0
1078
Газета Идеи и люди Интернет-версия

23.04.2010 00:00:00

Через год после "перезагрузки" отношений

Уильям Бернс

Об авторе: Уильям Бернс - заместитель государственного секретаря США по политическим вопросам. Статья основана на выступлении Уильяма Бернса 14 апреля в Центре американского прогресса.

Тэги: сша, россия, сотрудничество, про, иран


сша, россия, сотрудничество, про, иран В Вашингтоне Клинтон и Лавров подписали соглашение об утилизации плутония.
Фото Reuters

В ходе моей весьма пестрой дипломатической карьеры, в том числе во время моей недавней работы в Москве в должности посла США с 2005 по 2008 год, я видел много взлетов и падений в наших отношениях. На этом пути мне, без сомнения, была отпущена моя толика ошибок и ошибочных суждений. Я понял, что в наших отношениях мало что совершается быстро и легко, что отношения между Россией и Америкой часто представляют собой шаткое сочетание соревнования и сотрудничества и что на маневрирование между рифами недоразумений и недоверия, доставшимися нам в наследие от прошлого, от обеих сторон потребуется много времени и усилий. Но ко мне также пришло глубокое уважение к россиянам и их истории, культуре и языку; я понял, как много мы можем выиграть, сотрудничая перед лицом новых вызовов века; мне также стало ясно, что открывающиеся перед нами возможности намного перевешивают существующие между нами различия. И лишь изредка в прошлом бывали времена, когда нормализация отношений между нашими двумя странами и нашими двумя обществами имела большее значение, чем сегодня.

Наше прошлое

К концу 2008 года, после российско-грузинской войны, отношения между Соединенными Штатами и Россией опустились до самой низкой точки за последние 20 лет. Взаимное разочарование затмило взаимный интерес. Постоянное движение расходящимися курсами породило угрозу того, что дальнейшее развитие событий было бы не только не в наших интересах, но и не в интересах более широкого международного сообщества.

Президент Обама и госсекретарь Клинтон, вступая в должность, не испытывали иллюзий по поводу трудностей или осложнений в наших отношениях с Россией, но они были твердо намерены начать все с чистого листа. Во главу угла их подхода был положен ряд предположений.

Во-первых – и это, должно быть, самый очевидный факт – Россия и Соединенные Штаты имеют значение друг для друга. Вместе мы контролируем более 90% запасов ядерного оружия в мире, и наши руководители могут сделать больше, чем руководители каких-либо других стран, для обеспечения безопасности ядерных материалов во всемирном масштабе и для предотвращения распространения ядерного оружия. На сегодня Россия – крупнейший в мире производитель углеводородов; Америка же по-прежнему крупнейший их потребитель. Обе наши страны – постоянные члены Совета Безопасности ООН. Территория России находится на стыке Европы, Азии и в широком смысле Ближнего Востока – трех регионов, будущее которых определит американские интересы на много лет вперед. И в нашу эпоху, когда общие проблемы – нераспространение, изменение климата, энергетическая безопасность, борьба с терроризмом и многое другое – требуют общих действий в большей степени, чем когда-либо в истории человечества, США и Россия могут гораздо больше выиграть, работая вместе, нежели порознь.

Во-вторых, перезагрузка во взаимоотношениях должна основываться на взаимном уважении. Со стороны США это означает признание величия того вклада, который Россия веками вносила в человеческую цивилизацию. Это означает понимание того, что ее невероятно талантливому народу есть что привнести в будущее. Взаимное уважение, однако, не означает, что мы не можем откровенно говорить о наших разногласиях. Мы можем обсуждать и обсуждаем целую гамму вопросов – от прав человека до географического окружения России, и мы по-прежнему будем призывать Россию к уважению суверенного выбора ее соседей в той же степени, в какой мы уважаем ее суверенный выбор.

В-третьих, для наших взаимоотношений важно создать структуру, которая будет основываться не только на личности наших руководителей и на отношениях между ними, но на существовании политико-правовых институтов и практических механизмов на всех уровнях.

И, наконец, мы исходим из предположения о возможности – а по сути, из необходимости – решения каждого из стоящих перед нами вопросов по существу. Мы не настолько наивны, чтобы думать, что сферы, в которых существуют согласие и взаимопонимание, можно полностью изолировать от сфер, где проявляются несогласие и трения, но в качестве исходной точки мы выбрали то, что наличие проблем в одной сфере взаимоотношений не должно исключать достижение прогресса в другой сфере. Более зрелые взаимоотношения между великими державами, даже обремененные таким тяжелым историческим грузом, как отношения между Россией и США, должны строиться на общности интересов, что не исключает выяснения отношений по спорным вопросам; при этом следует предпринимать шаги, выгодные для обеих сторон, не прибегая ни к сделкам, ни к компромиссам за счет других. Это легче сказать, чем сделать, но именно в этом духе и с этими установками наша новая администрация подошла к налаживанию изрядно подорванных взаимоотношений с Россией.

