Заместитель генерального директора государственной корпорации «Ростехнологии» Дмитрий Шугаев.
Фото автора
30 июня начинает свою работу 1-й Международный форум «Технологии в машиностроении-2010» в городе Жуковском, на территории ТВК «Россия». В первый день форума состоится пленарное заседание «Техническая и технологическая модернизация машиностроительного комплекса – основа развития экономики страны». Запланированы выступления членов правительства, ведущих политиков, ученых и представителей российского и зарубежного бизнеса. Такое громкое начало отраслевого форума обещает, что само событие станет знаковым для бизнес-элиты, научного сообщества и политического истеблишмента, определяющих тренды экономического и социального развития нашей страны. Форум ТВМ-2010 – это не только выставочная программа – сразу четыре на одной площадке. Это и показ военной и гражданской техники для посетителей и специалистов, и, что особо акцентировано в программных документах форума, деловая программа. Круглые столы, международные конференции и дискуссии, посвященные актуальным темам машиностроительной отрасли. О самых ярких событиях в рамках форума внештатному корреспонденту «НГ» Сергею НИКАНОРОВУ рассказал заместитель генерального директора государственной корпорации «Ростехнологии» Дмитрий ШУГАЕВ.
– Дмитрий Евгеньевич, ГК «Ростехнологии» – организатор форума. Выбор времени для проведения такого масштабного события ведь не случаен. Почему именно в 2010 году? Закончился кризис?
– Наиболее остро пережили мировую рецессию предприятия машиностроительной отрасли. Уже много сказано, в СМИ в частности, по этому поводу. И как раз кризис выявил все тонкие места в функционировании предприятий, внутриотраслевых коммуникаций и так далее. Многие тяжелые явления нам уже удалось преодолеть. И форум – своего рода манифестация оздоровления отрасли, выхода из застойного периода, который начался совсем не в 2008 году. Тяжелое машиностроение, предприятия ОПК (ВПК) пострадали еще в 90-е. Дефолт 98-го года довершил процесс, начавшийся в начале переходного периода. Нынешний кризис также тяжело сказался на отрасли. Но показатели этого года не могут не радовать. Машиностроение постепенно возвращает утраченные позиции. Любой кризис, как известно, актуализирует, заостряет проблемы, которые в более спокойные времена решаются медленно. Именно сейчас мы вновь готовы продемонстрировать определенные достижения и одновременно говорить о проблемах, делиться опытом в их преодолении и искать новые пути.
– Форум проводится в рамках государственной программы по модернизации?
– Государственный курс совпал в первую очередь и с потребностями самой отрасли, и с мировыми трендами. Без модернизации производства продукция отечественных машиностроительных предприятий неконкурентоспособна на мировых рынках. А в том, что наши предприятия необходимо переоснащать, развивать прикладную науку, по-моему, никто уже не сомневается. Поэтому первая международная конференция форума, которую организует Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, посвящена модернизации и переоснащению производственной и технологической базы отрасли, современному оборудованию и технологиям для машиностроительных заводов.
В развитие этой темы ГК «Ростехнологии» проводит серию конференций под общим названием «Инновации. XXI век»: «Инновации в авиастроении», «Инновационные решения для модернизации и технологического развития предприятий машиностроения», «Информационные технологии и системы управления», «Новые материалы (композиционные материалы)». Предваряю ваш вопрос. Почему именно ГК «Ростехнологии» курирует эту тему на форуме? Более 200 организаций корпорации являются научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими учреждениями. На предприятиях инновационного сектора корпорации работают около 160 тысяч специалистов. Доля инновационной продукции в этих организациях весьма существенна.
– Развитие промышленности – стимул для науки. В деловой программе есть место выступлениям ученых?
– Конечно. На пленарном заседании выступит президент Российского научного центра «Курчатовский институт», секретарь Общественной палаты Российской Федерации Евгений Велихов. Развитие промышленного производства задает вектор развития науки. Сам курс на модернизацию об этом свидетельствует. Общеизвестно, что именно машиностроение – крупнейший потребитель и источник инноваций в экономике и именно эта отрасль способна вывести Россию на новый технологический уровень развития.
– Когда речь идет о новых разработках, вспоминается недавний инцидент с истребителями Су-27, скопированными Китаем и выпущенными под другим именем. Тема «пиратства», авторского права будет обсуждаться?
