На шельфе Курильских островов Россия, в чьей юрисдикции они находятся, имеет преимущественное право на использование морских ресурсов.
Фото PhotoXPress.ru
Стратегическое значение Южно-Курильских островов колоссально. По предварительным оценкам, весь комплекс природных ресурсов этого субрегиона, даже без оценки стоимости земли, составляет не менее 2,5 трлн. долл. Эта оценка по мере истощения мировых ресурсов будет только возрастать. Удовлетворение территориальных притязаний Японии в конечном итоге такой политики будет означать для России резкое ухудшение ее геостратегических и экономических позиций на Дальнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Передача Южных Курил Японии окажет негативное воздействие и на внутреннее экономическое и социально-политическое положение в России.
Настойчивый интерес Японии к Южно-Курильскому субрегиону обусловлен тем, что эта страна быстро развивается и ей стало тесно в рамках национальных границ. Потому она стремится решить свои геополитические проблемы в том числе за счет приращения территории. К тому же экономические достоинства «спорных территорий» в Японии хорошо просчитали. Поэтому Япония все более настойчиво поднимает территориальный вопрос на базе принципов «законности и справедливости».
Претензии Японии на часть территории России, политико-правовые аспекты территориально-пограничной «проблемы» между двумя странами и оценочные данные о территориальных и экономических потерях России в результате возможной передачи Японии Южно-Курильских островов или их части наглядно отражают, с одной стороны, напористость, действенность и высокую экономическую эффективность японской внешней политики и дипломатии в Северо-Восточной Азии. С другой стороны, проявляются нерешительность, необоснованная уступчивость, слабость и потенциальная убыточность отечественной внешней политики и дипломатии на Дальнем Востоке по так называемой курильской проблеме начиная с 1950-х годов.
Курильская проблема своими истоками во многом восходит к ошибочному решению руководства СССР о передаче Японии островов Малой Курильской гряды после заключения мирного договора между СССР и Японией. Утраченные права СССР (России) на Южный Сахалин и Курильские острова были восстановлены согласно международно-правовым документам союзных держав периода Второй мировой войны и в послевоенный период (Каирская декларация 1945 года, Ялтинское соглашение, Потсдамская декларация и Акт о капитуляции Японии 1945 года, Сан-Францискский договор 1951 года и др.) в их комплексе, что согласуется с современными нормами международного права (Устав ООН, Венская конвенция о праве международных договоров). Согласие политического руководства СССР на передачу Японии части Южно-Курильских островов (Малой Курильской гряды) противоречило интересам национальной безопасности России. В 1960 году правительство СССР фактически дезавуировало часть 2 статьи 9 Совместной Декларации СССР и Японии 1956 года.
В процессе ратификации советско-японской Декларации 1956 года в том, что касается части 2 статьи 9 Декларации, были нарушены нормы внутреннего законодательства особо важного значения – Конституции СССР, поскольку предварительно не было получено согласия Российской Федерации на изменение (уменьшение) ее территории. Следовательно, ратификация Декларации в части 2 статьи 9 является юридически ничтожной, что с международно-правовой точки зрения (статья 46 Венской конвенции о праве международных договоров) является основанием для признания недействительности ратификации Декларации 1956 года в этой ее части для Российской Федерации.
Часть 2 статьи 9 Совместной советско-японской Декларации 1956 года вступила в противоречие с международно-правовыми документами – Потсдамской декларацией 1945 года и Сан-Францискским мирным договором 1951 года. Япония в одностороннем порядке нарушила Декларацию 1956 года в процессе обмена памятными записками в 1960 году и в последующие годы, выдвинув к СССР территориальные претензии на так называемые «Северные территории», под которыми в Японии понимаются не только Южные Курилы, но и Северные Курилы и даже Южный Сахалин. В международно-правовом плане этот меморандум правительства Японии правительству СССР от 5 февраля 1960 года означает, что Япония первая официально денонсировала часть 2 статьи 9 Совместной советско-японской Декларации 1956 года, относящуюся к территориальным изменениям. Продолжая выдвигать дополнительные территориальные претензии на острова Кунашир и Итуруп, Япония тем самым продолжает удерживать статью 9 указанной Декларации в состоянии денонсации. Соответственно отпали и условия для выполнения части 2 статьи 9 Совместной советско-японской Декларации 1956 года.
Удовлетворение территориальных претензий Японии лишит Россию права на использование огромных реальных и потенциальных морских биологических и минеральных ресурсов и ресурсов суши территории Южно-Курильских островов в настоящее время и в будущем. Речь идет об утрате 220 тыс. кв. км российской исключительной экономической зоны и континентального шельфа, стратегических запасов титаномагнетитовых руд с примесью редкоземельных элементов, промышленных запасов золота, серебра, рения, а в перспективе и нефти.
Речь идет также о прямой угрозе военной безопасности Российской Федерации в случае перехода к Японии Южно-Курильских островов, что резко ослабит безопасность России. Военно-морские силы США и Японии получат возможность свободного прохода в акваторию Охотского моря через проливы Екатерины и Фриза, а возможности Тихоокеанского флота России будут резко сужены.
Отказ России от Южно-Курильских островов породит международные проблемы. Слом ялтинско-потсдамской системы на Дальнем Востоке приведет к реанимации и активизации территориальных претензий к России по всему периметру ее границ, в том числе и в европейской части страны. В целом это может привести к ситуации международной нестабильности и пересмотру и других послевоенных границ.
Наконец, передача Японии Южно-Курильских островов приведет к резкому ухудшению морально-психологической обстановки в российском обществе, национальному унижению россиян.
Продолжение переговоров между Россией и Японией (1991–2010) по достижению соглашения о мирном договоре в увязке с решением курильской проблемы путем передачи Японии части территории России бессмысленно, поскольку для Японии главной целью этих переговоров является удовлетворение ее территориальных претензий. Дальнейшие переговоры по курильской проблеме в надежде добиться расположения японской стороны путем территориальных уступок в интересах «международного мира и согласия» будут иметь неблагоприятный исход для национальной безопасности России.
В заключение: территориальный вопрос был решен на законной и справедливой основе по итогам Второй мировой войны и закреплен соответствующими международными соглашениями, которые соответствуют современным нормам международного права. Продолжение переговоров по данной проблеме не отвечает национальным интересам России.