Строительство поселений в Восточном Иерусалиме идет быстрыми темпами.
Фото Reuters
19 декабря с.г. 14 членов СБ ООН призвали Израиль немедленно прекратить строительство поселений в Восточном Иерусалиме и на других оккупированных территориях, поскольку это препятствует возможности создания палестинского государства. Соединенные Штаты отказались выступить с аналогичным требованием, правда, представитель Госдепартамента Виктория Нуланд обвинила израильские власти в том, что они встают на путь провокационных действий.
С заявлением по данному вопросу выступил генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, подчеркнувший, что ныне урегулирование на Ближнем Востоке стало гораздо более отдаленной перспективой, нежели в 90-х годах прошлого века.
В настоящее время в арабо-израильском конфликте – после ноябрьских бомбардировок Израилем сектора Газа и предоставления палестинской национальной автономии статуса государства наблюдателя в ООН, – наступает момент истины.
Продолжающийся после прихода исламистов к власти в ряде ближневосточных государств процесс укрепления их влияния означает, что в перспективе позиция арабов, вероятнее всего, будет ужесточаться по отношению к Израилю. Возможное укрепление радикальных мусульманских группировок в дальнейшем приведет к тому, что Тель-Авив столкнется с более масштабными требованиями. Поэтому напрашивается очевидный вывод: интересы мира на Ближнем Востоке настоятельно требуют как можно более быстрого решения вопроса о статусе и создании арабского государства Палестины, и это прежде всего в интересах самого Израиля.
Нынешнее израильское правое правительство хотя и на словах признало важность создания арабского государства Палестины, тем не менее фактически своими действиями пытается колонизировать плодородный Западный берег реки Иордан. Это в корне подрывает саму идею создания рядом с Израилем палестинского государства. Некоторые израильские политики прямо говорят о целесообразности «выдавливания» палестинцев в Иорданию.
Сразу же после войны 1967 года Иерусалим был объявлен единой и неделимой столицей израильского государства. Это положение не может быть принято ни палестинцами, ни исламским миром, то есть 1,6 млрд. мусульман, поскольку в Восточном Иерусалиме находится третья по значимости святыня ислама – мечеть Аль-Акса (именно отсюда, по преданиям, пророк Мухаммед вознесся на небо). В Уставе Организации исламского сотрудничества зафиксировано, что штаб-квартира этой организации должна находиться в Иерусалиме и лишь временно она размещена в Джидде.
Израильтяне создали более 100 поселений на оккупированных территориях, в которых живут 500 тыс. евреев. Уже сейчас очевидны огромные трудности эвакуации этих поселений, однако их строительство продолжается. Не говоря уже о проблеме палестинских беженцев, численность которых в конце 40-х годов составляла около 700 тыс. человек, а сейчас по меньшей мере 4,5–5 млн. человек.
Этот комплекс проблем, безусловно, стоит чрезвычайно остро, и, чтобы приглушить его, израильский премьер Биньямин Нетаньяху настойчиво пытается переключить внимание на ядерную программу Ирана. Он, очевидно, рассчитывает, что сможет таким образом отложить в долгий ящик решение палестинской проблемы. Не вызывает сомнений, что только мощная помощь и поддержка со стороны Вашингтона, который с растущей симпатией относится к палестинцам, позволяют Тель-Авиву игнорировать все обращения международного сообщества.
Надо признать, что за 65 лет существования Израиля его население успешно осваивало свою территорию, развивало экономику, создало современную, самую мощную в регионе армию. У Израиля есть ядерное оружие.
Со времени войны 1967 года, когда СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем, он опирался прежде всего на помощь и поддержку США. Тем не менее российско-израильские связи остаются достаточно прочными и широкими. По разным оценкам, от одной пятой до одной четвертой части населения страны говорит по-русски. В конце XX века в Израиль на постоянное место жительства переехало около 1 млн. советских граждан (некоторые и сегодня сохраняют российское гражданство). РФ заключила с Израилем соглашение о безвизовом въезде, что важно, ибо Святая земля привлекает большое количество паломников, не говоря уже о массе туристов.
С середины 50-х годов Советский Союз начал налаживать широкое сотрудничество с арабами, и в войнах, которые сотрясали этот регион, арабы использовали против Израиля прежде всего советское оружие. Процесс развития отношений Москвы с арабскими государствами не всегда носил поступательный характер – были и приливы, и отливы, однако в настоящее время у России есть дипломатические отношения со всеми без исключения арабскими странами и со многими из них сотрудничество носит многоплановый характер.
