Бойцы МЧС в нынешнем году держат лесные пожары под контролем.
Фото Reuters
Как только в большинстве регионов России вновь устоялась жаркая погода, СМИ вспомнили огненное лето прошлого года, когда полстраны горело в огне, а в центре Москвы видимость порой составляла несколько метров из-за смога. Люди с содроганием бросаются к телевизорам, слушая новости, с одной мыслью: а не повторится ли ситуация прошлого лета? Не захлестнет ли страну волна пожаров? Достаточно ли выводов, которые сделали власти от знойного и удушливого летнего сезона-2010?
Я сейчас нахожусь в городе Нефтекумске Ставропольского края – так здесь жители говорят о трех главных проблемах: как спасти сельское хозяйство, как не допустить межнациональных столкновений и будут ли новые пожары. Здесь мне рассказывали про особые пожары, которые идут по кронам деревьев. В результате люди, оказавшиеся в эпицентре такого пожара, не сгорают, а задыхаются, потому что пожар в кронах выжигает весь кислород.
Сейчас много рассуждают о техническом обеспечении пожарный служб, о ситуации в лесном хозяйстве после принятия нового Лесного кодекса, о превентивной активности региональных администраций в сфере предотвращения пожаров. Это все правильно. Это действительно очень нужно и важно. Но почему-то за рамками дискуссии остается один важный вопрос – о собственно причинах и факторах пожаров. Ведь сами по себе пожары в лесу не возникают. В основе любого лесного и большинства иных пожаров – человеческий фактор, то есть поджог, умышленный или неумышленный.
Давайте вспомним, что наша страна является мировым лидером по запасам древесины – 25% мировых запасов планеты – и главным ее поставщиком – 40%. И если в европейской части страны вырубки еще худо-бедно контролируются, то на Урале, в Сибири и близ границы с Китаем незаконная вырубка преобладает. Нет ничего проще, чем скрыть результат этой нелегальной деятельности поджогами. В данном случае мы имеем дело с, условно говоря, «промышленными поджигателями», с нелегалами-лесниками. На днях эту проблему совершенно правильно поднимал руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Виктор Масляков.
Но также получают распространение и поджоги с корыстными целями. Люди сознательно подпаливают свое никудышное жилье в деревнях и селах или лес в непосредственной близости к своему населенному пункту в надежде тем самым поправить жилищное положение, получить новые комфортабельные дома. К сожалению, прошлогоднее решение правительства предоставить всем погорельцам новое жилье имеет парадоксальное следствие: в кои-то веки государство сделало все возможное и даже более того – построило новенькие дома и оборудовало их мебелью! Но этот пример наводит некоторых непорядочных наших граждан на мысль воспользоваться пожарами для улучшения собственного жилищного благополучия за счет государства.
За подобными поджогами могут стоять не только отдельные люди, но и компании – например застройщики. Подобная ситуация вскрылась в Греции в прошлом году, когда Юг Европы горел так же интенсивно, как и Центральная Россия. Расследуя страшные лесные пожары, правительственная комиссия выяснила, что за ними стоят девелоперы. Согласно греческому законодательству, строить в лесной зоне нельзя. Выжигая леса, застройщики расчищали территории под будущее строительство.
Отдельным видом мошенничества являются «страховые поджоги»: поджог имущества в расчете получить страховые выплаты. Таких пожаров в нашей стране с каждым годом все больше. Парадоксально, но этот в целом негативный тренд свидетельствует в то же время о развитии страхового рынка. Чем более развит страховой рынок, тем сильнее проблема умышленных поджогов. В былые времена, когда наш человек воспринимал словосочетание «страховой агент» исключительно как цитату из зарубежного фильма, умышленные пожары сводились к бытовухе – мести сельчанам за какие-то обиды. Теперь же чем больше народ страхует свои дома, тем чаще они загораются.
Причем в некоторых странах, где действуют развитые и крупные игроки страхового бизнеса, этот рынок может быть коррумпирован не меньше, чем госструктуры. Альянсы коррумпированных страховых руководителей возникают потому, что этот бизнес напрямую завязывается на деньги, а сожженное имущество приносит конкретные доходы. В США, в штате Калифорния, был выявлен альянс поджигателей и коррумпированных страховщиков. Коррупция и мошенничество в страховом бизнесе, к сожалению, очень развитое явление.
