирует, что массовое бегство специалистов из России на Запад ушло в прошлое, сейчас набирает силу обратный процесс. «Отток мозгов в девяностые годы, вероятно, был даже колоссальнее бегства капиталов, но, как и капиталы, мозги так или иначе могут вернуться». Сам Дерлугьян является отчасти подтверждением данного тезиса – имя в социологии он сделал себе в США, но сегодня работает над совместными проектами с российскими университетами.

Политические претензии, предъявляемые либеральной оппозицией по отношению к Путину и его власти, разумеется, серьезно меняют картину, но беда в том, что очень похожие претензии предъявляются общественным мнением к правительственным чиновникам и политическим партиям и в других странах. Нежелание бюрократов считаться с мнением граждан, как и коррупция, отнюдь не являются каким-то специфическим российским бедствием, о котором, как, видимо, полагает Быков, европейцы узнают только из статей отечественных либералов и правозащитников. Если бы он удосужился почитать испанскую, итальянскую или, временами, даже французскую прессу, он нашел бы в ней немало историй, вполне сопоставимых с российскими, нашел бы и жалобы, удивительно похожие на его собственные. А главное, нашел бы и постоянно повторяемые призывы «валить из этой страны», которыми буквально полон греческий, испанский или португальский сегмент Интернета. И кстати, в самом деле уезжают. В том числе и в Россию.

Одной из причин интереса к переезду в нашу страну иностранных граждан является действующая «плоская шкала» подоходного налога, одна из самых низких в развитом мире – 13%. Кстати, теперь об этом благодаря новоиспеченному гражданину России Жерару Депардье узнает очень приличное количество простых европейцев. При этом лично я далеко не уверен, что подобная норма является справедливой и оправданной с социальной точки зрения, но по крайней мере она реально привлекает к нам высокооплачиваемых зарубежных профессионалов. Работать в России стало для европейцев выгодно и престижно, а потому в наши столицы потянулись специалисты самого разного профиля – от известных шеф-поваров до спортсменов и топ-менеджеров. И как это ни странно может показаться завсегдатаям наших либеральных топтаний, этих людей не только не пугает Путин, а даже наоборот – нынешний «режим» их скорее привлекает своей стабильностью и понятностью, то есть тем, чего они отныне лишены у себя дома.

Надеюсь, читатель поймет меня правильно. Я пишу эти строки не потому, что пытаюсь доказать, будто у нас все шоколадно. Чтобы найти великое множество проблем, достаточно просто выйти на улицу. Но наши проблемы отнюдь не уникальны и уж тем более не являются результатом какой-то особенной дикости или отсталости по сравнению с «цивилизованной Европой». Общий кризис неолиберального капитализма затрагивает весь мир – от Америки до Индии и от Британии до Казахстана. Россия сталкивается с подобными проблемами так же, как и все другие страны, она тоже нуждается в переменах. Но для того чтобы у нас наступили перемены к лучшему, надо не ругать собственную страну, а делать в ней повседневную работу, направленную на решение социальных, экономических и политических проблем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3077
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3483
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2545
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4498

Другие новости