Фото Reuters
Статистика неумолима: около 80% россиян регулярно потребляют алкоголь. Из них, констатирует Роспотребнадзор, свыше 3 миллионов человек больны алкогольной зависимостью. Число смертельных случаев в России по «вине» алкоголя каждый год превышает цифру в 75 тысяч человек. Эксперты Центра разработки национальной алкогольной политики утверждают, что общий объем абсолютного алкоголя во всех видах спиртных напитков, потребленного в России, увеличился в прошлом году по сравнению с 2010 годом на 3,2%. Они же прогнозируют увеличение этого показателя еще на 5% в 2012 году.
Это несмотря на то, что в конце 2009 года премьер-министром Владимиром Путиным была подписана Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации. Главная задача, согласно документу, – снизить к 2020 году потребление алкоголя в стране в два раза. Пока для того чтобы приблизиться к ее выполнению, ничего лучшего не придумали, как приравнять пиво к алкоголю. В перспективе нас ждет еще большее ограничение продажи спиртных напитков по времени и увеличение штрафов за торговлю алкоголем несовершеннолетним.
Между тем и эксперты, и власти признают эти меры недостаточными, поскольку регулироваться должны не только отношения россиян с алкогольными напитками, но и отношения между участниками рынка, на котором пока не наблюдается снижения доли суррогатной и нелегальной продукции. Хотя именно эту задачу призвана была решить Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование, РАР), образованная 31 декабря 2008 года в соответствии с указом президента Дмитрия Медведева.
Прошло уже три года, и создается такое впечатление, что РАР, вместо того чтобы наводить порядок на алкогольном рынке, превращает его в не поддающийся никаким правилам базар. Это мнение и экспертов, и самих участников рынка. Об этом они говорили на прошедшем в середине февраля «Алкоконгрессе». Подводя некоторый итог работы Росалкогольрегулирования, руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз отметил, что в индустрии вопреки логике произошло «перераспределение рынка в пользу суррогата». Что касается объявленной борьбы с нелегальной продукцией, то те, кто за нее отвечает, по словам Дробиза, «одной рукой они борются, другой – ее разрешают», и «все это проходит под дымовой завесой деалкоголизации, которая является социальной «крышей» реформ».
Действительно, если взглянуть на перечень документов, нормативных актов и законопроектов, опубликованный на сайте РАР, создается впечатление, что все эти годы команда, в которой служит менее тысячи чиновников, регулировала не алкогольный рынок, а свою собственную деятельность, выпуская приказы об оплате труда работников службы, о служебном распорядке, о борьбе с коррупцией в рядах Росалкогольрегулирования, учреждала почетные грамоты и благодарности и т.д. Что касается непосредственных обязанностей федеральной службы, связанных с подготовкой соответствующих подзаконных актов, то здесь Росалкогольрегулирование предпочитает действовать не спеша. Поэтому большинство документов до сих пор не готовы, хотя могли бы уже быть утверждены правительством.
Всего более 20 постановлений существуют сегодня в виде проектов, в то время как именно они должны были обеспечить более-менее внятное регулирование отрасли в связи с принятыми изменениями в законодательстве. Напомним, что теперь нельзя продавать алкогольные напитки на объектах спорта, культуры и образования, за исключением расположенных на их территориях кафе, ресторанов и проч. А с 1 июля 2012 года вводится лицензирование перевозок спирта и вступают в силу положения закона, которые дают новое определение вина. И это только часть изменений, внесенных в закон, исполнение которых затрудняет отсутствие подзаконных актов от РАР.
К примеру, постановление № 825 «О ведении государственного реестра о выдаче лицензий на производство и оборот (за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий» должно было быть выпущено в третьем квартале 2011 года. Проект постановления оказался в Минэкономразвития РФ только в конце прошлого года. Как результат – большинство производителей и дистрибьюторов не смогли вовремя получить лицензии. Из-за того что постановление, которое вводит определение параметров акцизных марок, их размеры и способ нанесения на тару, до сих пор не утверждено правительством РФ, производители не могут подавать заявки на получение акцизных марок на продукцию крепостью менее 9 градусов. При этом сами марки уже напечатаны Гознаком. Но, видимо, что-то мешает правительству подписать такой норматив. Однако промедление может привести к тому, что некоторые предприятия вынуждены будут остановить свои производства.
