0
3716
Газета Идеи и люди Интернет-версия

06.06.2011 00:00:00

Уроки менеджмента от инженера

Булат Исенжулов

Об авторе: Булат Ахметжанович Исенжулов - бизнес-консультант, специалист по менеджменту.

Тэги: капитализм, тейлор, маркс, управление


капитализм, тейлор, маркс, управление Без конвейера, былого символа потогонной системы, не бывает индустрии.
Фото PhotoXPress.ru

В этом году незаметно прошло 155-летие со дня рождения Фредерика Уинслоу Тейлора – американского инженера, основоположника научной организации труда и менеджмента. Сегодня, по прошествии более чем ста лет после его деятельности, лишь немногие начинают понимать его подлинный вклад в историю современной цивилизации.

Вряд ли кому-то придет в голову поставить рядом двух, казалось бы, совершенно разных людей – Фредерика Уинслоу Тейлора и Карла Маркса. Инженер, увлеченно занимавшийся проблемами производства, и великий философ, теория которого изменила мировую историю. Маркс не верил в будущее капитализма, видя в нем только причину страданий угнетенного класса. Тейлор же пытался совершенствовать это общество путем эффективного управления производством. Маркс видел выход в разрушении капиталистической системы. Тейлор – в увеличении производительности труда, которое бы «накормило» и эксплуататоров, и эксплуатируемых. Труды Маркса широко известны, хотя он и оказался лжепророком, поскольку ни одно его предсказание не сбылось. Тейлора до сих пор читают только студенты специальных вузов и редкие любители.

В советское время тейлоризм считался олицетворением «бездушной потогонной капиталистической машины». Но и в США он в свое время подвергался повсеместным нападкам. Кампания «всеобщего презрения», поднятая профсоюзными боссами того времени против Тейлора, была одной из самых злобных в американской истории. Согласно Тейлору, любой квалифицированный и неквалифицированный труд мог быть проанализирован, систематизирован и передан в процессе обучения любому человеку. Впоследствии из его идей выросла современная система профессионально-технического обучения.

Профсоюзы же тех времен были по преимуществу кастовыми образованиями, где ревниво охраняли свои «секреты мастерства», не систематизировали свои знания и не имели подчас никакого письменного их описания. Идеи Тейлора настолько задевали их интересы, что профсоюзные лидеры добились от Конгресса принятия закона, который запретил «исследования рабочих операций» на государственных оружейных заводах и судоверфях. В истории демократической Америки такие прецеденты можно пересчитать по пальцам. Эти запреты действовали даже по окончании Второй мировой войны. Хотя именно Тейлору Соединенные Штаты обязаны многим в своей победе.

Гитлер, объявляя в 1941 году войну США, считал – и справедливо, – что в Америке нет достаточного количества транспортных кораблей и эсминцев для их прикрытия, чтобы перебросить крупные военные силы в Европу. Кроме того, в современной войне, по мнению Гитлера, в больших количествах требовались высокоточные оптические приборы, а в Америке тогда не было квалифицированных рабочих-специалистов по оптической технике. Но при помощи методов Тейлора американцам удалось в кратчайшие сроки подготовить из неквалифицированных рабочих первоклассных сварщиков, судостроителей, специалистов по изготовлению высокоточных оптических приборов, и за несколько месяцев было организовано их конвейерное производство. Это стало одним из важнейших факторов перелома в ходе войны.

Капиталисты также критиковали Тейлора – поскольку он упорно настаивал на том, что львиная доля роста доходов в результате внедрения «научных методов управления» должна доставаться рабочим, а не владельцам предприятий. Автор потогонной системы писал: «Главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника».

Наконец, Тейлор полагал, что власть на предприятиях не должна принадлежать его владельцу только на основании права собственности. Управлять должны специально подготовленные люди, которые в нынешней терминологии называются менеджерами. Для капиталистов того времени это было чудовищной ересью. Для них Тейлор был «социалистом» и «смутьяном».

Гениев характеризует как всеобщее почитание, так и всеобщее забвение. «Научное управление», сформулированное Тейлором, еще должно получить признание как ключевой шаг в установлении социального мира.

Читая Тейлора, понимаешь, насколько примитивны расхожие суждения о «лености и разгильдяйстве» русского человека – любимом предмете рассуждений у многих наших руководителей. Америка до Тейлора переживала то же самое. Тейлор писал об умышленной «медленной работе» или «работе с прохладцей», которая свойственна и американцам, и англичанам, и шотландцам, и доказывал, что причина ее – в неумелой организации и управлении производством. Сегодняшние высказывания российских чиновников и бизнесменов о «низкой производительности труда», ответственность за которую они так любят возлагать на «низкую культуру» нашего народа, являются примером такого невежества. Ответственность в первую очередь лежит на управленческой элите.

На предприятиях Америки того времени, последовательно внедривших научные методы Тейлора, не было зафиксировано ни одного случая стачки рабочих или иных социальных конфликтов, несмотря на трудности, с которыми там столкнулись при внедрении новшеств. При всех недостатках его теории, которые сегодня кажутся очевидными, дух партнерства предпринимателя и рабочего, провозглашенный Тейлором, стал основой гуманизации труда. В последующих теориях менеджмента центральным фактором производительного управления, а значит, и процветания общества стал фактор человеческий.

«Не будет стран богатых и бедных – будут страны образованные и невежественные», – говорил Тейлор, подразумевая под носителями знаний прежде всего менеджмент.

Карл Маркс предполагал, что в ходе эволюции капитализма заработная плата и уровень жизни трудящихся будут неуклонно снижаться, чего, как известно, не произошло. Сегодня теория обнищания (Verelendung), не подтвердившаяся на практике, является одним из слабых мест марксистской идеологии.

Революция в производительности труда позволила преодолеть «неизбежные противоречия капитализма», «отчуждение» и «обнищание» трудящихся, а также убрала из современного лексикона само слово «пролетариат». Это она превратила пролетария в среднего буржуа с доходом, приближающимся к уровню представителей высшего сословия. А еще навсегда положила конец классовой войне и идеологии коммунизма – сначала в Америке, потом в Европе.

Считается, что Дарвин, Маркс и Фрейд преобразовали современный мир. Питер Друкер, признанный гуру менеджмента, утверждал, что Маркса в этом ряду было бы справедливо заменить на Тейлора.

Америка пошла за инженером и новатором Тейлором и стала самой могущественной державой. Характерно высказывание одного американского профессора бизнеса: «Когда напишут историю ХХ века, самой крупной статьей экспорта и самым ценным вкладом Америки в мировую культуру будут признаны не самолеты, кока-кола, джинсы или образ Микки-Мауса, а теория и практика управления».

Мы же выбрали другое «спасительное средство» – коммунизм┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1092
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1360
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1390
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1093

Другие новости