За спиной нынешней украинской власти – интересы и кланы, опирающиеся на регионы. В том числе на индустриальный Донбасс.
Фото Reuters
Первый принцип, который надо помнить, начиная разбираться в российско-украинских отношениях, гласит: «На Украине нет пророссийских политиков, на Украине нет проамериканских политиков, на Украине есть украинские политики». Подпись: Владимир Путин.
Двадцать лет современной независимости Украины уже могут дать нам некоторую пищу для размышлений о цикличности ее истории. Из лимитрофного положения страны, распятой между европейским и российским экономическими центрами, следует то, что ее лидер может исповедовать на выбор только одну из двух идеологий: или «путь на Запад», попытка интеграции в Европейское сообщество и идеологическое сближение с США как противовесом России в логике холодной войны, или попытка сохранить нейтралитет и «усидеть на двух стульях».
В первом случае мы имеем дело с сильной антирусской риторикой и с так называемыми западенскими ценностями, однако все это сопровождается демократической процедурой выборов и полной свободой слова. Поэтому неудивительно, что ни Кравчук, ни Ющенко не смогли переизбраться на второй срок, а президентство последнего сотрясали правительственные и парламентские кризисы. Это нормальный процесс формирования «молодой демократии». Во втором же случае мы сталкиваемся с затуханием национальных споров, отсутствием какой бы то ни было ярко выраженной идеологической линии, лавированием между группами интересов, переделом собственности (поскольку президент представляет интересы определенного бизнес-клана), усиленным давлением на СМИ и активным использованием административного ресурса в ходе выборов. Начиная как выдающийся «кучмист» и неудавшийся преемник Леонида Кучмы на президентском посту, Виктор Янукович и сейчас шаг за шагом повторяет путь своего политического учителя.
Во-первых, действующему президенту Украины предстоит еще выйти из-под опеки того бизнес-сообщества, которое привело его к власти. Как в свое время Кучма смог возвыситься над днепропетровским кланом и стать главой «всей Украины», а не выразителем интересов определенных бизнес-структур, так и Януковичу придется перерасти и Ахметова, и донецкий клан. Подобное развитие событий не исключает участия в переделе собственности и российских игроков, хотя их число будет сведено к минимуму. Янукович не может «продать Украину» российскому бизнесу, не лишившись при этом поддержки украинского крупного капитала и не избежав обвинения в «измене Родине». Но и западный капитал не сможет прийти в Украину, не привезя с собой в обозе обвинения в «авторитарном стиле правления» и «зажиме прав и свобод человека».
Во-вторых, Янукович, как и Кучма, обречен проводить в жизнь политику многовекторности, пытаясь соблюсти баланс между европейским и российским влиянием. Желание Украины получить «особый статус» не ново. Еще первый секретарь ЦК Компартии Украины Петр Шелест ставил вопрос о предоставлении Украинской ССР права самостоятельной внешней торговли, что в свое время вызвало большой переполох в Москве.
На самом деле Янукович попал в намного более выигрышное положение, чем в свое время Кучма. Четвертый президент Украины может извлекать прибыть прямо из воздуха, при этом решительно ничего не делая. Россия ему платит лишь за то, что он «не Ющенко», Европа – за то, что после Ющенко он «не сдал Украину Путину», ведь долгое время и в американских, и европейских СМИ Янукович близоруко рассматривался как «человек Кремля». Лавировать просто: Евросоюзу гарантируется, что Украина никогда не вступит в Таможенный союз и не признает независимость Абхазии и Южной Осетии; России – что братская республика не станет частью НАТО и будет сохранять нейтралитет. Отсюда и баснословные выгоды, например, от договора «Газ-Флот», где Россия за «символ Черноморского флота» заплатила весьма несимволическими долларами и кубометрами.
Конец политике многовекторности может положить только жесткая позиция президента Медведева. Недавно Украине уже было отказано в «особом статусе» в рамках Таможенного союза. Из-под Януковича выдергивают второй стул и просят наконец-то определиться с приоритетами. В таких условиях, как показывает весь опыт постсоветской политики, «обиженное» государство должно повернуться лицом к Европе. Отсюда в-третьих: у Леонида Кучмы в свое время имелся очень талантливый переговорщик с западными кредиторами, а именно – глава ЦБ Украины Виктор Ющенко. Такой же человек и с такими же амбициями есть и в обойме Януковича. Президентские выборы 2010 года показали, что вице-премьер Украины Сергей Тигипко, который был еще министром экономики в правительстве Ющенко при Кучме, имеет очень большие шансы составить в будущем реальную альтернативу действующей власти.
В-четвертых, Янукович, так же как и Кучма, повторяет одну самую глупую ошибку украинской политики. Он пытается посадить Юлию Тимошенко. Первую попытку в 1999 году предпринял Леонид Кучма, продержав Тимошенко в СИЗО 42 дня по обвинению в «контрабанде российского газа». Второй подход сейчас осуществляет уже Янукович, который «дал санкцию» на арест Юлии Тимошенко за «превышение полномочий» во время подписания газовых соглашений с Владимиром Путиным в 2009 году. В обоих случаях действующая власть поднимает рейтинг Тимошенко.
Имея до первого ареста образ олигарха (который на всем постсоветском пространстве от Прибалтики до России приравнивается к «врагу народа») и сподручницы Павла Лазаренко, который позже угодил в десятку самых коррумпированных мировых чиновников, Тимошенко вышла из тюрьмы «жертвой режима» и «народной заступницей». Это были первые камни, заложенные в фундамент образа оранжевой принцессы. Сейчас, обреченная после поражения на президентских выборах на медленное забывание и критиканство, выпавшая из текущей придворной жизни, Юлия Тимошенко благодаря аресту снова актуализована в политическом поле, снова набирает очки, снова приобретает ореол мученицы от режима по надуманным обвинениям «преступной обкомовской банды». Вот уж действительно, «фобию Тимошенко» у действующей власти можно объяснить разве что обкомовским мышлением.
Сегодня, если исходить из системного сравнения периодов правления Януковича и Кучмы, можно спрогнозировать уверенную победу Партии регионов на парламентских выборах в Раду в 2012 году и победу Януковича на следующих президентских выборах. Обе кампании будут проходить при широком использовании административного ресурса. Прогнозировать более точный итог президентской кампании пока сложно, поскольку Украина находится в жесточайшем экономическом кризисе, который при появлении новых лидеров в рядах оппозиции может вполне перерасти в кризис политический.