Но, пожалуй, самый противоречивый документ от авторов РАР – это технический регламент Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции». Его должны были принять еще в июне 2011 года, но до сих пор текст законопроекта не согласован между странами-участницами союза – Россией, Казахстаном и Белоруссией. Кроме того, не далее как 26 января 2012 года Минэкономразвития РФ опубликовало критическое заключение на проект техрегламента. В частности, министерство считает необоснованным введение запрета на использования ПЭТ-тары при производстве и обороте алкогольной продукции.
В заключении говорится, что разработчики проекта «не представили экономического и научного обоснования предлагаемого запрета». К тому же Минэкономразвития предупреждает, что запрет на ПЭТ-тару ударит по ее производителям, а это значительный сегмент экономики. Этот и целый ряд других пунктов министерство предлагает исключить из техрегламента. В целом вердикт ведомства звучит так: «Проект акта содержит положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации».
Но надо быть справедливыми и отдать должное, что в то же время, когда с таким трудом в недрах службы рождаются важные для регулирования рынка документы, ее чиновники достаточно активно осуществляют контрольно-ревизионные функции. При этом, как признает начальник Управления контроля органов власти ФАС России Владимир Мишеловин, они зачастую дублируют работу других ведомств. Это порождает бюрократическую волокиту. По словам Мишеловина, преградами для получения производителем лицензии может стать «не указание этажа в одноэтажном здании, отсутствие на контрольно-пропускном пункте журнала нарушений режима». Чиновник отмечает несоразмерность нарушений и ответственности за них. «Меры, как правило, были самые жесткие – это или отказ в выдаче лицензии, или подача в суд об аннулировании лицензии, в крайнем случае – штраф. Причем причиной принятия таких мер зачастую могла стать задолженность по налогам в 82 копейки крупного предприятия с развитой сетью филиалов и складов», – рассказал Мишеловин.
Такое «регулирование» уже привело к тому, что, как отмечают участники «Алкоконгресса», лицензированная розничная сеть сократилась на 20%. Потому что за лицензию нужно заплатить порядка 40 тысяч рублей в год, еще 15 тысяч рублей за регистрацию договора аренды, а штраф за торговлю без лицензии составляет всего 5–6 тысяч рублей.
Жесткая процедура лицензирования уже сократила рынок легального вина на 10%. А с
1 июля 2012 года будет введен новый термин в виноделии – «винный напиток». С этого момента за вино можно будет выдавать нечто, состоящее хотя бы наполовину из виноматериалов. Гендиректор одного из винодельческих предприятий уверен, что такое нововведение приведет к тому, что с прилавков магазинов исчезнут классические десертные вина. По мнению его коллеги, «добьет» рынок повышение акцизов на алкоголь: в первую очередь «в тень» уйдет шампанское».
Впрочем, крепкий алкоголь, особенно водка, уже давно «в тени». Так что вопреки ожиданиям политика госрегулирования ударила и по самому популярному в народе напитку. Только в данном случае не так все однозначно.
В этом сегменте рынка идет настоящий передел собственности, о котором еще в начале прошлого года писала «Новая газета». На целый ряд предприятий, причем с такими громкими именами, как «Исток», «ОСТ-Алко», обрушился шквал проверок со стороны чиновников Росалкогольрегулирования. У одних были приостановлены лицензии, другие вообще лишились возможности работать. По рассказам руководителей некоторых из них, ревизиям предшествовал приход неких интересантов, которые без обиняков предлагали передать им контрольные пакеты акций алкогольных заводов. Тогда впервые появилась догадка, что федеральная служба либо была специально создана, либо используется для обслуживания отдельных компаний по производству крепкого алкоголя.
В таком случае порядок на алкогольном рынке наступит еще нескоро. Вернее тогда, когда он будет очищен он «лишних» игроков. Это во многом объясняет видимую бессмысленность деятельности РАР, а громкие заявления о борьбе с алкоголизацией превращает в популистские лозунги. А значит, правы те эксперты, которые предсказывают, что страна будет и дальше спиваться.
Остается только надеяться, что новое руководство страны не допустит развала отрасли, которая поставляет львиную долю налогов в бюджет, и решит проблему с теневиками. Ведь именно нерегулируемость рынка и плохо прописанные и потому трудно исполнимые правила для бизнеса мешают его развитию, интеграции в мировую экономику, снижают его инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность.