База российских ВВС в Канте (Кыргызстан) – привычная реальность и геополитический фактор.
Фото Reuters
20 сентября состоялся визит президента Российской Федерации Владимира Путина в Республику Кыргызстан, в ходе которого были подписаны соглашение о продлении срока пребывания российской военной базы и договор о строительстве гидроэлектростанций на территории Кыргызстана. После периода неопределенности Бишкек возвращается к стабильному партнерству с Россией.
Кыргызстан определился с геополитическим союзником, что означает ослабление позиций второго ключевого игрока региона – США. Президент Алмазбек Атамбаев на пресс-конференции с Владимиром Путиным еще раз подтвердил, что авиабаза ВВС США «Манас» прекратит свое существование в 2014 году. А в 2017 году в городе Ош откроется новая российско-кыргызская база с минимальным сроком пребывания в Кыргызстане 15 лет. Новая база дополнит и без того внушительное присутствие российских вооруженных сил на территории Кыргызстана, а именно – авиабазу «Кант», испытательную базу противолодочного торпедного оружия на Иссык-Куле, 338-й узел связи ВМФ (станция Прометей) и сейсмическую станцию, работающую вместе с РВСН.
Россия укрепляет свое присутствие не только военными, но и экономическими средствами, а именно строительством Камбаратинской ГЭС-1 (с участием «ИНТЕР РАО ЕЭС») и Верхне-Нарынского каскада ГЭС (с участием российского ОАО «РусГидро»), возможной совместной реконструкцией Бишкекской ТЭЦ-1, что позволит республике не только удовлетворить свои потребности, но и экспортировать энергию. Перспектива успешного строительства каскада ГЭС может вывести Россию на рынок экспорта энергии и за пределы Средней Азии – через Пакистан и Афганистан в Индию.
А если к проектам в Кыргызстане добавится возможное участие России в строительстве Рогунской ГЭС в Таджикистане, то Москва сможет принципиально поменять энергетическую карту региона. Предпосылкой положительного решения в вопросе участия России в «стройке века» является недавняя договоренность о продлении срока пребывания 201-й военной базы на территории республики еще на 20–30 лет.
Таким образом, политика России в Средней Азии постепенно эволюционирует. Сплетение экономических решений и военных договоренностей на сегодняшний день ярко отражает активизацию Российской Федерации в Средней Азии. Конфигурация Москва–Бишкек–Душанбе обретает четкую форму.
Такая модель заставляет Вашингтон реагировать и искать новые пути для реализации своих стратегических задач. Средняя Азия необходима США для помощи в транспортировке грузов при выводе войск из Афганистана, а после 2014 года – для мониторинга стабильности дальнейшего развития Афганистана. В то же время нарастающая необходимость контроля за действиями КНР в регионе диктует Вашингтону потребность в сохранении военного присутствия в непосредственной близости от Срединного царства. Тем более что, как показывает практика последних 50 лет, Америка не очень любит окончательно уходить из мест, где хоть раз ступила нога американского солдата. По этой причине «поражение» в вопросе с базой «Манас» требует реванша в другом уголке Средней Азии.
По сути, единственным оставшимся партнером для США стал Узбекистан – страна, больше всех проигрывающая от реализации инфраструктурных проектов с участием России в соседних государствах. Тем более что отношения России и Узбекистана стремительно ухудшаются в последнее время. Наглядным признаком обострения отношений между Москвой и Ташкентом стал выход Узбекистана из ОДКБ в июне 2012 года, и такое положение дел чревато неприятностями для российского бизнеса и оставшегося немногочисленного русскоязычного населения страны. Примерами эскалации со стороны Ташкента стали ряд акций против отдельных граждан России и приостановление работы МТС – российской компании сотовой связи – сроком на три месяца.
Вашингтон попытался договориться с Ташкентом сразу же, как только стало известно о намерении подписать соглашение по военным базам в Кыргызстане. Именно тогда Роберт Блейк, отвечающий за вопросы сотрудничества и развития в Средней Азии в Госдепартаменте США и планировавший целое турне по столицам Средней Азии, отменил без объяснений свои визиты в Алма-Ату и Бишкек и направился в Ташкент. Очевидно, что темой разговора стала возможность размещения американской базы на территории государства, хотя официально Вашингтон отверг подобное заявление.
К сожалению для Вашингтона, по инициативе президента Каримова 30 августа был принят законопроект, запрещающий размещать иностранные военные базы на территории Узбекистана, но, учитывая опыт Кыргызстана (где в 2009 году военная база «Манас» была попросту переименована в транзитный центр), не исключено, что Ташкент найдет возможность юридической лазейки для учреждения американской военной базы. Дальнейшее развитие в истории строительства ГЭС может еще более обострить и без того напряженные отношения между Москвой и Ташкентом, подтолкнув Каримова в объятия США.
Становится очевидным, что Россия возвращается в Среднюю Азию – и возвращается стремительно, с большими проектами и недвусмысленными целями. Заявленный проект Евразийского союза не может быть реализован без активного участия стран региона, тем более что Кыргызстан уже заявил о желании стать частью Таможенного союза. Но интересы России не заканчиваются на экономическом развитии и продвижении интеграционного проекта. В условиях нарастающей исламизации региона и предстоящего вскоре вывода войск НАТО приоритетными задачами являются безопасность и предотвращение влияния радикального ислама на южных рубежах России.
Для США Средняя Азия не менее значима, и для достижения своих целей Вашингтон готов на риски. Главный риск заключается в заигрывании с режимом Ислама Каримова, который видит Среднюю Азию как свою сферу интересов и уже сегодня заявляет об угрозе войны. Время покажет, сможет ли Вашингтон договориться с Ташкентом, не спровоцировав конфликт между странами региона, и способна ли Москва стать созидателем и посредником в решении проблем народов Средней Азии.