Им предстоит расширять свой горизонт. Не на словах, а по-настоящему.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Сегодня в мире профессиональное образование содействует, с одной стороны, развитию общества в целом через социализацию каждой отдельной личности, с другой – развитию диверсифицированной экономики через подготовку кадров. Обе эти задачи чрезвычайно актуальны для России, однако попытка решать их несогласованно приводит к тому, что достижение успехов лишь на втором направлении нейтрализуется неудачами на первом.
Образовательные реформы последних десятилетий формально имели целью приблизить систему образования к реальным потребностям российской экономики. Реформы эти не вполне согласованы с обществом и далеко не во всем соответствуют его долгосрочным интересам. Ощущая несогласие с коммерциализированной целевой моделью образования, общество затрудняется ясно сформулировать запрос о том, какое же образование ему нужно. Причина тому и в высокой динамичности самой реальности, но и в высоком уровне сопротивления образовательной среды. Одна часть российского образовательного сообщества знает лишь абстрактно, как соответствовать реальным вызовам российской экономики и российского общества, а другая – не хочет и не может соответствовать им.
Российская образовательная система в течение последних 15 лет существует и выживает, не включаясь в систему подлинного обмена с экономикой и обществом. Между тем именно образование может и должно стать основой завтрашней инновационной реальности.
Но для этого образование должно развиваться темпами, опережающими потребности в экономике и в общественной жизни, оно должно видеть перспективу и само проектировать, создавать ее. Упрощением в таком случае оказывается трактовка образования только как услуги, которая предоставляется на рынок по запросу потребителя. Опыт всех стран с качественными образовательными системами и даже теория маркетинга доказывают: успешные отрасли уже многие десятилетия формируют рынки, направляют и стимулируют спрос, а не просто идут на поводу у потребителя с его сегодняшними потребностями. Результаты неверно понятой рыночности мы наблюдаем как раз сейчас, когда вместе с руководством страны фиксируем перепроизводство экономистов и юристов, а вместе с социологическими службами – отсутствие у абитуриентов ощущения перспектив в отношении сфер деятельности, не связанных с сырьевой промышленностью или госаппаратом.
Для того чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо в корне изменить подход к формированию и оплате государственного задания – базового процесса «обмена веществ» в образовательной системе. Необходимо уйти от порочной практики контрольных цифр приема, доставшейся нам от советской системы. Целесообразно рассмотреть возможность формирования общего количества мест приема из двух составляющих.
Во-первых, приема за счет средств абитуриентов и их опекунов и целевого приема по заказу и за счет средств частных и государственных организаций, включая органы власти, научно-исследовательские учреждения и сам вуз. Целевой прием будет накладывать на выпускника обязательства по отработке затрат на его обучение в организации-заказчике.
Во-вторых, приема абитуриентов в рамках обеспечения конституционных и социальных гарантий государства в области высшего образования. Размер последнего предлагается определять как долю от платного приема. При этом напрямую из средств бюджетов всех трех уровней власти оплата обучения производиться не будет. Конституционные и социальные гарантии государства должен обеспечивать сам вуз, значительным дополнительным ресурсом формирования бюджета которого напрямую из средств государственных, региональных (муниципальных) бюджетов должно стать финансирование на основе проектно-целевого подхода с использованием инструментов частно-государственного партнерства, уже успешно применяемое в рамках программ развития вузов.
Подготовка специалистов не является самоцелью в современной социально-экономической реальности. Важно прежде всего, какие условия для жизни общества создаются с помощью тех или иных социальных институтов. И задача вузов – формировать эти условия максимально приближенно к идеальным как с помощью подготовки высококвалифицированных кадров, так и с помощью научно-внедренческой деятельности в рамках малых хозяйственных обществ. Именно такую задачу следует ставить государству перед вузами в качестве госзадания и именно под ее решение выделять финансирование. А вопросы, какое конкретно число студентов принимать и по каким направлениям, какому числу студентов следует предоставить возможность учиться за счет средств государственных и частных организаций, а какому – за свой счет, должны входить в сферу ответственности вуза.
