0
4210
Газета Идеи и люди Интернет-версия

18.04.2011 00:00:00

Как укрепить непрочные российские границы

Томас Грэм

Об авторе: Томас Грэм - с 2004 по 2007 год старший директор по России в Совете национальной безопасности США. Перевод Артура Блинова и Андрея Терехова.

Тэги: россия, границы, безопасность, снг, китай, сша


россия, границы, безопасность, снг, китай, сша Подписание Договора СНВ стало поворотным пунктом «перезагрузки» отношений между Россией и США.
Фото Reuters

Границы России на всем протяжении – в Северо-Восточной Азии, Центральной и Южной Азии, Юго-Западной Азии, Европе и Арктике – сегодня непрочны. Этим вряд ли кого-то удивишь. Так было всегда в российской истории, которую можно было бы описать как продолжительную борьбу за стабильные и обороноспособные рубежи. В ходе ее российское государство постоянно продвигалось от центра во всех направлениях до тех пор, пока не встречало на пути противодействующих сил.

Но сегодня в отличие от прошлых лет Россия больше не является динамичным ядром Евразии. Скорее она оказалась за пределами постсоветского пространства в окружении более энергичных государств и регионов. Китайская держава, радикальные исламские настроения и европейское процветание – все это проникает в историческое пространство России либо выступает как мощные полюса притяжения для постсоветских государств, а также непосредственно для российских регионов. Это изменение традиционного силового поля продолжается уже целое поколение – с эры Горбачева, то есть во много раз дольше, чем какие-либо прежние перемены с момента становления России как великой державы 300 лет назад. И далеко не данность, что Россия сумеет восстановить свой традиционный статус, несмотря на постоянные утверждения российских лидеров, что страна вернулась на мировую арену в качестве великой державы.

Обстановка на границах

Перед каким вызовом стоит Россия? У границ есть общие проблемы, но каждая из них по-своему нестабильна. Например, в Северо-Восточной Азии три крупных консолидированных национальных государства, не забывших своих исторических противоборств, борются за то, чтобы улучшить свое геополитическое и экономическое положение по отношению друг к другу. Все они хотят добраться до огромных природных ресурсов Восточной Сибири и российского Дальнего Востока. Региону не хватает эффективной многосторонней организации по безопасности; безопасность и стабильность зависят от двусторонних соглашений, а США играют определяющую роль в поддержании регионального равновесия. Быстрый рост Китая с его неутолимой жаждой ресурсов и более уверенным поведением, которое он проявляет в последнее время, меняет регион.

Вызов для России – удержать свою позицию в этом динамичном регионе. В частности, Москве необходимо усилить контроль над своими малонаселенными, богатыми ресурсами отдаленными областями к востоку от озера Байкал, экономическое будущее которых зависит от их полной интеграции в сильную экономику Северо-Восточной Азии.

Напротив, в Центральной и Южной Азии национальные государства слабы, там высокий уровень нищеты и плохое управление. Вооруженные конфликты внутри государств представляют более значительную опасность, чем межгосударственные. Афганистан погрузился в хаос. Киргизия и Таджикистан в краткосрочной перспективе рискуют превратиться в несостоявшиеся государства. В Казахстане и Узбекистане предстоит передача власти, к которой они плохо подготовлены. Еще большее беспокойство вызывает Пакистан – раздираемая противоречиями ядерная держава со 170-миллионным населением, которая поддерживает талибов в Афганистане и дает приют различным исламским экстремистским группировкам, имеющим виды на центральноазиатские государства. Пакистан также сталкивается с угрозой экстремизма внутри страны. США наращивают свое военное присутствие, в регион агрессивно двинулся Китай, который сейчас бросает там вызов российским торговым интересам. Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), включающей ключевых региональных игроков в статусе членов или наблюдателей, еще предстоит сложиться как эффективной региональной организации по безопасности.

Это самая нестабильная и опасная граница России: хаос в Афганистане, высокий риск внутренних беспорядков в других точках, а также наличие ядерных держав со сталкивающимися интересами превращают регион, возможно, в единственное место в мире, где можно представить себе вооруженную конфронтацию между великими державами в следующие 10 лет, хотя риск и невелик. Неотложный вызов для России – работать с другими державами над стабилизацией Афганистана, чтобы он перестал быть основным источником поставки наркотиков на российский рынок, прибежищем для террористов, а также ареной для геополитического противостояния. Долгосрочный вызов включает три задачи: 1) сохранить весомое российское присутствие в условиях усиливающейся коммерческой и идеологической конкуренции; 2) помочь консолидации центральноазиатских государств и заложить крепкий фундамент для стабильного долгосрочного роста; 3) содействовать выстраиванию эффективной региональной архитектуры безопасности, которая скорее всего будет опираться на ШОС.

В Юго-Западной Азии, что присуще перекрестку цивилизаций, этнические и конфессиональные трения раздирают страны. Это проявляется в существовании «замороженных» конфликтов на Кавказе и продолжающихся масштабных волнений в арабском мире. Иран соперничает за доминирующее влияние в регионе с Турцией и Саудовской Аравией, а его ядерная программа повышает вероятность распространения ядерного оружия и раскручивания региональной гонки вооружений. Плохое управление, коррупция и повальная нищета создают благоприятную почву для радикальных исламских террористических группировок с региональными и международными амбициями, в то время как нестабильность в Закавказье способствует брожению на российском Северном Кавказе. В регионе не существует адекватной организации по безопасности.

В числе вызовов, с которыми столкнулась Россия, – необходимость сохранения и укрепления оси взаимодействия «север–юг» – от России через Кавказ до Турции, Ирана и далее. Это требует согласованных усилий по обеспечению стабильности на Северном Кавказе, выстраиванию конструктивных отношений с закавказскими государствами, включая Грузию – основную страну в регионе. Также необходимо поддержание добрых отношений с Ираном и Турцией.

В Европе традиционные национальные государства передоверили часть своего суверенитета наднациональным организациям. Хотя Россия входит в ряд многосторонних организаций, она не является ни членом ЕС, ни НАТО – двух главных столпов европейского порядка. В последние 20 лет они постоянно продвигали свои границы дальше на восток. Экономический кризис и текущие события в Украине и Грузии охладили прежний запал расширения, но ни одна из этих двух организаций не отказалась от стремления продвигаться в глубь Балкан и постсоветского пространства. Тем не менее вне зависимости от конфигурации, по крайней мере в ближайшие 10 лет, Европа будет оставаться крупнейшим торговым партнером России и ключевым пунктом поставок российских энергоресурсов.

Россия встала перед дилеммой в Европе. С одной стороны, экономический рост и дальнейшая консолидация ЕС будут играть роль мощного магнита для Украины и других государств на постсоветском пространстве, затрудняя российские усилия по восстановлению своего влияния в этих странах. С другой – продолжение экономического роста Европы крайне важно для благополучия самой России с учетом их тесных торговых связей. Схожая ситуация складывается и в сфере безопасности. С одной стороны, НАТО обесценивает влияние России в этой сфере в Европе, а с другой – альянс гарантирует, что в Европе не вспыхнет конфликт. Вызов для России – выстроить такие отношения с ЕС и НАТО, чтобы те гарантированно учитывали ее интересы при принятии решений, не размывая при этом своих возможностей по эффективному обеспечению процветания и безопасности Европы.

Наконец, в Арктике пять национальных государств примыкают со всех сторон к обширным новым территориям, приобретающим все большее значение по мере того, как изменение климата открывает северные морские пути и делает более доступными ресурсы региона. При этом глобальный экономический рост порождает спрос как на эти пути, так и на ресурсы.

Для Россим вызов – как распространить свой суверенитет на максимально крупный (насколько это позволяет международное право) кусок Арктики, получить технологии для прибыльной добычи ресурсов экологически безопасным способом и вместе с тем снизить риск дестабилизации вследствие геополитической борьбы.

Ответить на вызовы

К каждой границе придется применять свой, уникальный набор мер. Невозможно вдаваться в детали в этом коротком тексте, но два общих момента заслуживают упоминания.

Во-первых, России потребуется переосмыслить свои отношения с другими государствами на постсоветском пространстве. Традиционно по мере продвижения России по Евразии она превращала границы в барьер против иностранного проникновения, за которым собирала новые силы для дальнейшей экспансии.

Исходя из идеологии, которая считала окружающий мир непримиримой враждебной силой, советские лидеры довели такой подход до крайнего предела. Они стремились создать автаркическую социалистическую экономическую систему на территории Советского Союза и его сателлитов в Европе и построили государство-крепость для ее защиты. В значительной степени это традиционное мышление формировало политику России, когда ее лидеры пытались сдержать центробежные силы, вырвавшиеся с развалом Советского Союза. В этих целях они сначала создали Содружество Независимых Государств (СНГ), а затем и другие органы, объединяющие составные части СНГ. Тем не менее границы России остаются нестабильными и ее ведущая роль в регионе оспаривается.


Российские вертолеты вносят вклад в решение афганской проблемы.
Фото Reuters

Это не должно вызывать удивления, поскольку российский традиционный подход не соответствует реальностям ХХI века. В глобализированной экономике процветание достигается посредством активного участия в мировой торговле и инвестициях, мощь нарастает не столько благодаря захвату и удержанию территории, сколько путем расширения доступа на мировые рынки. Успех страны определяется ее способностью использовать взаимозависимость в свою пользу. Это относится как к России, так и ко всем другим постсоветским странам. Соответственно в то время как более широкое участие России на постсоветском пространстве способствует ее благосостоянию и безопасности, любые попытки превратить регион в исключительную зону российского влияния и ограничить доступ постсоветских государств к глобальной экономике будут контрпродуктивными.

