0
1778
Газета Идеи и люди Интернет-версия

19.10.2011 00:00:00

Разница во взглядах

Тэги: ер, кудрин, отставка


ер, кудрин, отставка Алексей Кудрин и раньше выступал против мнения парламентского большинства.
Фото РИА Новости

Отставка Алексея Кудрина с поста министра финансов стала не только заметным политическим событием, но еще и поводом для новых политических заявлений. Интересно, что громче всех отставку Кудрина приветствовала отнюдь не оппозиция всех мастей, что было бы вполне логично, а правящая партия. Почему же «медведи», которые всегда поддерживали правительство, столь жестко выступили против ключевого министра этого правительства?

Размышляя о политике, странно оперировать таким эмоциональными понятиями, как «любовь» или «нелюбовь». Здесь в ходу больше целесообразность, выгода и циничный расчет. Однако взаимоотношения двух таких разных даже по политическому весу субъектов, как партия «Единая Россия» и министр финансов (теперь уже бывший), рациональностью и расчетом мало когда отличались.

Конфликт был всегда. Правда, наблюдатели об этом не всегда догадывались, лишь изредка, когда, не в меру разговорившись, министр финансов вдруг начинал критиковать политическую и экономическую системы. Как, например, в феврале 2010 года, когда Кудрин в передаче Владимира Познера почти обвинил «медведей» в том, что их партия из правоцентристской переродилась в левоцентристскую, и в том, что на этапе становления использовала административный ресурс. Многие наблюдатели тогда посчитали выступление Кудрина постановкой. Ведь действительно, в чем была целесообразность того заявления, учитывая, что непосредственным руководителем министра Кудрина в тот момент был лидер той самой партии, против которой так эмоционально выступал министр финансов. Однако на самом деле на публику тогда выплеснулась не случайная эмоция и не срежиссированная фронда, а самый настоящий конфликт между двумя идеологиями – идеологией финансового консерватизма и идеологией развития.

Новые доказательства этого непримиримого конфликта появились довольно скоро – в июле того же 2010 года бюро высшего совета «Единой России» (а в него входят некоторые коллеги Кудрина по кабинету министров) признало «неприемлемыми, социально и экономически неоправданными предложения министра финансов Российской Федерации А.Л.Кудрина по повышению пенсионного возраста» и контроль за исполнением настоящего решения оставило за собой. В конфликт тогда вмешался уже лично премьер-министр Владимир Путин, который ясно заявил: повышения пенсионного возраста в обозримом будущем не будет.

Впрочем, если внимательно присмотреться, то подобные стычки между единороссами и министром финансов случались и раньше, несмотря на то что «Единая Россия» со скрипом, но голосовала за те бюджеты, что сводил Кудрин. В свою очередь, и Кудрин воздерживался от опрометчивых оценок и даже оговорился в 2004 году: «Я пока не собираюсь вступать ни в какую партию. Но мои симпатии на стороне «Единой России». Однако подобные «подачки» партию власти не успокоили.

В том же 2004 году между руководством «Единой России» и Минфином произошел серьезный надлом – когда был принят федеральный закон о монетизации льгот и по всей стране прокатилась волна массового недовольства. «Хочу напомнить, что именно позиция Кудрина во многом испортила реализацию 122-го федерального закона, регламентирующего так называемую монетизацию льгот, – говорит глава комитета Госдумы по труду и социальной политике, единоросс Андрей Исаев. – Закон идеологически правильный, потому что дал населению право выбора между деньгами и льготами, по большинству льгот была проведена монетизация, иными словами, льготы заменили выплатами. Но выплаты эти оказались такими мизерными, что разразился скандал. А ведь на парламентских слушаниях «Единая Россия» указывала Кудрину, что средств выделяется недостаточно, что проблема, по сути, не решена. Но министр финансов убеждал нас в обратном. Последствия же реализации 122-го закона всем известны – массовые социальные недовольства в стране. В итоге Министерству финансов пришлось увеличивать финансирование, но делало оно это под общественным нажимом. Случился парадокс: государство в несколько раз увеличило социальные расходы, а получило обратный эффект. На мой взгляд, это прямое следствие той политики, которую вел Алексей Кудрин».