Придание вузам статуса научных центров – значительный шаг к сближению интересов образования и общества. Однако задача вести научную деятельность в столь конкретном формате поставлена была перед вузами совсем недавно. Есть ли у нас основания считать, что предлагаемая сегодня стратегия оперативного сокращения «неэффективных» вузов или поглощения их «эффективными» является оптимальной и единственно верной?
Прежде всего: и демографическая проблема, и нехватка рабочих кадров, и недостаточная адаптивность системы образования потребностям экономики – это сегодня общее место для всех стран, развитых и развивающихся. Но ни в одной стране не идет речь о механическом сокращении числа вузов, а только об их модернизации, расширении их функций, более активной интеграции в социальную структуру и о более активном взаимодействии с работодателями и иными общественными группами и фракциями.
Так, Европа, которая взяла курс на интенсивную ассимиляцию мигрантов, делать это планирует именно и прежде всего через систему образования, которая позволяет осуществить комплексную социальную интеграцию человека в среду, а не просто научить его схематичному труду в сервисном секторе. На вузы в этой ситуации ложится нагрузка по разработке подобных адаптационных механизмов, программ межкультурного и межрегионального взаимодействия. В России мы наблюдаем в последний год значительный всплеск интереса к национальной тематике, и сбалансированный мультикультурализм – это кредо нашей внутренней национальной политики. С учетом национального многообразия нашей страны у ее жителей нет другого пути, кроме как в мире познавать друг друга через механизмы просвещения и культурного обмена. Этот же принцип работает и в отношении регионального единства. Томская и Челябинская области, Хабаровский край, Татарстан активно работают над своим инновационным имиджем, делая сферу науки и образования основой регионального бренда.
Одним из основных инструментов реализации такой инновационной и одновременно интеграционной политики является формирование устойчивого сетевого взаимодействия вузов как между собой, так и с другими организациями в рамках проектно-целевого подхода. Это позволит не только освоить новые направления деятельности и повысить экономическую диверсификацию внутри регионов, но и сформировать устойчивый интеграционный тренд в части регионального взаимодействия.
Образование, помимо задачи обучения, содержит в себе и задачу воспитания – редуцированная с крахом советской системы, воспитательная функция сегодня возвращается в школы во многом по настоянию родительской общественности. Запрос на коммуникацию ценностей растет в обществе, что означает во многом возврат к цели воспитания гармоничных личностей, а не просто «компетентных потребителей». Это, безусловно, не означает механической репликации отживших методик и эксплуатации идеологии «уникального пути России». Инвестиции в человеческий капитал – самые надежные, а капитал этот – не просто знания, а умение и желание людей учиться, узнавать новое, адаптироваться к миру, в котором перемены становятся повседневной нормой.
Но именно воспитания частной инициативы и готовности брать на себя ответственность менять мир, преобразовывать его и не хватает российскому образованию. Именно в этом ключе следует развивать содержательное наполнение российских образовательных программ. Государственное образование должно готовить не просто наемные кадры по приоритетным направлениям, а кадры, готовые самостоятельно создавать предприятия такого рода. Инновации – поиск и развитие идей, с помощью которых возможно переложить фундаментальные открытия на язык массово экономически востребованного продукта.
Очевидно, что сетевое взаимодействие вузов позволит решить не только задачу диверсификации экономики, но и развития регионов и местных сообществ, а также задачу внедрения инноваций – ведь важно не только «как?» (в каких отраслях экономики), но и «где?» (в каких регионах) есть возможности и условия применять фундаментальные научные открытия. Именно образовательное сообщество обладает необходимыми ресурсами для эффективного освоения богатств регионов – как ресурсных и инфраструктурных, так и человеческих.