В наши дни интересам России будет лучше способствовать не взгляд на постсоветские государства как на барьеры, отгораживающие ее от угрожающего внешнего мира, а как мосты к динамичным и выгодным внешним рынкам. При этом Россия не откажется от стремления оставаться ведущей силой на постсоветском пространстве в силу экономической заинтересованности и интересов обеспечения безопасности. Но в то же время на этом пространстве будет достаточно места для того, чтобы другие державы преследовали свои интересы, не обязательно подрывая интересы России. Надо проектировать инфраструктуру в постсоветском пространстве для перемещения товаров и людей между Россией и Южной, Юго-Восточной Азией и Европой. Это надо делать так, чтобы одновременно формировалась инфраструктура, связывающая вместе части России. Кроме того, Россия должна взять на себя инициативу по части продвижения и налаживания структур и организаций региональной безопасности, включающих как постсоветские государства, так и страны, не входившие в СССР. Это будет служить стабилизации непрочных границ и противодействию угрозам безопасности.

Во-вторых, для того чтобы играть такую роль, России придется восстановить свое положение динамичного ядра региона. Динамичная и привлекательная Россия превратит динамику окружающего региона из угрозы в ресурс укрепления ее мощи и процветания. Связи России с другими центрами динамичного развития укрепляются ко взаимной выгоде.

Восстановить свою роль как динамичного ядра Россия может лишь на пути глубокой модернизации, как она видится российской политической элите. Однако до сих пор усилия по модернизации предпринимались урывками. Это привело к тому, что масштабы вызовов лишь возросли. Этот медленный и неуверенный прогресс побуждает другие страны усомниться в том, что Россия действительно хочет сохранить свою роль крупной державы. И это не способствует тому, чтобы они инвестировали в долгосрочные отношения с Россией, даже если им приходится иметь с ней дело в текущем порядке. Без убедительных усилий по модернизации Россия будет довольствоваться лишь второстепенной ролью в любых усилиях по созданию структур в областях экономики и безопасности по ее периферии, как это случилось в Европе, когда ЕС и НАТО расширились, не обращая большого внимания на стратегически слабую Россию.

Отношения с Соединенными Штатами

Есть еще один важный вопрос, который Россия не может игнорировать, когда она сталкивается с проблемой непрочных границ, – отношения с Соединенными Штатами. Куда бы Россия ни повернулась, всюду она обнаруживает США. И это скоро никуда не уйдет. Несмотря на нынешние трудности – непосильный бюджетный дефицит и перенапряженных военных, – США в предстоящие годы останутся единственной в полной мере глобальной державой, имеющей серьезные стратегические интересы вдоль всей российской периферии.

Со времени развала Советского Союза и особенно на протяжении последнего десятилетия Россия рассматривала американское присутствие на ее границах как серьезную угрозу своим великодержавным устремлениям. Это опасение не является необоснованным. США взяли курс на то, чтобы не допустить возрождения в Евразии угрозы масштабов СССР. Поскольку только Россия может стать ядром такой возобновившейся угрозы, курс США сводился к тому, чтобы ограничить возможности России на постсоветском пространстве и укрепить независимость всех бывших советских стран. Неудивительно, что Россия противодействовала этому.

В условиях, когда в нынешнюю эру глобальных передряг обе страны сталкиваются с множеством вызовов, встает вопрос о том, имеет ли смысл эта жесткая геополитическая конкуренция. Недавние шаги обеих сторон свидетельствуют, что они обе пересматривают свои подходы. При президенте Бараке Обаме США отложили вопрос о приеме Украины и Грузии в НАТО, пересмотрели решение о размещении объектов ПРО в Польше и Чешской Республике и отказались перевооружить Грузию. При президенте Медведеве Россия открыла транзитный коридор для снабжения войск США и НАТО в Афганистане и приветствовала сотрудничество с США в деле сдерживания волнений в Киргизии. Это позитивные шаги, однако, несмотря на улучшения, ситуация остается непрочной. Ни одна из сторон не сформулировала стратегию, которая обосновывала бы более тесное сотрудничество вдоль российских границ. Это связано с тем, что они не убеждены в полной мере, что сотрудничество стратегически желательно или возможно.

Тем не менее главные направления аргументации в пользу более тесного сотрудничества очевидны. США и Россия больше не являются враждебными сверхдержавами, ведущими между собой глобальную идеологически мотивированную схватку не на жизнь, а насмерть. Каждая из них стремится продвинуть свои интересы во все более неидеологическом многополярном мире. В таком мире интенсивная российско-американская конкуренция только на руку третьим странам. В результате в Северо-Восточной Азии Китай добивается большего влияния, чем США и Россия. В Центральной и Южной Азии региональные страны к своей выгоде разыгрывают США и Россию. В Юго-Западной Азии Иран реализует свои региональные амбиции по линии американо-российского разлома. Везде конкуренция вредит установлению стабильности, которая была бы выгодна как США, так и России. Соответственно сотрудничество между сильной, уверенной и динамичной Россией и мощными Соединенными Штатами облегчит задачу обеспечения стабильного равновесия и будет способствовать экономическому развитию вдоль всей российской периферии.

После долгих лет острой конкуренции и глубокого взаимного недоверия, возможно, трудно поверить, что ключ к прочным границам, которые нужны России, может находиться в Вашингтоне, в то время как ключ к прочной стабильности в Евразии, к которой стремятся США, может находиться в Москве. Но глобальные тенденции быстро создают такую ситуацию. Настало время признать эту реальность и начать действовать.

Нью-Йорк


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
2029
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1974
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
898
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1310

Другие новости