Газопровод «Северный поток» и Россия, и Германия считают образцом сотрудничества в энергетической сфере.
Фото Reuters
Россия и ЕС тесно связаны практически во всех сферах политического и экономического сотрудничества. Евросоюз продолжает оставаться нашим основным торговым партнером (около 50% нашего внешнеторгового оборота приходится на страны ЕС), а Россия, со своей стороны, по-прежнему входит в тройку ведущих партнеров ЕС (после США и Китая) и находится на лидирующих позициях стран – поставщиков в ЕС природного газа, нефти и нефтепродуктов. Несмотря на то что в последние годы увеличивается удельный вес сотрудничества в энергетической сфере с азиатскими партнерами, первостепенная важность сотрудничества с Евросоюзом в обозримой перспективе сохраняется.
Газовый узел
Основная цель внешней энергетической политики нашей страны, согласно «Энергетической стратегии России до 2030 года», – «...максимально эффективное использование энергетического потенциала России для полноценной интеграции в мировой энергетический рынок, укрепления позиций на нем и получения наибольшей выгоды для национальной экономики». Наши подходы к выстраиванию отношений с Европейским союзом в энергетической сфере были определены в Указе президента Российской Федерации «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации». В этом документе, в частности, отмечается: «Развивать взаимовыгодное энергетическое партнерство в целях создания единого энергетического комплекса Европы, добиваясь строгого соблюдения имеющихся двусторонних и многосторонних договорных обязательств».
Добиться реализации этих целей в одностороннем порядке мы не можем. В этом смысле ключевой инструмент для развития взаимовыгодного партнерства – Энергодиалог Россия–ЕС, созданный в 2000 году и успевший сформироваться в качестве главной переговорной площадки.
Предварительные итоги Энергодиалога в 2012 году пока нельзя назвать однозначными. С одной стороны, активно начал работу Консультативный совет по газу при координаторах Энергодиалога Россия–ЕС, имеющий в своем составе известных и уважаемых экспертов и сосредоточившийся на таких актуальных темах, как долгосрочные тенденции и сценарии сотрудничества России и ЕС в газовой сфере, вопросы развития внутренних рынков и газовой инфраструктуры. Однако до настоящего времени не удалось добиться существенного прогресса в решении целого ряда проблем наших текущих и перспективных отношений в газовой сфере. Проблемы эти в том числе связаны с несколькими обстоятельствами:
– механизмами для своевременного предоставления новых мощностей по транспортировке газа в соответствии с рыночным спросом;
– рисками негативного влияния рыночных преобразований на существующие долгосрочные контракты на поставку и транспортировку газа и на соответствующие инвестиции;
– рисками нарушения устойчивой поставки газа в случае необходимости пересечения нескольких межстрановых границ;
– определением и совместной поддержкой газотранспортных проектов общего интереса для России и ЕС и т.д.
Имеются нерешенные вопросы в газовой сфере, объясняющиеся желанием ЕС перестроить сложившуюся архитектуру отношений в связи с имплементацией Третьего энергетического пакета.
Первого ноября 2012 года поставки природного газа по ответвлению газопровода «Северный поток» ОПАЛ должны были выйти на проектную мощность. Этого не произошло вследствие отказа европейской стороны предоставить проекту изъятия из Третьего энергетического пакета в объеме, достаточном для своевременного выполнения российской компанией обязательств по поставкам газа в соответствии с контрактами, заключенными под строительство газопровода «Северный поток».
Нельзя не сказать и об антимонопольном расследовании в отношении деятельности ОАО «Газпром» на рынке ЕС. Нас заверяют, что в этом деле отсутствуют политические мотивы и что комиссия «вынуждена» начать расследование в связи с поступившими жалобами от стран – членов ЕС, при этом каких именно стран, не уточняется.
Балтийский атом
Требуют решения вопросы сотрудничества при реализации проекта строительства Балтийской АЭС в Калининградской области – объекта, ориентированного в первую очередь на экспорт энергии в Европу. Проект отвечает всем требованиям безопасности (включая рекомендации МАГАТЭ) и будет реализовываться с использованием самых надежных и современных технологий. Проект открыт для участия в нем европейских партнеров.
