Когда мы, бывшие послы России в Вашингтоне и США в Москве, в последний раз собирались вместе в сентябре 2008 года, американо-российские отношения находились в самой низшей точке со времен окончания холодной войны. Тогда мы призвали немедленно приступить к прокладке нового курса, который позволил бы возродить реальное сотрудничество между двумя странами.
По итогам недавних дискуссий мы пришли к выводу, что за два года политической «перезагрузки», предпринятой правительствами США и России, удалось пройти очень большой путь к всеобъемлющему восстановлению сотрудничества в сфере безопасности и экономики, а также к созданию системы координации рабочего взаимодействия между сторонами.
Наши президенты подписали новый Договор по СНВ, «Соглашение 123» о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии внесено в Конгресс США, правительства наших стран на многосторонней основе твердо реагируют на продолжающееся нарушение Ираном международного режима нераспространения ядерного оружия, они совместными усилиями стараются не допустить дальнейшего ухудшения ситуации в Афганистане и принимают меры в отношении потенциальных кризисов в других странах Центральной Азии, они продвигают вперед процесс присоединения России ко Всемирной торговой организации (ВТО) и совместно работают над преодолением мирового финансового кризиса.
Нас радует и то, что главы наших государств и их администрации институционализируют американо-российские отношения за счет учреждения Двусторонней президентской комиссии (ДПК). Мы также отметили, что ДПК удалось добиться существенных результатов по ряду основных элементов своей масштабной повестки дня за счет целенаправленных усилий многих ее рабочих групп по налаживанию сотрудничества с негосударственными акторами обеих стран. Одним словом, начало положено хорошее.
В то же время «перезагрузка» во многих аспектах еще не завершена и двусторонние отношения остаются непрочными. Закрепление достигнутого и преодоление сохраняющейся в наших отношениях остаточной неопределенности и взаимной подозрительности потребуют неустанных усилий. Крайне важно активизировать деятельность ДПК по всему спектру ее повестки дня. В ходе нашей дискуссии мы пришли к выводу, что на следующем этапе работы необходимо сосредоточиться на трех основных сферах:
– завершить сооружение основных элементов нового фундамента обновленных двусторонних отношений;
– окончательно определиться с постоянной структурой ДПК и задействовать рабочие группы комиссии для реализации расширенной программы сотрудничества на основе уже достигнутых результатов;
– перейти от «перезагрузки» к переосмыслению американо-российских отношений, которое позволит нашим странам эффективно сотрудничать в решении все более «глобализующихся» проблем XXI века.
Завершение строительства фундамента
Мы считаем, что ратификация нового Договора по СНВ и завершение процедуры вступления в силу «Соглашения 123» по-прежнему имеют важнейшее значение для сохранения нашей повестки дня в сфере контроля над стратегическими вооружениями и нашего мирового лидерства в деле нераспространения ядерного оружия. В свою очередь, завершение процесса вступления России в ВТО необходимо для создания системы урегулирования давних торговых споров, дальнейшего развития российско-американского сотрудничества для содействия программе модернизации России и расширения наших двусторонних экономических отношений до полной реализации их потенциала. В то же время продолжение конструктивного сотрудничества по Афганистану и вопросам, связанным с иранской ядерной программой, налаженного в ходе «перезагрузки», укрепит качественно новые возможности для совместной работы по этим двум проблемам, имеющим жизненно важное значение для безопасности обеих наших стран.
Расширение повестки дня
Помимо этих первоочередных шагов мы также обсудили вопрос о повестке дня и работе ДПК на следующем этапе.
Чтобы контроль над стратегическими вооружениями оставался фактором укрепления американо-российских отношений, нашим странам необходимо будет заняться новыми и неоднозначно воспринимаемыми вопросами, в частности, начать переговоры о дальнейшем значительном сокращении оперативно развернутых вооружений, роли системы ПРО и возможности подключения других ядерных держав к продолжающемуся процессу контроля над ядерными вооружениями.
Мы также считаем, что пришло время для дальнейшего развития нашего оборонного сотрудничества в Афганистане, и призываем наши правительства начать обсуждение и планирование взаимодействия в регионе после завершения данного конфликта. Общая заинтересованность в стабильном и мирном развитии Афганистана должна побудить наши правительства к выработке совместного подхода в вопросе о наркотиках и недопущении того, чтобы эта страна вновь стала прибежищем террористов.
Мы считаем, что для укрепления наших двусторонних отношений следует уделять значительно больше внимания экономической сфере. Для этого потребуется взаимодействие не только правительств наших стран, но и частного сектора. В частности, мы полагаем, что приоритетное внимание следует уделять развитию научно-технического сотрудничества, а также укреплению правовой основы и норм регулирования, включая возможное заключение двустороннего договора об инвестициях. Мы пришли к выводу, что особенно многообещающим направлением сотрудничества является здравоохранение, и призываем соответствующую рабочую группу ДПК активнее поддерживать и поощрять расширение планов проведения совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и разработку программ взаимодействия в этой сфере.