Поэтому не стоит рассматривать страхование как панацею от бездействующего государства в ряде сфер экономики: например, в сельском хозяйстве, в лесной отрасли и проч. Да, безусловно, страхование в этих отраслях должно стать массовым, люди должны использовать эти рыночные механизмы на случай негативных тенденций, к чему призывает и наше государство. Но и государство не должно уходить из этой сферы, терять над ней контроль. Государство должно сохранять свои регламентирующие и контролирующие функции. Если государство не будет работать, то мошенничество и коррупция в страховом бизнесе неизбежны, а значит, поджоги будут распространяться.
Но часто поджигателями становятся и обычные граждане. Выход в лес на шашлыки – традиционно популярный у нас вид отдыха. Радость общения с природой и приготовления мяса его исконно-доисторическим методом понять можно: городской человек, связанный путами условностей и ограничений, всем тем, что мы называем цивилизацией, может почувствовать себя хотя бы пару часов дикарем, пещерным жителем, посмотреть на мир так, как смотрели его предки. К сожалению, нормы безопасности у наших диких предков были более серьезные, поскольку они не рассчитывали на приезд пожарных машин, на патрульные вертолеты, на бойцов МЧС. В отличие же от наших пещерных предков современные россияне полагают, что пожарную безопасность на том месте, где они только что жарили шашлыки, должен обеспечить кто-то другой. Но не они сами.
Тему разгорающихся в стране пожаров можно было бы посчитать сугубо бытовой, если бы не один аспект. После массовых пожаров прошлого года с жертвами и огромным экономическим ущербом эта тема имеет очень четкую социальную подоплеку. Раздуваемая «пожарная проблематика» в СМИ вызывает мощное социальное напряжение у сограждан. Кто-то попытается сыграть на этом, получить политические дивиденды на горячей в прямом смысле этого слова теме.
Кто-то пытается сделать государство главным виновником пожаров. Натравить народ на власть. Но эта страна принадлежит не государству, а нам как народу Российской Федерации. И мы как народ ответственны за него. Поэтому не надо думать, что я могу приехать на природу жарить шашлыки, нажраться водки, уехать, не потушив костер, а кто-то другой виноват в этих пожарах. У нас что, за каждой компанией шашлычников должна ехать пожарная машина? Ситуация должна контролироваться местными властями – они должны создавать маленькие компактные кострища. Они должны жестко наказывать за разведение костров в неположенных местах, обеспечивая возможность разводить костры в положенных местах.
В этом году тема массовых пожаров имеет уже не просто социальное значение, но и политическое. Россия вступает в череду ключевых для страны выборов – сначала выборов в Государственную Думу, затем выборов президента страны. Есть политические силы, которые делают вид, что они поддерживают действующую власть, а сами мечтают о ее смене и для этого через подконтрольные им СМИ пытаются создать ощущение, что Россия входит в новый федеральный электоральный цикл, объятая пламенем. Они знают, что люди ругают нынешнюю власть, но по большому счету ее поддерживают. С помощью темы пожаров они пытаются изменить настроения избирателей. Нет ничего более дестабилизирующего, как проведение парламентских выборов на фоне того или иного катаклизма, стихийного бедствия. Они в принципе не могут позволить адекватно отразить реальные настроения граждан страны, их выбор политического курса развития государства на ближайшие годы.
А наша задача обратная – уменьшить пожары. Для этого нужны средства технические (пожарные машины, восстановление лесной службы) и правовые: сделать ответственность адекватной угрозе и ущербу. А ущерб от пожара огромный.
Поэтому я считаю, что настал период жесткими мерами пресечь главную причину пожаров – поджоги. Считаю, что опыт прошлого лета продемонстрировал необходимость усиления и ужесточения уголовной ответственности за умышленные поджоги, равно как и за преступную халатность, приведшую к ним. Пора приучать несознательных граждан к ответственности. Соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ и конкретные сроки – очень действенный стимул.
Пожаров будет на порядок меньше, если, с одной стороны, государство охраняет леса с помощью государственной лесной службы и имеет эффективные средства пожаротушения, а с другой – мы, граждане, будет соблюдать элементарную порядочность и ответственность при обращении с огнем.
«Берегите лес от пожара!» – эти таблички, которые когда-то стояли сплошь и рядом вдоль лесов, мы должны обновить не только на опушках леса, но и у себя в головах. Берегите лес! Это наш русский лес! Не дадим его спалить.