С начала года в Госдуме родился целый ряд законопроектов, которые, по сути, должны привести к революции на алкогольном рынке страны. Так, согласно проекту федерального закона «Технический регламент на винодельческую продукцию», уже в следующем году может измениться номенклатура существующих сортов вин, а некоторые из них навсегда исчезнут с прилавков магазинов. Начиная с 2016 года в Российской Федерации шампанским и коньяком будет называться только продукция французских виноделов, а отечественные производители соответственно будут выпускать игристое вино и бренди.
Новый техрегламент на винодельческую продукцию вызвал бурю протестов со стороны экспертного и бизнес-сообщества. Руководитель отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз считает, что у России нет причин отказываться от более чем столетней истории производства этих напитков. Согласна с ним и заведующая лабораторией НИИ пивоваренной и безалкогольной промышленности Людмила Дубинчук, которая напомнила о болезненном для российских потребителей переходе от «Советского» к «Российскому» шампанскому.
Но автор законопроекта депутат Государственной Думы РФ Виктор Звагельский стоит на своем. Он считает, что запрет на название «шампанское» и «коньяк» должен защитить не столько права французских провинций, сколько россиян – от подделок. Правда, не совсем ясно, что помешает производителю контрафактной продукции наклеить этикетки французских марок.
Участники рынка считают, что принятие документа будет иметь совершенно иные последствия. Во-первых, это приведет к ослаблению позиций основных импортеров шампанских вин и коньяка в Россию – Молдовы, Армении и Украины.
Во-вторых, переход россиян к «южному типу» потребления отложится на неопределенный промежуток времени: из-за неразберихи соотечественники вернутся к потреблению привычных водочных брендов.
Эксперты не исключают, что пояснительная записка к проекту федерального закона «Технический регламент на винодельческую продукцию» разработана в Министерстве сельского хозяйства (фактура, приведенная в документе, как представляется, может быть только в этом ведомстве), которое призвано отстаивать интересы производителей зерновых культур – основного сырья для получения спирта. Кроме того, Минсельхозу принадлежит 50% ОАО «Росспиртпром», которое объединяет акции почти 45 крупных заводов страны по производству спирта и алкоголя. Подобные факты наглядно демонстрируют возможности влияния водочного лобби на государственную алкогольную политику. Из той же серии и открытие журналистки «Известей» Татьяны Батеневой, которая обнаружила, что проект документа «Основы национальной алкогольной политики на 2009–2020 гг.», разработанного Комитетом по социальной политике и здравоохранению Совета Федерации РФ, был в действительности написан одним из самых крупных производителей алкоголя в мире – компанией Diageo.
Но самое интересное, что депутат Виктор Звагельский, который стоит за всеми этими антиалкогольными законодательными инициативами, по сути, сам является водочным магнатом. Он, как сообщает «Русский репортер», является соучредителем и руководителем ООО «Водочная артель Ятъ», выпускающего линейку одноименных брендов водки, торгового дома «Подмосковные вечера» и группы компаний «Красная звезда», специализирующихся на дистрибуции крепких напитков. До своего избрания в Госдуму господин Звагельский также занимал пост заместителя генерального директора тогда еще ФГУП «Росспиртпром», а после получения депутатского мандата стал председателем подкомитета по регулированию рынка подакцизных товаров комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму.
Неудивительно, что у нас в стране акцизная политика строится с преференциями для водочников. Акцизы на крепкий алкоголь (с содержанием этилового спирта выше 9%) в нынешнем и следующем году остались на прежнем уровне и будут проиндексированы только в 2012 году на 10%, то есть через два года стоимость бутылки водки увеличится всего лишь на 5–7 руб. Для сравнения: акцизы на вино ежегодно увеличиваются в среднем на 30%, а на пиво в этом году – на 200%, то есть в три раза. Не последнюю роль в формировании подобной акцизной политики сыграл Виктор Звагельский, который недавно выступил еще с одной инициативой – приравнять пиво к алкогольной продукции и внедрить счетчики концентрации и объема этилового спирта в пивопроизводство. Специалистам известно, что невозможно адекватно измерить содержание спирта ни в вине, ни в коньяке из-за присутствующих в напитках «примесей» – продуктов брожения, экстрактов и т.д. Поэтому еще в середине 90-х годов прошлого столетия от счетчиков отказались при производстве вина.
Создается впечатление, что депутат либо не понимает технологических особенностей производства, либо, что более вероятно, озабочен собственным материальным процветанием. Недаром он подготовил поправки к Закону «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в которых пиво ставится в один ряд с водкой.
Стоит отметить, что чрезвычайная активность депутата Звагельского с его законодательными инициативами пришлась на пору, когда в стране наметилась тенденция к уменьшению количества смертельных случаев от алкогольных отравлений. По данным официальной статистики, в январе нынешнего года этот показатель сократился почти на 90% по сравнению с началом прошлого года. Но нет гарантий, что эти положительные для общества изменения продолжатся, если законопроекты Звагельского будут приняты.