В 2011 году экспертами ГК «Росатом» была проведена серия консультаций по оценке воздействия на окружающую среду Балтийской АЭС. Соответствующие консультации прошли с экспертами и общественностью Латвии, Эстонии, Белоруссии, Дании, Германии, Норвегии, Польши, Финляндии и Швеции. Представители этих государств выражали удовлетворенность объемом и содержанием предоставляемой информации.
В течение всего года продолжалась активная совместная работа российских и европейских экспертов над проектом «Дорожная карта энергетического сотрудничества России и ЕС до 2050 года». Согласована вполне достойная и амбициозная цель «Дорожной карты» (целевой результат – 2050): «Панъевропейское энергетическое пространство с действующей интегрированной сетевой инфраструктурой, с открытыми, транспарентными, эффективными и конкурентными рынками, вносящее необходимый вклад в обеспечение энергетической безопасности и достижение целей устойчивого развития России и ЕС».
Несмотря на сохраняющиеся расхождения сторон по ряду принципиальных моментов (прежде всего по газовой и в определенной мере по электроэнергетической тематике), по многим разделам позиции экспертов достаточно близки. Это дает основания надеяться на согласование итогового документа в первом полугодии 2013 года.
Единая энергетическая
Весьма интенсивными в 2012 году были также переговорные усилия сторон по заключению соглашения о совместной работе Единой энергетической системы Российской Федерации и энергетических систем Республики Беларусь, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики. Энергосистемы прибалтийских государств с момента распада СССР работают в параллельном режиме с российской энергосистемой. Принципы и условия этой работы до сих пор не закреплены ни одним международным договором.
В ходе идущих с декабря 2011 года переговоров с Еврокомиссией проделан большой объем работы. Но, к сожалению, можно констатировать, что многие принципиальные, с точки зрения российской стороны, вопросы по проекту соглашения остаются несогласованными. С европейской стороной мы договорились в течение первого квартала следующего года активизировать работу по согласованию текста соглашения, призванного обеспечить долгосрочный характер сотрудничества и стабильные условия для функционирования объединенной энергетической системы.
Если говорить о причинах сохраняющихся разногласий сторон в рамках Энергодиалога, они, разумеется, не просто в нежелании или неумении договариваться. Данная ситуация высвечивает принципиальную развилку:
– либо Россия и ЕС делают ставку на стратегическое сотрудничество в энергетической сфере, предусматривающее в том числе последовательное достижение целей интеграции энергетических рынков и инфраструктуры;
– либо Россия и ЕС остаются важными торговыми партнерами в энергетике, но с ограниченными масштабами сотрудничества, взаимозависимости в развитии инфраструктуры и принятии решений.
Выбор того или иного варианта ведет к совершенно разным путям и результатам сотрудничества. Например, в газовой сфере выбор второго варианта означал бы, что партнеры сохраняют за собой независимые права: европейская сторона – запрашивать каждый раз такие объемы поставок газа, которые будут в данный момент сочтены необходимыми; российская сторона – поставлять каждый раз столько газа на европейский рынок, сколько будет признано экономически приемлемым.
На наш взгляд, выбор в пользу стратегического сотрудничества России и ЕС в энергетической сфере очевидно предпочтителен. Тем более с учетом возможной турбулентности на энергетических рынках и возрастающей значимости таких ценностей, как гарантированная взаимная безопасность, конструктивная взаимозависимость в сфере спроса и поставок энергоресурсов.
Как только обе стороны сделают окончательный политический выбор, Энергодиалог Россия–ЕС сможет подняться на качественно новую ступень и внести максимально весомый вклад в обеспечение долгосрочной энергетической безопасности и устойчивое экономическое развитие как России, так и ЕС.
С этой логикой мы выходим на саммит Россия–ЕС.
Мы убеждены, что у России и ЕС должна быть разумная, взаимовыгодная общая часть их энергетического будущего. Наши сегодняшние решения формируют завтрашний день взаимоотношений России и ЕС в энергетической сфере – именно в этом их особая ответственность. Надеюсь, что в рамках очередного саммита Россия–ЕС нам удастся прийти к пониманию по ключевым вопросам сотрудничества.