Наше настоящее

В начале 2010 года наши отношения с Россией выглядят гораздо лучше, чем в начале 2009 года. Еще остается много проблем и трудностей, и нам предстоит много сделать вместе, чтобы расширить и укрепить основу нашего сотрудничества, но начало нами положено многообещающее.

Президент Обама и госсекретарь Клинтон внесли большой вклад в развитие отношений с Россией, сделав их приоритетным направлением в своей работе. Встреча президента Обамы с президентом Медведевым в Праге дала им возможность для проведения седьмой беседы с глазу на глаз менее чем за год; за этот же период у них состоялось 16 обстоятельных телефонных разговоров, и сложился очень эффективный подход к общению. То же самое можно сказать и о госсекретаре Клинтон и министре иностранных дел Лаврове, а также об американо-российских контактах на многих других уровнях. Все эти дипломатические шаги принесли практические результаты.

Первый результат – восстановление лидирующих позиций России и США в ядерной сфере. Новое Соглашение по СНВ, подписанное президентом Обамой и президентом Медведевым 8 апреля в Праге, укрепляет безопасность Америки, уменьшает риск ядерной войны и является ярким примером американо-российского лидерства в вопросе сокращения наших остающихся ядерных арсеналов накануне Конференции по рассмотрению выполнения ДНЯО, которая состоится в мае этого года.

Россия и Соединенные Штаты также прокладывают путь в сфере критически важной деятельности по обеспечению сохранности ядерных материалов. Основываясь на подходе сенатора Ричарда Лугара и бывшего сенатора Сэма Нанна, сочетающем дальновидность и решительность, мы помогаем России укрепить безопасность на ее объектах. США и Россия возглавили Глобальную инициативу по борьбе с ядерным терроризмом, важнейшая задача которой была решительно поддержана на состоявшемся на этой неделе в Вашингтоне саммите по вопросам ядерной безопасности. Министр иностранных дел Лавров и госсекретарь Клинтон подписали новое двустороннее соглашение, в рамках которого будет утилизировано 34 метрических тонны оружейного плутония, каждой из которых хватило бы для изготовления 17 000 ядерных зарядов.

Одновременно с работой по сокращению своих ядерных арсеналов и обеспечению сохранности ядерных материалов по всему миру Россия и Америка интенсифицируют сотрудничество, направленное на обеспечение того, чтобы ядерное оружие не могло быть приобретено другими странами. Обе наши страны являются ключевыми партнерами по шестисторонним переговорам о создании безъядерной зоны на Корейском полуострове, решительно продвигаясь к достижению поставленной цели. Мы в равной степени привержены идее обеспечения соблюдения Ираном своих международных обязательств и предотвращения разработки им ядерного оружия, которая имела бы катастрофические последствия для стабильности как в чрезвычайно важной для обеих наших стран части света, так и в сфере глобальной экономики.

Совместно с россиянами, а также с китайцами и с нашими европейскими партнерами мы начали серьезно работать над новой резолюцией СБ ООН о санкциях, целью которой является принятие разумных целенаправленных мер, ориентированных на то, чтобы спутать расчеты иранского руководства. Переговоры должны привести к выработке резолюции, которой мы будем придерживаться. Такой уровень сотрудничества был бы немыслим в низшей точке американо-российских отношений в конце 2008 года; нет сомнений в том, что на нашем пути будет достаточно тактических разногласий, но за относительно короткое время нашей работы по иранскому вопросу мы прошли долгий путь.

Другой областью существенных улучшений в плане сотрудничества является борьба с насильственным экстремизмом и разрешение региональных конфликтов. Теракты в московском метро стали жутким напоминанием о том, что нашим странам пришлось пережить от рук террористов, а также о нашей общей заинтересованности в их разгроме. Мы усилили совместную работу наших разведслужб и правоохранительных органов и поставили новые задачи перед Рабочей группой по борьбе с терроризмом. В это же время Россия превратилась в гораздо более активного партнера по коллективным операциям, направленным на стабилизацию ситуации в Афганистане и предотвращение перехода в руки экстремистов плацдарма, с которого они снова могли бы угрожать всем нам. Прошлой весной мы провели переговоры с Россией по вопросу подписания беспрецедентного соглашения о военных перевозках, в рамках которого был выделен новый воздушный коридор; в данный момент по нему проходят в среднем два рейса в день, которыми до сих пор в Афганистан было перевезено почти 20 000 американских военнослужащих. Мы интенсифицировали наше сотрудничество в области борьбы с наркотиками, которая представляет собой еще один исключительно важный общий интерес. А Россия изучает возможности внесения своего вклада в восстановление афганской экономики – например, посредством формирования совместной группы оценки, которая была бы направлена в тоннель Саланг.

