Расширение Москвы, ставшее реальностью 1 июля, оказалось наиболее важным и обсуждаемым событием российской урбанистики последнего десятилетия. Столичные власти категорически не хотят использовать новые земли как дополнительный огромный спальный район старой Москвы, из которого люди будут добираться в прежние места на работу. Агломерацию планируется сделать полицентрической, создать новые очаги экономической, культурной и политической активности, чтобы москвичи могли работать рядом с домом или комфортно жить рядом с работой. И если органы государственной власти переедут в новые районы по решению руководства страны, финансовые организации и ученые будут привлекаться в новую Москву благоприятными условиями аренды и развитой инфраструктурой.
«Прежняя модель развития Москвы как моноцентричного города исчерпала себя, – объясняет мэр Москвы Сергей Собянин. – Это она послужила причиной того, что все рабочие места в последнее десятилетие почти полностью создавались в центре города. Офисы, торговые центры, предприятия – все размещались там. На периферии же столицы и вокруг нее строились лишь миллионы квадратных метров жилья. «В результате произошли структурные перекосы в развитии города. Миллионы людей едут каждое утро на работу в центр и вечером – обратно. Это создало серьезные транспортные проблемы, сделало Москву достаточно некомфортным городом. Поэтому было принято решение о расширении столицы с целью создания дополнительных центров развития. Создания новых тенденций, новой стратегии развития Москвы как большой полицентричной агломерации».
Стратегическая задача, решение которой позволит разрушить монополию исторической части Москвы на размещение бизнеса и центра принятия решений в РФ, – переселение за пределы Садового кольца органов государственной власти. Специальная парламентская комиссия под руководством бывшего вице-мэра Владимира Ресина уже рассматривает варианты размещения Парламентского центра на территории разросшегося города. Обсуждаются три предложения о размещении «правительственного городка» в пределах МКАД – в районе Красной Пресни, на Москворецкой набережной и у Парка Победы. Еще три варианта связаны с переводом чиновников в новую Москву. Парламентский центр, в частности, предлагается разместить на присоединенной 1 июля территории неподалеку от поселков Коммунарка, Рассказовка или Воскресенское. «Из всех рассмотренных вариантов размещения Парламентского центра на присоединяемых к Москве территориях наиболее предпочтительным как с точки зрения транспортной доступности, так и с точки зрения обеспечения коммуникациями и инженерной инфраструктурой представляется участок площадью 160 га по Калужскому шоссе, слева по ходу из Москвы, в 5 километрах от МКАД», – сообщил Владимир Ресин на днях. Нужно отметить, что московские власти официально отменили распоряжение прежней городской администрации, датированное 2008 годом, о проектировании Парламентского центра рядом с Домом правительства в центре столицы. Соответствующий документ Сергей Собянин подписал на минувшей неделе.
Заместитель мэра Москвы, руководитель комплекса городского хозяйства Петр Бирюков пообещал, что уровень благоустройства присоединенных к столице юго-западных территорий Подмосковья будет таким же, как в Москве. «С сегодняшнего дня начались учения сил гражданской обороны, они будут длиться месяц. Организован штаб под моим руководством. Руководителями учебных групп назначены представители хозяйственного блока, девяти префектур, кроме Зеленограда, и 14 ГУПов. В работе участвуют более 3000 человек, задействовано более 350 единиц техники. Наша задача – в течение трех месяцев привести все в порядок», – сказал Бирюков.
Руководители Москвы понимают, что важно создать на присоединенных землях новые точки приложения труда для высококлассных специалистов и новые центры интеллектуальной занятости. Наиболее известный в России и за рубежом проект – центр модернизации в Сколкове – предполагается обеспечить удобным выездом в Москву. Для этого в столице будет создана новая скоростная магистраль (северо-западная хорда), которая пройдет по западным и северным районам столицы. Ее строительство уже начато. Эффективную транспортную инфраструктуру для Сколкова возможно создать за три года. Что касается Троицка, то там, по словам Сергея Собянина, предполагается развивать «традиционную специализацию этого наукограда: ядерные и лазерные технологии, современную медицину, новые материалы». В частности, на базе троицкого Института инновационных и термоядерных исследований Курчатовский институт планирует реализацию мегапроекта по созданию установки для термоядерного синтеза типа «Токамак».
На новых территориях Москвы предполагается создавать университетские и образовательные кластеры, которые, считают столичные власти, откроют возможность для нового, современного обустройства университетов, многие из которых сегодня расположены в Москве и разбросаны по различным территориям.
О том, что присоединенные территории не должны превратиться в огромную, но унылую окраину столицы, говорят и руководители РФ. «Новые районы не могут быть просто спальными, безликими кварталами, которых у нас, к сожалению, в стране и в Москве хватает, – отмечал премьер Дмитрий Медведев на одном из совещаний, посвященных расширению мегаполиса. – Предлагаю рассмотреть несколько идей, в том числе и возможность полного запрета строительства жилья по старым технологиям на присоединенных территориях. Очевидно, что новые территории должны застраиваться в основном малоэтажными зданиями. Поэтому нужно привлечь к проектированию ведущие архитектурные компании мира, чтобы проектировать по существующим современным европейским нормам».
Предполагается, что новая территория условно разделится на несколько секторов: ближний пояс (там будет уместна частичная урбанизация), средний пояс (там планируется создавать локальные градостроительные комплексы и строить социальные объекты в природном окружении). В дальнем поясе будут рекреационные объекты, он предназначен для развития туризма, отдыха и сохранения сложившейся природной среды. По плану развития Москвы, по площади именно дальний пояс будет наибольшим.
Реконструкция транспортной инфраструктуры столичного региона, без которой невозможно воплотить эти планы, началась нынешней весной. В ближайшие годы внутри МКАД дорожникам предстоит создать три новых хордовых направления – северо-западную хорду, северо-восточную и южную рокаду. Две из них будут выходить на территории новой Москвы. Причем северо-западная хорда уже строится. Также запланирована реконструкция МКАД, Ленинского проспекта, Профсоюзной улицы и Калужского шоссе. Реконструкция Варшавского шоссе уже идет полным ходом и будет закончена к концу текущего года. Особую роль в развитии транспортной системы столицы будут иметь железные дороги. Сами железнодорожные вокзалы из исторической части города на присоединенные к столице территории выносить власти Москвы пока не планируют. Однако в ближайшее время будет запущена программа их радикальной модернизации.
Напомним, что в результате расширения на юго-запад Москва распространилась до границы с Калужской областью. Всего к столице перешло 21 муниципальное образование, в том числе два городских округа – Троицк и Щербинка, а также 19 городских и сельских поселений, ранее входивших в Подольский, Ленинский и Наро-Фоминский районы Подмосковья.