Москва традиционно поддерживала борьбу палестинцев за свои права и оказывала им в этом значительное содействие. Вот почему и в настоящее время именно Российская Федерация, имеющая добрые отношения и с арабскими странами, и с Израилем, может и должна сыграть активную роль в решении этого самого застарелого конфликта, который отравляет атмосферу не только в регионе, но и в целом в международных отношениях.
В ХХI веке этнические, национальные, религиозные проблемы невозможно решить силой. Все попытки такого рода контрпродуктивны. В этом убедились США после вторжения в Ирак и в Афганистан; это должны понять и израильские руководители после войны с ливанской «Хезболлах» в 2006 году, вторжения в сектор Газа в 2008–2009 годах и после бомбардировок Газы в ноябре 2012 года. Нужно договариваться, и не просто договариваться, а делать это как можно скорее, сознавая, что иначе может произойти рост радикальных настроений в исламском мире и ситуация в регионе претерпит качественные изменения.
Показательно, что есть палестинцы, высказывающие мысль, что надо вообще отменить палестинскую автономию, с тем чтобы ответственность за положение дел на всем Западном берегу реки Иордан лежала исключительно на израильских властях.
Нынешнее правительство Израиля делает ставку прежде всего на силу. Оно, как представляется, не учитывает существующих реальностей, игнорирует современные тенденции на Ближнем и Среднем Востоке. Это весьма опасная линия, способная привести к тяжелым последствиям для самого существования Израиля. Об этом, в частности, прямо говорят лидеры израильской оппозиции. Примечательно, что президент Израиля Шимон Перес в недавнем интервью журналу «Шпигель» подчеркивал, что «у Израиля нет более оптимальной или просто другой возможности, кроме решения в формате двух государств».
Здесь, пожалуй, уместно отметить следующие три фактора, которые непосредственно скажутся на судьбе простых израильских граждан.
1. Во время ноябрьских бомбардировок сектора Газа палестинцы впервые использовали ракеты средней дальности, которые достигали Тель-Авива и Иерусалима. При этом они утверждали, что ракеты создавались и модернизировались именно руками самих палестинцев. Учитывая быстрый прогресс военной техники, можно предположить, что в ближайшие годы арсенал такого рода ракет заметно увеличится.
2. Число евреев в самом Израиле составляет примерно 5,9 млн. человек, а число арабов, которые живут в Израиле и на оккупированных территориях, по данным журнала «Экономист», – 6,1 млн. человек. Известно, что рождаемость в арабских семьях заметно превышает темпы прироста еврейского населения. Кроме того, лидеры Израиля должны учитывать, что они живут в окружении почти 400 млн. арабов.
3. Хотя Соединенные Штаты продолжают поддерживать Израиль и оказывают ему огромную материальную и моральную поддержку, тем не менее никто не может гарантировать, что так будет всегда. В США есть силы, считающие, что национальные интересы США не во всем совпадают с израильскими. Если учесть, что Вашингтон в ноябре 2012 года не дал Тель-Авиву зеленый свет на наземное вторжение в Газу, дает повод считать, что политические разногласия между двумя государствами в дальнейшем могут усилиться.
4. Газета «Нью-Йорк таймс» 5 декабря 2012 года опубликовала редакционную статью под примечательным заголовком «Ошибки Нетаньяху», в которой подвергаются резкой критике «близорукие действия израильского премьер-министра».
22 января 2013 года в Израиле пройдут парламентские выборы. Казалось бы, все подводит к необходимости того, чтобы в политике нового правительства стали бы преобладать реалистические подходы. В этих условиях очевидно, что и международное сообщество не может оставаться в стороне от усилий по решению палестинского кризиса, учитывая тот факт, что Израиль как государство появился на карте благодаря решению ООН. Сегодня в арабском мире звучит критика в адрес «квартета» международных посредников (США, России, Евросоюза и ООН). Общественное мнение многих государств осуждает действия Израиля по строительству новых поселений.
Международное сообщество должно нести большую ответственность за положение дел в этом районе земного шара. В конце 70-х годов прошлого века США смогли самостоятельно убедить египтян и израильтян заключить мирный договор. В настоящее время такого рода односторонние действия им не по плечу. Вот почему возникает настоятельная потребность в создании американо-российского тандема для установления мира на Ближнем Востоке. По большому счету цели Москвы и Вашингтона в достижении стабильности и благополучия в этом регионе совпадают. И в России, и в США есть деятели, которые обладают большими знаниями ближневосточных проблем и пользуются авторитетом у арабов и израильтян. Вероятно, пришло время дать им шанс действовать.