Мы провели удачную совместную работу и по другим региональным конфликтам. В прошлом месяце в Москве прошла важная встреча министров стран ближневосточного «квартета»; Россия остается важным партнером в продолжительной и часто разочаровывающей борьбе за установление мира между арабами и израильтянами. Наше партнерство было также эффективным в вопросах содействия достижению примирения между Турцией и Арменией и дипломатического прогресса по Нагорному Карабаху.

Третьим успехом было создание новой структуры, делающей возможным проведение более систематического сотрудничества между нами, Американо-российской двусторонней президентской комиссии. Комиссия, которую курируют госсекретарь Клинтон и министр иностранных дел Лавров, включает сейчас около 16 рабочих групп, содействующих организации контактов и продвижению новых идей в области партнерских отношений. Эти идеи выходят далеко за пределы традиционных рамок контроля над вооружениями и безопасности, принятых в период холодной войны. Рабочие группы уже дали импульс проведению ряда творческих инициатив в областях, представляющих взаимный интерес, – от рационального использования энергии и обменов молодежными спортивными делегациями до вопросов здравоохранения, партнерских отношений на уровне вузов и сохранения окружающей среды в Арктике.

В американо-российских отношениях наряду с достигнутыми в прошлом году значительными успехами, очевидно, остается и много серьезных проблем. Между нами сохраняются фундаментальные разногласия по ситуации в Грузии, статусу Абхазии и Южной Осетии. Хотя основополагающие различия и будут сохраняться, наши страны обязаны помочь обеспечить гарантии того, что напряженность в очередной раз не выльется в насилие.

США будут и далее откровенно и недвусмысленно заявлять о своей заинтересованности в защите прав человека во всем мире. Мы убеждены в том, что наличие демократических институтов и верховенство закона являются ключевыми факторами в реализации в XXI веке громадного человеческого потенциала России, Америки и любой другой страны. Мы никоим образом не хотим сказать, что у нас в этом плане все хорошо, мы отлично осознаем, что нам еще нужно много поработать в этом направлении.

Россия сделает свой собственный выбор пути в направлении модернизации, инноваций, диверсификации своей экономики, чтобы она не была полностью зависимой от экспорта углеводородов и стала конкурентоспособной в новом веке. Нелегко будет осуществить на практике замечательные начинания президента Медведева по борьбе с коррупцией, созданию сильного гражданского общества и уважения к закону, особенно с учетом того, что убийства семи журналистов, совершенные в 2009 году, до сих пор не раскрыты, видный адвокат умер в следственном изоляторе, не получив необходимой помощи, а власти нетерпимо относятся к мирным выражениям несогласия. По своему опыту могу сказать, что русские в целом без энтузиазма относятся к поучениям и наставлениям, к которым мы порой прибегаем в этих вопросах. Однако это не означает, что мы не должны выражать свою озабоченность в этой связи. Решение этих вопросов прежде всего в интересах самой России, ее будущего, это для нее гораздо важнее, чем то, что думают об этом американцы.

Наше будущее

Наряду с конкретными достижениями, имевшими место в прошлом году, улучшается и общая атмосфера двусторонних отношений. Согласно опросам общественного мнения, сейчас более 50% россиян положительно относятся к США, в то время как в конце 2008 года таких людей было только 30%. Однако нам не удастся сохранить эту тенденцию, если мы не будем развивать уже достигнутый успех, расширять сферу нашего сотрудничества. Нам нужны отношения, выходящие за рамки нового Договора по СНВ и ядерной безопасности, как бы ни были важны эти вопросы. Нам нужны такие отношения, которые бы связывали нас более тесно и прочно по другим важным вопросам, которые нам предстоит решать в XXI веке, – от модернизации экономики до изменений климата и энергетической безопасности. И нам нужны такие отношения, которые соединяли бы народы наших стран, особенно молодежь.

В 2010 году и в последующие годы решение этой задачи наиболее важно в сфере экономического сотрудничества. Это одна из тех областей, где наши отношения наименее развиты. После потрясений глобального экономического кризиса, затронувшего обе наши страны, пришло время более активно взяться за укрепление наших экономических связей.

