Объем российского экспорта в первом квартале 2010 года составил 92,559 млрд. долл., что на 61,6% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Такие данные недавно обнародовал Банк России. Эксперты особо отмечают, что столь значительный рост достигнут не только и не столько за счет традиционных для нашей страны сырьевых поставок. На росте объемов экспорта и расширении товарной номенклатуры позитивно сказалось то обстоятельство, что российские банки стали предлагать экспортерам специальные программы услуг, связанные с выходом отечественных товаропроизводителей на зарубежные рынки и с комплексным сопровождением их сделок.
Внешнеторговое сальдо России на этот раз значительно улучшили именно поставки на экспорт высокотехнологичного оборудования в энергетике и военной сфере. В частности, как сообщил в ходе визита президента России Дмитрия Медведева в Сирию генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин, только это предприятие сумело за три месяца наступившего года заработать от 3 до 3,5 млрд. долл. Основными экспортными направлениями нашей оборонки остаются Алжир, Венесуэла, Индия и Китай, а всего российское вооружение закупают в 62 странах мира.
При этом возможности увеличения объемов экспорта даже имеющихся товаров, не говоря о новых разработках, далеко не исчерпаны. Многие потенциальные покупатели, уверены специалисты, просто не располагают надлежащей информацией о российской экспортной продукции, тогда как российские товаропроизводители зачастую просто не знают, как донести эту информацию до заинтересованных лиц. Кроме того, каждый рынок имеет свои нюансы в части торгового законодательства и свои правила «входного билета», безупречно выполнять которые способны не все предприятия-экспортеры. Очевидно, что в российской экономике образовалась, таким образом, весьма привлекательная ниша услуг по продвижению экспортной продукции. А поскольку это продвижение, как правило, связано с финансированием и проведением внешнеторговых банковских операций, комплексы подобных услуг могут стать в ближайшее время стабильными статьями дохода, прежде всего для коммерческих банков.
В числе наиболее активных игроков на этом поле – столичный Фондсервисбанк, что, впрочем, неудивительно. ОАО «Фондсервисбанк» входит в состав инвестиционно-промышленного холдинга «СТК «Союз», где также функционируют компании «Аэрокосмические технологии», «Телеком Экспресс», «Айсенс», НПО «Ротор», Судостроительный завод «Волга» и еще более двух десятков предприятий высокотехнологического и инновационного секторов, чья продукция представляет безусловный интерес для зарубежных рынков. Кроме того, в составе холдинга действуют аудиторская, юридическая и страховая компании, что вкупе образует идеальную для решения экспортных задач структуру. Сам банк входит в топ-100 рейтинга надежности российских банков по версии Forbes, располагает рейтингом «B3», прогноз «стабильный» от MOODY’S, и потому вызывает доверие у импортеров, требующих финансовых гарантий.
На сегодняшний день основная часть экспортных сделок, сопровождаемых банком, приходится на страны Ближнего Востока, Азии и Африки. Это связано не только с объективной оценкой структуры российского экспорта, но и с тем, что выход на рынки именно этих стран сопряжен с наибольшими юридическими сложностями и финансовыми рисками. «В силу специфики торгового законодательства стран Афро-Азиатского региона в финансовой и внешнеторговой области продвижение экспортной продукции и сопутствующих банковских услуг должно сопровождаться целым комплексом взаимосвязанных финансовых и внешнеэкономических услуг, – говорит президент Фондсервисбанка Александр Воловник. – Мы используем свои взаимоотношения с инофирмами, с представителями посольств и торгпредств России, банками-корреспондентами в регионах России и банками-партерами в разных странах мира, а также возможности специальных международных финансовых организаций». Помимо структурирования экспортных сделок, проведения документарных и гарантийных операций «проводник» берет на себя обязательства по финансированию, как пост-, так и предэкспортному.
Но сопровождение заключенных экспортных контрактов – не единственная и не главная функция «проводника». Куда больший интерес для потенциальных экспортеров представляют услуги, связанные с самим выходом на зарубежные рынки, продвижением своей продукции. Для этих целей Фондсервисбанк разработал особый арсенал мероприятий. «Специалисты банка проведут расширенный поиск иностранных заказчиков, организуют аккредитацию экспортной продукции на зарубежных рынках, подготовят участие предприятия в тендерах на закупку экспортной продукции в стране заказчика, совместно с предприятием проведут предконтрактную проработку технико-коммерческих запросов иностранного заказчика, а также окажут содействие в подписании экспортного контракта с одновременным привлечением финансирования», – рассказывает Александр Воловник. То есть аналитики банка, оценив экспортный потенциал той или иной продукции, сделают вывод, какой интерес она может представлять для тех или иных компаний или стран-импортеров, а дальше, как говорится, дело техники. «Я уверен, что существующие объемы российского экспорта в высокотехнологичном секторе в несколько раз ниже потенциальных. Все дело в грамотном продвижении наших разработок. Нужно обеспечить продукту адресную рекламу, донести информацию о нем именно до того покупателя, который более всего заинтересован в данном продукте», – говорит президент Фондсервисбанка.
Очевидно, что в России, таким образом, формируется принципиально новая группа сервисов, связанных с осуществлением экспортных операций. Когда львиную долю российского экспорта составляло сырье, номенклатуру которого можно было пересчитать по пальцам, необходимости в подобных сервисах не возникало. Но объявленная модернизация экономики, судя по цифрам, все же приносит свои плоды, и Россия начинает избавляться от статуса исключительно сырьевой державы. А значит, услуги банков в качестве своеобразных экспортных проводников станут еще более востребованными.