– Да, если вы имеете в виду конференцию «Актуальные проблемы правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности в сфере военно-технического сотрудничества и механизмы их решения». Вообще тема контрафакта – вечная в области авторского права. Вспомнить хотя бы историю с нашими легендарными АКМ. Но жизнь не стоит на месте, разработки нуждаются в охране интеллектуальной собственности. Конечно, Россия предпринимает все необходимые меры, направленные на обеспечение защиты результатов интеллектуальной деятельности в области высоких оборонных технологий. Это особенно важно в свете продолжающихся переговоров о вступлении Российской Федерации в ВТО.
– На форум приедут представители НАТО. Это как-то связано с темой поставок вертолетов российско-советского производства для международных сил содействия безопасности в Афганистане под командованием НАТО?
– У нас с НАТО много совместных задач. Да, круглый стол отчасти будет продолжением осеннего раунда переговоров в Брюсселе. Он называется «Оборонно-промышленное сотрудничество и материально-техническое снабжение в многонациональной среде: извлеченный опыт и возможности для России и НАТО». В мероприятии примет участие высокопоставленная делегация Международного секретариата НАТО и Агентства НАТО по техническому обеспечению и снабжению (НАМСА). Также в работе круглого стола примут участие независимые эксперты и аналитики в области военно-технического сотрудничества, представители профильных СМИ. Модератором круглого стола выступит постоянный представитель Российской Федерации при НАТО Дмитрий Рогозин.
Кроме круглого стола Россия–НАТО состоится еще одно заметное международное событие – конференция, которую готовит секретариат ОДКБ, «Оснащение Коллективных сил оперативного реагирования Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) современными и совместимыми образцами вооружения, военной и специальной техники».
– Оба события с участием международных организаций посвящены военному сотрудничеству. Больше тема ОПК в деловой программе форума не присутствует?
– Она присутствует в остальных программах: в выставочной и демонстрационной. Она весьма значительна, как можно заметить. Ведь многие машиностроительные предприятия входят в ОПК. И инновационные разработки во всем мире, как правило, более всего востребованы именно производителями оборонного комплекса. Да, мы будем демонстрировать нашу военную технику. Готовится большая экспозиция. О демонстрационной программе уже многое известно потенциальным посетителям форума. Пройдет показ «Непобедимые и легендарные», посвященный юбилею Победы.
– Форум ТВМ-2010 уже окрестили в прессе «сухопутным МАКСом». Успех последнего аэрокосмического салона был заметным. Вы ожидаете подобных результатов на форуме?
– По размаху мероприятия, безусловно, мы стремимся приблизиться к знаменитому МАКСу.
Но, конечно, «сухопутным МАКСом» нас окрестили просто из-за места проведения форума – территории ТВК «Россия» в Жуковском. Нужно сказать, что посетители, которые были в прошлом году на авиасалоне и придут сейчас на форум, увидят перемены в инфраструктуре транспортно-выставочного комплекса. Мы уже многое сделали для того, чтобы площадка стала постоянно действующей, универсальной. Уникальные возможности именно этого места позволяют проводить выставки любой техники: и самолетов, и бронетанковой техники, и гражданской техники. На территории ТВК «Россия», как известно, построен специальный полигон. Первыми увидят его возможности специалисты – с 30 июня по 2 июля для них будут организованы специальные показы военной техники в динамике. Полигон спроектирован таким образом, что свои технические возможности полностью могут на нем продемонстрировать как танки, так и тяжелая колесная техника. А в испытаниях пробеговых трасс участвовали даже легковые внедорожники.
– В последние недели много говорится об оборонном заказе, о закупках техники за рубежом. Сейчас все расхваливают израильские танки, представленные на выставке во Франции. Форум сможет развеять сомнения в возможностях российского ОПК?
– Это и является одной из главных задач нашего мероприятия. Я не буду сейчас раскрывать интригу выставочной программы. Могу только уточнить, что мы увидим те самые беспилотники, которые предназначены для Российской армии. Уже писали о том, что предприятия получили заказы, о том, что российские БЛО не уступают по своим качествам импортным аналогам. Раньше они только выставлялись в экспозиции. В небе над аэродромом Раменское на этот раз появятся не истребители, а легкие аппараты, которые осуществляют мониторинг воздушного пространства. Беспилотным системам на форуме посвящена не только выставка – UVS – TECH 2010, но и большая часть деловой программы – 4-я Международная конференция «Беспилотные многоцелевые комплексы».