Оказание России помощи в модернизации экономики, полной интеграции в международные экономические институты, такие как ВТО и Организация экономического сотрудничества и развития, полномасштабном развитии своих замечательных ресурсов – не только хранящихся в ее подземных кладовых, но и заключающихся в интеллектуальном потенциале ее талантливого народа – полностью соответствует интересам США. В прошлом году объем двусторонней торговли между нашими странами был ничтожно малым – всего 24 млрд. долл.; объем двусторонних инвестиций был еще меньше. Как отметили премьер-министр Путин и госсекретарь Клинтон в ходе обсуждений, состоявшихся в прошлом месяце в Москве, мы можем и просто должны улучшить ситуацию в этом вопросе. Крупные американские фирмы, такие как «Боинг», «Алкоа» и «Майкрософт», расширили свои инвестиции – это свидетельствует о том, что они верят, что в долгосрочной перспективе российская экономика будет здоровой, а наши отношения будут развиваться. Растет и интерес России к американскому рынку. В качестве примера можно привести тот факт, что Алексей Мордашов вложил несколько миллиардов долларов в сталелитейную промышленность США. Обеим нашим странам стоит более внимательно рассмотреть вопросы активизации процесса вступления России в ВТО, несмотря на значительные осложнения, которые возникли после принятия Россией решения о формировании Таможенного союза с Казахстаном и Беларусью, которые также не являются членами ВТО. И уже давно настала пора отменить поправку Джексона–Вэника, которая много лет назад выполнила свое первоначальное назначение.

Энергосбережение является еще одной сферой, в которой обе стороны могут многое выиграть от совместной работы. Россия может добиться существенной экономии, если сократит расточительное сжигание попутного газа и усилит рациональное использование товарных энергоресурсов производственного назначения, и мы можем совместно разрабатывать технологию и правила технической эксплуатации, которые помогут осуществлению этого. Сотрудничество в области использования ядерной энергии в мирных целях является особенно многообещающим, и возобновление усилий, направленных на то, чтобы добиться одобрения Конгрессом соглашения 123, подписанного Россией и США два года тому назад, было бы конкретным, положительным шагом. Достижения на этих направлениях помогли бы России сократить выбросы углерода и сохранить очень важные ресурсы чистой воды и лесов Сибири.

Мы также должны, что очевидно, по-прежнему сохранять и развивать то, что достигнуто нами в области безопасности и по другим направлениям за последний год. Нам предстоит непростая работа по поддержанию нашего партнерства по Ирану. Нам необходимо использовать новый Договор СНВ и успешный Саммит по ядерной безопасности как трамплин для укрепления глобального режима нераспространения на Конференции по выполнению ДНЯО и наметить продуманную повестку дня дальнейшего сокращения вооружений.

Противоракетная оборона, которая породила столько подозрений и напряженности в отношениях между нами, может вместо этого стать возможностью к трансформации отношений между США и Россией. Наши две страны посвятили обороне от угрозы, представляемой баллистическими ракетами, больше исследований и ресурсов, чем кто-либо. Мы можем многому научиться друг у друга. Мы уже начали осуществлять совместную оценку угроз. Имело бы смысл по-новому взглянуть на инициативу в отношении совместного центра обмена данными, которая была выдвинута десятилетие тому назад. И мы можем рассмотреть практические шаги в направлении сотрудничества в сфере ПРО, согласующиеся с новым поэтапным адаптивным подходом администрации Обамы.

У нас есть возможность достичь лучшего взаимопонимания по вопросам европейской безопасности, сохраняя механизмы, которые хорошо работали в прошлом, и, отозвавшись на призыв президента Медведева, изучить способы повышения прозрачности и предотвращения конфликтов. Мы можем делать больше по Афганистану и в области сотрудничества по борьбе с наркотиками. Мы можем усилить двустороннее сотрудничество по преодолению последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций и использовать это как стимул для более широкого многостороннего сотрудничества, в том числе через «большую восьмерку». Мы можем сделать в большой мере то же самое в расширении Глобального партнерства «восьмерки», завершая идущие проекты по обеспечению сохранности ядерных и химических материалов в России и распространяя полученный опыт на другие страны. Мы можем дальше развивать наше партнерство в Арктике. Мы можем сосредоточить больше внимания на наших транстихоокеанских связях, пользуясь возможностями района общего наследия по обе стороны Берингова пролива, выделив охраняемые природные территории на побережьях Аляски и Чукотки. Мы можем продолжить сотрудничество в космосе, которое наши две страны осуществляли на протяжении стольких лет. И мы можем расширять обмены студентами, спортсменами, учеными и людьми искусства.

Вашингтон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1364
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
865
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
616
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
855

Другие новости