0
1115
Газета Идеи и люди Интернет-версия

10.11.2010 00:00:00

Вернем четыре года для президента

Руслан Аврамченко

Об авторе: Руслан Федорович Аврамченко - политолог, кандидат физико-математических наук.

Тэги: президент, полномочия


президент, полномочия Избираемого политика окружают назначаемые чиновники, пресловутый аппарат.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

От доморощенной демократии общество в последние 20 лет стало подташнивать. Принудительная смена мэра в Москве вдруг обнажила причину этой тошноты: да всё из-за интеллектуального закоснения и корысти во власти и вокруг нее. Сроки перевыборов увековечивают, втихаря добавляя пока по году или по два, депутаты сами назначают себе и оклады, и немыслимой кратности льготы на весь срок своего и ближних земного пребывания...

Так дальше жить нельзя! Нужны перемены, и смена мэра подсказывает верный путь к ним. Это – безусловное и своевременное обновление всего, что определяет характер и эффективность власти. И это обновление должно исходить не из прихотей и капризов вышестоящих, а из самой Конституции.

До очередных перевыборов федеральной власти еще довольно далеко, и интеллектуалам страны стоило бы заняться осмыслением проблем нашего будущего. Вплоть до откапывания конституционных ошибок, бесполезностей и вредностей.

Вот, например, проблема сроков и сменяемости президентской власти: два срока допустимы, три или еще более, какова должна быть их продолжительность? Как сохранять для нации таланты и способности президента? Как принудительно избавлять его от излишних дружеских и служебно-приятельских связей? Но главное – как обеспечить демократизм власти и придать ему, демократизму, характер непреложности?

Объять все эти проблемы и разрешить их вполне способен, как мне представляется, следующий алгоритм повторного избрания президента:

– второй подряд срок должен обязывать президента заменить не менее 1/3 утверждаемых им высших государственных должностей в правительстве, среди глав администраций в субъектах Федерации и, возможно, в других структурах власти, где должностные лица функционируют относительно автономно, но контролируются непосредственно президентом;

– третий подряд срок должен сопровождаться обязательным обновлением не менее 1/2 подобных номенклатур президента;

– четвертый подряд срок – не менее 2/3 его номенклатур;

– снятие (или ослабление) ограничений на число сроков логически требует минимизации их продолжительности до уровня трех-четырех лет, чтобы бесполезность, тем более вред данного президентства были вовремя пресечены.

Множественная, подчас согласованная и корыстная эксплуатация доверительных отношений с президентом ведет к созданию вокруг него «ватной» среды, в которой его распоряжения и указания пропадают, теряясь в мешанине административных каналов. И рад бы президент истребовать исполнения, но перед ним стоит вроде бы уважаемый и болеющий за дело подчиненный. Надо дать ему еще один шанс – в очередной раз вынужден решить президент. И так раз от раза.

Уж где-где, а у президента должны быть идеальными административно-управленческие функциональные связи. И Конституция должна не только помогать ему в чистке этих связей, но и принуждать его делать это, когда с годами возрастает тяга к комфортности своего функционирования в окружении «удобных» подчиненных. Перевыборы для президента – это момент обновления, это также и самый удобный момент для избавления от тех подчиненных, которые не вполне плодотворно использовали свои должностные возможности в период предыдущего президентского срока. Предписанная Конституцией и значительная ротация в системе государственного управления позволила бы президенту обновить свои задачи на новый срок, что зачастую невозможно сделать с прилипшими к своим креслам кадрами.

Разумеется, наилучший вариант в процедуре непереназначения должностных лиц был бы тот, при котором решение основывалось бы на достаточно формализованной совокупности параметров, характеризующих результативность и качество их деятельности. Однако такие параметры вряд ли реально возможны в силу непреодолимой субъективности экспертов. Поэтому составлением списков «отставников» следует заниматься самому президенту. От остроты его оценочного взгляда на свои креатуры полностью зависит его судьба на последующих президентских выборах.

Однако, только будучи идеалистом, можно полагать, что принудительная чистка президентской номенклатуры будет совершаться при ее безропотном согласии. Более бездарная и потому более карьеристская ее часть легко консолидируется для своего выживания, она может быстро согласовать новую приемлемую для себя кандидатуру на президентский пост и использовать свое должностное положение для скрытой поддержки этого ставленника. Ведь в случае его победы это будет его первый президентский срок, а значит, Конституция не потребует провести чистку кадров.

В этих условиях действующий президент вынужден будет напрямую апеллировать к обществу, к избирателям, включить их нужды и требования в свою новую президентскую программу и дать клятву в ее исполнении. Какими административными средствами? Разумеется, с помощью новых толковых кадров.

Таким образом, каждое очередное переизбрание президента будет решаться на весах, на одной чаше которых окажутся голоса избирателей, а на другой – противодействие чиновничества. На одной – демократия, на другой – бюрократия. Величайшее благо общества будет состоять в удачном для него выборе президента в первый раз и осознанно солидарной поддержке его кандидатуры на последующих выборах. Неуспех здесь будет означать победу бюрократии и как минимум один президентский срок бездарного прозябания страны.

Что же касается льгот, которыми сегодня награждаются номенклатурные чиновники даже за короткое время служения Отечеству, то очевидно, что о них может идти речь только в случае, если чиновник будет сотрудничать с президентом как минимум два его срока. Если проработает с ним только один срок, то это будет показатель плохого служения, не стоящего благодарностей.

Новая методология переизбрания президента решает и проблему, сохранившуюся после изменения процедуры утверждения глав администраций субъектов Федерации. Новый порядок отстранил общество от прямого участия в их избрании. Это в принципе полезное изменение, увы, ущемляет институт демократии. Если же Конституция обусловит обновление от 1/3 до 2/3 и более глав администраций, то это будет побуждать их из кожи вон лезть, чтобы, с одной стороны, произвести достойное впечатление на избирателей, а с другой – заслужить у президента честь оказаться вновь назначенным. Здесь принцип демократии будет работать принудительно, но зато более эффективно.

Нынешний президент Дмитрий Медведев – по существующим в обществе представлениям о нем – способен согласиться на разумные поправки к Конституции. Если этого не сделать сейчас, то в будущем за исправление может приняться президент, склонный к авторитарному правлению и демагогическому политическому стилю (как в Белоруссии). В условиях вопиюще несправедливого распределения национального богатства такой демагог будет легко получать от народа мандат на наведение справедливости, для чего ему потребуются все новые и новые сроки. И, либо сохранив нынешнюю Конституцию и используя выгодные для себя ее огрехи, либо исправив ее путем снятия ограничения на количество сроков при отсутствии обязательности смены верноподданнической номенклатуры, такой президент получит возможность до конца дней своих глумиться над нацией.

История любит цикличность. За хорошим придет время плохому. Так стоит ли в угоду этой смене фаз пребывать в плену недомыслия, чтобы позволять себе такие ошибки, как увеличение президентского срока с четырех лет до шести?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
934
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1159
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1060
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1051

Другие новости