Недавно было объявлено о планах правительства по запуску новой приватизации. 28 июля директор департамента имущественных отношений Минэкономразвития Алексей Уваров сообщил, что в ноябре 2010 года начнется продажа государственных активов. Программа реализации миноритарных пакетов акций госкомпаний, рассчитанная на 2011–2013 годы и увязанная с трехлетним бюджетом, должна будет принести в казну 1 трлн. руб.
Заявление высокопоставленного чиновника Минэкономразвития стало логическим продолжением дискуссии о приватизации, которая ведется в высших эшелонах российской власти с осени прошлого года. Важнейшим фактором, спровоцировавшим ее начало, стал финансовый кризис: ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и падение налоговых сборов побудили правительство к поиску дополнительных источников бюджетных доходов. В ситуации быстрого израсходования средств Резервного фонда продажа активов, находящихся в государственной собственности, поможет Минфину балансировать бюджет, не прибегая к заимствованиям на финансовом рынке.
Необходимо отметить, что новая приватизация (если она действительно состоится) будет идти вразрез с политикой усиления государственного контроля в экономике, – именно такого курса власти придерживались в течение предыдущего десятилетия. В 2000-е годы укрупнение находящихся под контролем государства хозяйственных структур сопровождалось выборочными жесткими акциями государственных органов против ряда крупнейших частных компаний и установлением неформальных правил во взаимоотношениях бизнеса и власти. Создание госкорпораций, принятие закона об ограничении иностранных инвестиций в «стратегические» отрасли, «накачка» узкого круга государственных компаний («Газпром», «Роснефть») новыми активами – все это свидетельствовало о масштабной экспансии государства в экономической сфере. При этом политика госвмешательства была вовсе не бесплатной. Если в бюджете 2005 года расходы на национальную экономику составили 7,9% (250 млрд. руб.), то в бюджете-2009 – уже 18,6% (около 2 трлн. руб.).
Готово ли правительство отказаться от «командных высот» в экономике? Похоже, что нет. Если взглянуть на список из 11 крупных госкомпаний и банков, акции которых будут выставлены на продажу, то выяснится, что ни в одном из предложенных к приватизации активов государство не планирует терять контрольный пакет. Безусловно, разгосударствление (даже частичное) будет способствовать большей прозрачности компаний и повышению требований к их подотчетности перед частными инвесторами. Вместе с тем отказ от полноценной передачи компаний в руки новых владельцев замедлит приход частного собственника, заинтересованного в формализованных и стабильных правилах игры.
Один из главных вопросов, на который предстоит ответить правительству, звучит следующим образом: каким образом необходимо продавать государственные активы, чтобы бюджет получил наибольшие доходы, а компании – эффективных собственников. Для достижения этой цели у правительства есть гораздо больше шансов, чем в начале 1990-х годов. Архитекторы российских экономических реформ действовали в чрезвычайно сложных обстоятельствах. Чтобы сделать приватизацию политически возможной, руководство Госкомимущества предоставило значительные льготы в пользу директоров предприятий и трудовых коллективов; в обстановке двоевластия и высокой инфляции приход иностранных инвесторов был невозможен. В отсутствие финансовых рынков переход предприятий от инсайдеров к эффективным владельцам занял очень много времени, что негативно сказалось на легитимности частной собственности.
Сегодня ситуация принципиально иная. У России за плечами 10 лет финансовой и политической стабильности. Хорошие макроэкономические показатели (низкий уровень государственного долга, большие резервы ЦБ, снижающаяся инфляция) должны привлечь иностранных инвесторов. В случае если продажи активов будут осуществляться на открытых аукционах с привлечением альтернативных продавцов (инвестиционных банков), правительство получит максимум доходов.
Важнейшей задачей правительства является обеспечение гарантий прав собственности: частные инвесторы, вложившие деньги в покупку российских активов, должны быть уверены в их сохранности. Только в этом случае приватизация возымеет должный эффект. Новые собственники, к которым никто не посмеет «послать доктора», смогут расширить горизонты планирования и будут со спокойной душой внедрять новые технологии, развивать смежные направления бизнеса и инвестировать в человеческий капитал.
Новая приватизация может стать одним из кирпичиков посткризисного роста. Напомним, что в 2000-е годы наиболее высокие темпы роста показывали те сектора российской экономики, которые были приватизированы в 1990-е; напротив, отрасли, оставшиеся в руках государства, стагнировали. Так, нефтяная и угольная отрасли, переживавшие глубочайший спад в начальный период рыночных преобразований, после демонополизации и приватизации быстро вышли из кризиса и в течение многих лет показывали устойчивую положительную динамику. В газовой же отрасли в 1990-е годы структурные реформы не проводились, в результате чего у «Газпрома» на протяжении последних десяти лет добыча газа не росла. В этой связи очевидно, что уход государства из многих отраслей экономики может способствовать их последующей успешной реструктуризации.
Практика показывает, что частные собственники создают спрос на эффективные институты. Предприниматели объективно заинтересованы в существовании независимого суда, эффективной и некоррумпированной бюрократии и обеспечении контрактных прав. Эти институты в современной России отсутствуют. Масштабная приватизация государственных предприятий позволит создать критическую массу бизнесменов, заинтересованных в реализации комплекса структурных реформ, направленных на становление институтов долгосрочного роста.