Игорь Щеголев ждет от общественного телеканала интересных передач.
Фото РИА Новости
Идея создания в России общественного телевидения обсуждалась в 2000-х годах не раз. Когда президент Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному собранию в декабре 2011 года вновь вернулся к ней, многие высказывали уверенность в том, что и на этот раз дело ограничится лишь разговорами. Однако 17 апреля президент подписал указ о создании Общественного телевидения. Начать работу оно должно с 1 января 2013 года, а сейчас между профессионалами идут споры, какие передачи должен показывать новый телеканал и как организовать его работу.
Согласно президентскому указу, на первом этапе Общественное телевидение будет финансироваться государством через кредитную схему, но в будущем кредит должен быть замещен на эндаумент – специальный фонд, в котором аккумулируются средства, которые не тратятся, а инвестируются, и уже доходы от этих средств расходуются на нужды канала. Эндаументы создаются, чтобы поддерживать музеи, учебные заведения. Они существуют в нашей стране не так давно, но уже успели себя хорошо зарекомендовать.
Каким именно будет бюджет канала, пока точно не известно. Советник президента Михаил Федотов утверждает, что речь может идти о сумме в 3–5 млрд. руб. Он поясняет, что, например, бюджет столичного канала ТВЦ составляет около 11 млрд. руб., но это коммерческий канал, Общественное же телевидение, которому не нужно заботиться о высоких рейтингах, может обходиться и меньшей суммой.
Президент Международной академии телевидения и радио Анатолий Лысенко, которого, кстати, прочат в руководители Общественного телевидения, говорит, что «на телевидение денег много не бывает – всегда не хватает», однако на «скромное существование» такого бюджета вполне достаточно. Тем более что канал не придется выстраивать с нуля – предполагается передать ему аппаратно-программный комплекс (камеры, студии, софиты и другое оборудование) телеканала «Звезда». За ретрансляцию платить тоже не придется, эта статья расходов будет субсидироваться государством.
Многих смущает тот факт, что Общественное телевидение создается на государственные средства. Предполагается, что, раз государство выделяет деньги, оно станет жестко контролировать редакционную политику. Однако специалисты говорят, что форма финансирования не так важна. В мире есть примеры как платного общественного телевидения (которое существует на средства самих зрителей) – например, в Великобритании и Германии, так и субсидируемого государством. Например, так работают каналы общественного телевидения в США и во Франции.
Профессионалы обращают гораздо больше внимания на другое обстоятельство – как сделать канал одновременно профессиональным и интересным для зрителей.
Дмитрий Медведев, говоря о перспективах создания Общественного телевидения, высказал надежду, что оно понравится публике, во всяком случае, той ее части, что интересуется общественной жизнью. «У всех разные вкусы и разные представления о том, что хотелось бы увидеть по телевидению. Для взыскательной аудитории, я надеюсь, этот канал будет интересен», – сказал президент.
По мнению министра связи и массовых коммуникаций Игоря Щеголева, Общественным телевидением должен стать канал, который мог бы предложить аудитории качественный и интересный продукт, отвечающий запросам широкой аудитории, «но при этом не зависящий от рейтинга, то есть не воспроизводящий рейтинговую рекламную модель телевидения».
Сегодня во многих странах Европы главной проблемой общественного телевидения является то, что оно теряет популярность – зрители предпочитают частные телеканалы, которые потакают вкусам большинства зрителей, пусть даже эти вкусы не отличаются особой тонкостью. Однако эксперты говорят, что бесконечная гонка за рейтингами не должна полностью затмевать образовательную, воспитательную функции, которые должны быть присущи СМИ. В определенной степени культуру даже следует навязывать. «Можно работать на понижающую селекцию общества, а можно работать все-таки на повышающую селекцию, – говорит декан факультета медиакоммуникаций Высшей школы экономики Анна Качкаева. – Если общественное телевидение таково по своей миссии, думает о том, что из людей надо проращивать граждан и помогать им ими становиться, то тогда бессмысленно оглядываться на то, что хочет масса телевизионная. Да, она хочет зрелищ, но это не означает, что среди них нет граждан».
«Общественное телевидение должно стать новой медийной площадкой для гражданского общества, – поддерживает эту мысль заместитель председателя комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи Роберт Шлегель. – Общественное телевидение должно быть достаточно независимым от погони за рейтингами. Оно должно транслировать интересные и полезные программы».
Рейтинги общественных телеканалов в мире не так велики. Обычно приводят в пример BBC, но это скорее исключение из правил. Но отсутствие рейтинговых передач компенсируется тем, что именно общественные каналы, как правило, показывают интересные документальные фильмы, проводят открытые дискуссии по важным вопросам, предоставляют эфирное время для всех политических сил и, главное, для различных гражданских инициатив.
При этом важно, чтобы на телевидении все-таки работали профессионалы, чтобы значимые для общества темы освещались нескучно. Анна Качкаева предполагает, что скорее всего работой на новом телеканале заинтересуется прежде всего молодежь – те, для кого менее важной будет высокая зарплата (которая, очевидно, будет меньше, чем на коммерческих каналах), а более важной – возможность открыто, без какого-либо давления (как со стороны государства, так и со стороны коммерческих спонсоров) выражать свои взгляды, говорить о важных для всего общества вопросах.
Задача превращения Общественного телевидения в жизнеспособный телеканал – «невероятно сложная, и для ее реализации нужно очень много сил», считает Анатолий Лысенко и добавляет: «А про команду, которая туда пойдет, я бы сказал так: безумству храбрых поем мы песню».