Серьезно «медведи» схлестнулись с Алексеем Кудриным и в 2006 году. Фракция «Единой России» в Госдуме публично отказалась поддерживать проект бюджета, предложенный Минфином, и обвинила главу финансового ведомства в том, что он не дает деньги на социалку. «Возникла жесткая дискуссия, в нее даже вмешался президент Владимир Путин, выступивший арбитром. А ведь в тот период уже появились национальные проекты, ответственным за которые стал вице-премьер Дмитрий Медведев, – вспоминает Исаев. – Напомню, и тогда Кудрин категорически выступал против увеличения расходов на образование и здравоохранение, ведь он во многом продолжал монетаристскую линию 90-х годов, и своей единственной сверхзадачей Кудрин считал борьбу с инфляцией и формирование Стабилизационного фонда. Конечно, эти задачи важны, но начиная с 2006 года мы видим явный крен, когда во главу угла было поставлено не развитие экономики, а только сдерживание инфляции и формирование заначек».

После такого противостояния Кудрин стал по поводу и без него критиковать единороссов. «Можно вспомнить проект «Новые дороги», который во многом стал компенсацией отсутствия Дорожного фонда, – говорит Исаев. – Региональные дорожные фонды были ликвидированы именно по настоянию Кудрина, что привело к резкому снижению качества ремонта дорог в стране. Минфин постоянно не желал добавлять средства на реализацию этого важнейшего проекта, который является одновременно и социальным, и инфраструктурным. Социальным, потому что в нем задействовано большое количество людей, а инфраструктурным, потому что дороги – это экономические артерии в организме экономики».

Натолкнулись на особую «позицию» Кудрина и российские моногорода. По мнению ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, «господдержка проектов модернизации моногородов должна быть направлена на строительство и реконструкцию инфраструктурных проектов. Однако против широкомасштабного финансирования планов Минрегиона выступил Минфин. В проекте бюджета на 2011–2013 годы средства на поддержку моногородов не были предусмотрены».

Но больше всего «медведей» возмутило то, как легко Кудрин интерпретировал Послание президента Медведева в декабре 2010 года, посвященное материнству и детству. Выступая в Совете Федерации перед сенаторами, представляющими российские регионы, Кудрин заявил, что деньги на выполнение ключевых обещаний из Послания Медведева им придется искать самим, равно как и решать – выполнять или не выполнять «рекомендации» президента. По версии Кудрина, президент не прямо указал, а всего лишь рекомендовал строить детские сады, рассмотреть возможность предоставления земельных участков, создания регионального материнского капитала. «Все это прозвучало как рекомендации, которые субъекты могут осуществлять в рамках своих полномочий по своим схемам в собственных объемах, и соответственно они не затрагивают федеральный бюджет», – сказал Кудрин, добавив, что «пока можно не суетиться».

«В бытность главой Минфина Кудрин не просто игнорировал поручения президента Дмитрия Медведева, но и демонстративно извращал смысл президентских инициатив, – считает политолог Павел Данилин. – К примеру, когда глава государства вышел с инициативами по материнству и детству, по модернизации образования, то Кудрин предложил не суетиться и искать деньги самим в регионах! То есть Послание президента для него было не важно. Регионы не получили финансирование, не были построены детские сады. При довольно неплохих нефтегазовых доходах и при остатке средств в Резервном фонде в 27 миллиардов долларов Кудрин отказался в принципе давать деньги на первостепенные нужды десятков тысяч матерей, чьи дети стоят в очередях в детские сады. Точно так же он поступил с инициативами президента в рамках «Нашей новой школы». В 2010 году финансирование этой программы было обозначено всего в 15 миллиардов рублей, в 2011 году оно увеличилось лишь на 5 миллиардов – до 20 миллиардов рублей. То есть большая часть президентских инициатив осталась без финансирования. При том очевидно, что модернизация среднего образования необходима стране не меньше, чем строительство новых детских садов», – уверен Данилин.

Выступал Кудрин и против повышения минимального размера оплаты труда (МРОТ). Ведомство Кудрина последовательно сопротивлялось повышению МРОТ и не хотело привязывать его к величине прожиточного минимума, за что выступала партия. Недовольны были «медведи» Кудриным и когда у Минфина «не нашлось» денег на газификацию и доставку почты. Министерство продавило тогда решение, чтобы финансированием этих вопросов занимались региональные и местные бюджеты, как следствие – в стране, которая больше всего продает газа на экспорт, множество нерешенных проблем с собственной газификацией. В 2009 году «Единая Россия» предложила направить 12 млрд. руб. на проект «Школьное молоко», который дал бы ученикам здоровое и полезное питание и поддержал местного товаропроизводителя, но Минфин «зарубил» и это предложение.