Поэтому говорить о необходимости ликвидации тех или иных образовательных учреждений в рамках сложившейся процедуры представляется преждевременным. В случае локальной временной утраты необходимости в подготовке кадров образовательному учреждению следует дать время на переходный период, предоставить ему возможность переориентироваться на самостоятельное зарабатывание средств за счет научной деятельности, удовлетворяя спрос на научные исследования и внедрения местной экономики и местных сообществ. И только в случае банкротства в рамках переходного периода возможно говорить о закрытии или поглощении данного образовательного учреждения другой образовательной организацией. Но даже в этом случае производить полное банкротство или поглощение образовательного учреждения необходимо на принципах публичности и объективности. Для этого нужно сформировать специальную комиссию из представителей органов исполнительной власти федерального и регионального уровней, научного, вузовского и бизнес-сообществ.
Проблема возникает не в случае временной нехватки обучающихся на всех обучающих, а в случае стратегической утраты профессионализма самими обучающими. Это значит, что компетенции обучающих стоит наращивать, возможно, даже авансировать, поскольку настоящей проблемой окажется не ситуативная переплата преподавателям без студентов, а утрата стратегической инициативы, возможная в связи с ликвидацией научных и педагогических школ, которыми богаты – со всеми оговорками – российские образовательные учреждения. Особенно это актуально в контексте необходимости подготовки 25 млн. высококвалифицированных специалистов, о которой сейчас говорят многие социологи и экономисты, обсуждая механизмы реализации «Стратегии-2020».
В этом же контексте нами должен пониматься и актуальный сегодня в мире принцип непрерывности обучения. Сегодня он трактуется уже не как принцип постоянной смены профессии, а как принцип необходимости постоянного расширения горизонта, углубления имеющихся знаний и навыков. Кроме того, непрерывность образования, удаленное образование, образование для людей всех возрастов – это сегодня не сугубо образовательные технологии, а инструменты решения многих общественных противоречий, фактически гуманитарная инновация, которая способна обеспечить людям не просто новый уровень заработка, а новое качество жизни.
Европа, приняв «Лиссабонскую стратегию – 2010» по переходу к «экономике, основанной на знаниях», фактически перестала рассматривать сферу образования только как источник квалифицированных кадров, а сделала ставку на возможность решать образовательными технологиями общественные проблемы.
Таким образом, основная задача всех вузов сегодня – развитие человеческого капитала и материального потенциала как на федеральном, так и на региональном уровнях. Фактически образовательные центры в новых экономических условиях должны стать центрами федерального и регионального развития. В этом плане становится очевидным, что у каждого вуза должна быть программа развития, которая должна быть построена на принципе безубыточности и в которой значимое место должно быть уделено развитию принципов внутренней конкуренции. И формирование малых хозяйственных обществ является в этом случае универсальным способом, с помощью которого можно будет решать задачи загрузки имеющихся кадров в условиях локальной демографической ямы, внедрять инновации, эффективно развивать потенциал регионов и готовить педагогическую базу для подготовки кадров с высоким уровнем частной инициативы. А фонды целевого капитала – эндаументы – послужат базой для взаимодействия вуза с уже сформированными бизнес-структурами, для вовлечения их в заинтересовавшие их проекты внедрения инноваций и регионального развития.
Выбирая оптимальные для рецепции мировые образовательные тренды и проводя принципы бюджетной экономии, мы всегда должны держать в фокусе внимания ответ на вопрос: как может сфера образования сегодня способствовать региональному развитию, противостоянию демографическим вызовам и созданию комфортной общественной среды? Если ставить цели не догоняющего, а опережающего развития, то именно так широко – как гаранта общественной стабильности, социального обмена и развития – и следует понимать образование. Подобный подход уже давно исповедуют страны, имеющие и значительно более скудную образовательную традицию. Образование – самостоятельная экономическая сфера, которая не просто поставляет кадры для какой-то экономики где-то за стенами университета или школы, а уже давно выступает в роли мощнейшего заказчика и производителя социальных и культурных инноваций как уникального ликвидного товара. Отказавшись от подобных амбиций, российское образование будет обречено не просто потерять фундаментальность, но и утратить доверие не только элитных групп, но и общества в целом.