Наконец, применительно к самой ДПК мы отметили, что, несмотря на 50 лет усилий, лидерам в Москве и Вашингтоне пока не удалось создать постоянную институциональную основу отношений между нашими странами. Здесь были опробованы различные модели, но они не смогли пережить смену руководителей, которые их создавали. Мы считаем, что интересы обеих стран сегодня требуют изменения этого образа действий, и рекомендуем нашим правительствам начать обсуждение способов, позволяющих придать постоянный характер основному институциональному механизму управления нашими отношениями.
От «перезагрузки» к переосмыслению
На наш взгляд, перечисленные выше шаги позволят пройти определенное расстояние в сторону стабильных двусторонних отношений между США и Россией и большей эффективности нашего сотрудничества перед лицом глобальных вызовов нового века. Тем не менее мы отмечаем: и сегодня, через 20 лет после окончания холодной войны и распада СССР, мы слишком часто мыслим стереотипами той эпохи и ведем дела, руководствуясь устаревшими моделями. Для изменения этой ситуации нельзя ограничиваться «перезагрузкой»: необходимо предпринять шаги, способствующие фундаментальному изменению политического мышления в обеих странах.
В первую очередь для этого нужно, чтобы наши президенты, политические лидеры и те, кто определяет умонастроение общества, приступили к переосмыслению американо-российских отношений с тем, чтобы в будущем центральное место в них занимало сотрудничество – а не соперничество – в сфере безопасности. Это потребует смелых и творческих политических идей, а также готовности урегулировать и разрешить глубоко укоренившиеся проблемы и споры.
Первым шагом, на наш взгляд, должен стать давно назревший анализ всего спектра норм, процедур и систем, определяющих взаимодействие между нашими обществами. Мы убеждены, что расширение возможностей и устранение препятствий на пути свободных, нормальных контактов между нашими гражданами, а также укрепление верховенства закона имеют важнейшее значение для слома старых барьеров и стереотипов, содействия более масштабным обменам между людьми, налаживанию партнерства в сфере искусства, образования, науки, СМИ и спорта. В этих целях мы призываем наши правительства провести тщательный анализ визовых режимов, регулирующих поездки наших граждан. Мы рекомендуем каждому из правительств изучить действующую систему и ее влияние на весь спектр наших отношений в целях минимизации воздействия виз и регулирования на свободу передвижения людей между нашими двумя странами, а также на формирование партнерских контактов между гражданами.
Важной задачей, имеющей большое значение для устранения источников напряженности и подозрений в наших отношениях, является создание эффективной и всеобъемлющей системы безопасности в Евро-Атлантическом регионе. Обе страны и наши союзники уже приступили к конкретным действиям по внесению в повестку дня ключевых элементов новой, более широкой и инклюзивной концепции евро-атлантического сообщества безопасности. Аналогичным образом обе стороны сегодня демонстрируют сдержанность и готовность к сотрудничеству в противостоянии угрозам нашим общим интересам во всем Евразийском регионе. Тем не менее существует потребность в разработке эффективного процесса, основанного на ряде документов – от Хельсинкских соглашений до Парижской хартии, включая и положения о сокращении вооружений, – для увязки в сфере безопасности (военно-политической, экономической) людей различных приоритетов, имеющихся у всех заинтересованных сторон на этом разнообразном пространстве. Началось и американо-российское сотрудничество по широкому спектру глобальных проблем – от антитеррора до обуздания климатических изменений и от преодоления экономического кризиса до выработки более эффективных методов борьбы с международной преступностью. Теперь необходимо сосредоточить внимание на том, как наши две страны могли бы эффективно сотрудничать в рамках усилий международного сообщества по решению этих проблем, в том числе за счет углубления нашего взаимодействия в ООН в указанных целях. Это будет нашим общим вкладом в международную безопасность и развитие.
За последние два года нашим странам удалось переломить прежнюю опасную тенденцию развития наших отношений по нисходящей. На сегодняшний день создана новая основа для перехода к восстановлению плодотворных и устойчивых отношений сотрудничества, основанных на взаимном уважении, стратегической стабильности и общих интересах. Реализация этого потенциала потребует целенаправленных и эффективных дипломатических усилий, расширения диалога между нашими странами и решимости сделать сотрудничество центральным элементом американо-российских отношений. Мы призываем президентов Медведева и Обаму возглавить и поддержать эти усилия в качестве одной из приоритетных задач.