«Надо отметить, что главная роль Кудрина во всей этой истории сводится к стандартной фразе – «вот под ЭТО (тычет пальцем в стопку бумаг) я денег не дам», – считает президент компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин. – А подо что давать? Системных экономических программ у нас нет уже очень давно. И в этом смысле у Кудрина была очень простая роль – он должен был находить очевидные глупости в тех текстах, которые сочиняли, тыкать в них пальцем и говорить – вот это несерьезно, это финансировать не нужно. Разумеется, не по всем программам он мог так говорить, но говорил, за что, собственно, его и считают героем – рыцарем без страха и упрека. Он не финансист. Может быть, он немножко разбирается в бухгалтерии... В нынешней ситуации он четко продемонстрировал, что он ничего не понимает ни в налоговой системе, ни в макроэкономике, ни тем более просто в экономике».

«Но за что же так расхваливают Кудрина? – задается вопросом Хазин. – За то, что в России нет суверенной банковской системы, поскольку банки не могут кредитовать предприятия, ибо у них нет длинных денег? За то, что у нас отсутствует суверенная денежная система, поскольку Центробанк не рефинансирует коммерческие банки рублями, в результате чего они вынуждены рефинансироваться в валюте и тем самым принципиально зависеть от всех тонкостей политики иностранных денежных властей? За то, что уровень долговой нагрузки российских банков в иностранной валюте практически превышает золотовалютные резервы страны? За то, что при низких (относительно развитых стран) зарплатах у нас – завышенные цены, что говорит о сверхвысоких транзакционных издержках, в первую очередь в финансовом секторе? За то, что наши банки не могут исполнять свою главную (с точки зрения интересов национальной экономики) функцию – кредитовать экономику, а вместо этого занимаются спекуляциями на финансовых рынках и обналичкой денежных средств, повышая инфляцию и уменьшая стабильность собственной денежной системы? За то, что уровень монетизации экономики много ниже нормы?»

Сходились в клинче единороссы с Кудриным и каждый раз, как министр финансов упрямо предлагал увеличить пенсионный возраст. Последний «раунд» состоялся в феврале этого года, после заявления Кудрина на Красноярском экономическом форуме. «Все это время он хотел повысить пенсионный возраст не для того, что увеличить пенсии для населения, а чтобы сократить дефицит Пенсионного фонда, – считает Исаев. – Это недостойно по отношению к нашим гражданам. Мы исходим из того, что существуют иные резервы развития пенсионной системы без повышения пенсионного возраста. Нам не нужны серьезные социальные проблемы и потрясения в обществе».

Всю весну прошлого года Алексей Кудрин «пытался «торпедировать» проект индексации пенсий, ссылаясь на укрепление рубля и снижение инфляции, – говорит Абзалов. – Однако избежать повышения выплат с 1 апреля 2010 года Минфину не удалось: на фоне экономического кризиса снижение темпов индексации могло спровоцировать рост социальной напряженности в регионах».

«Россия в течение долго времени получала сверхдоходы, которые при грамотном использовании могли бы стать ее ресурсом для экономического рывка вообще и для структурного рывка в частности, – считает экономист Михаил Леонтьев. – Но Кудрин сделал все, чтобы эти средства не пошли на эти цели, а были сохранены в кубышке».

Конечно, Андрей Исаев был достаточно резок, когда заявлял, что «прошло время бухгалтеров в руководстве страны, наступает время модернизации и серьезных задач», он был не первым, кто дал такую оценку. Еще в 2009 году глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин признался, что «Кудрин ведет себя как нормальный, крепкий бухгалтер: не дать, придержать. Но бухгалтер не должен определять экономическую политику. Если мы будем и дальше продолжать эту политику, мы станем неконкурентоспособными». Именно, видимо, поэтому провожали на покой министра финансов его оппоненты без сожаления, а даже с нескрываемой радостью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
976
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
816
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
724
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
965

Другие новости