– Демонстрационная программа должна привлечь молодых людей, интересующихся техникой. На сайте форума появилась информация, что деловая программа будет продолжена еще и круглым столом «Патриотическое воспитание молодежи». Изначально такой темы заявлено не было.
– Тема была. Два дня – 3 и 4 июля – объявлены на форуме днями военно-патриотического воспитания. Круглый стол собирает дирекция форума. Для нас же как организаторов форума работа с молодежью тоже очень важна. Мы сегодня говорим об инновациях, о научном потенциале отрасли. А кто будет заниматься научными разработками через несколько лет? Молодые люди, которые приходят в технические вузы. За последние годы упал престиж инженерной профессии. И проводя форум, мы не можем не думать о популяризации профессии инженера. Молодые люди должны знать, что сейчас есть смысл получать хорошее образование, приходить работать на предприятия машиностроительной отрасли. Пройдя по павильонам выставочного комплекса, посмотрев на технику в динамике на представлении на полигоне, они, надеюсь, смогут убедиться, что стагнация сменилась развитием.
– Вы подняли тему социальной ответственности бизнеса. Она не заявлена открыто в программах форума.
– Сам форум – заявление. Инновации, модернизация, развитие технологической базы машиностроения, современные модели «экономики знаний» и «экономики ценностей» – темы, разрушающие восприятие России как сырьевой страны. А в стране, где развивается производство, уже можно говорить и о социальных инициативах и ответственности. Многие наши предприятия – градообразующие. Мы очень хорошо знаем, что происходит с людьми, когда стоят заводы┘ Сегодняшний форум – доказательство, что государственные программы работают, что отрасль возрождается, что есть смысл в получении технического, научного образования. И тема военно-патриотического воспитания прекрасно ложится в общую концепцию программ форума.
Продолжая разговор о социальной ответственности, можно назвать еще одну тему деловой программы – экология. Круглый стол «Экологизация машиностроения. Эффективное использование водных ресурсов в машиностроительном производстве» пройдет в первый день форума.
– Для интенсивного развития отрасли необходимы солидные инвестиции. Как складывается сейчас финансовая ситуация?
– 1 июля состоятся конференция «Формирование инвестиционного климата машиностроительной отрасли» и семинар «Привлечение финансирования в машиностроительном секторе». Продолжит тему 2 июля конференция и дискуссия «Прогнозирование перспективных направлений развития машиностроения и выработка стратегий реализации проектов развития, формирование полноценной финансовой и технологической инфраструктуры инновационной экономики». Видите, при формировании деловой программы форума мы не упустили ни одной важной темы.
– Уже известно количество участников форума?
– Могу лишь назвать число делегатов пленарного заседания – почти 1000 делегатов. Мы разговариваем практически накануне форума, а в дирекцию все еще приходят заявки на участие. Точные цифры будут известны по окончании 3-го дня деловой программы, а она включает в себя 25 различных мероприятий.
– Вы ожидали, что форум «Технологии в машиностроении – 2010» вызовет такой огромный интерес и у специалистов, и у общественности?
– Форум первый, интерес к нему понятен – отрасль выходит из кризиса, развивается. Конечно, ожидали. И мы готовы к повышенному вниманию общественности. Видите, сколько вопросов мы сейчас обсудили: инновации, модернизация, ситуация в ОПК, инвестиции, образование, военно-патриотическое воспитание молодежи. И все это темы одного форума. Все программы – выставочная, демонстрационная и деловая – объединены одной целью – показать динамику развития отечественного машиностроения, ее перспективы. Обсудить задачи, заострить проблемы. Все три составляющих форума работают на одну идею. При этом хотелось бы подчеркнуть особую значимость деловой программы – мы создаем дискуссионную площадку, способствующую интенсивному обмену мнениями, идеями. Мы соберем за круглыми столами и в конференц-залах представителей бизнес-сообщества, финансистов, ученых, политиков, военных. Уверен, что в процессе обсуждения наших задач на ближайшее будущее мы постараемся ответить на вопросы, волнующие общество.