Почин некоторых депутатов от «Справедливой России» под предлогом борьбы с «массовым пьянством» запретить проведение в июле московского пивного фестиваля может вызвать разнообразные чувства – от умиления до сарказма. Но это скорее всего просто «по-советски» – стремление быть впереди планеты всей.
Рядовым потребителям пива и прочих слабоалкогольных напитков в нашей стране остается только радоваться, что длинные руки «справедливых россиян» не дотягиваются до Мюнхенского пивного фестиваля или других, столь же многочисленных пивных, а также винных праздников на европейском континенте. Хотя надежд на то, чтобы переубедить членов фракции «Справедливой России» в полезности алкоголя, у меня нет, но попробовать преодолеть их столь узкий подход к слабоалкогольным напиткам, наверное, стоит.
Во-первых, скорее всего ничего плохого в таком тотальном абстинентизме нет. Но одно дело, когда каждый для себя решает, когда и что ему пить. Другое дело, когда власть начинает навязывать свое, нередко весьма примитивное, представление о потреблении спиртного. Прежде всего спрашивается, на кого рассчитаны подобные меры?
Статистика утверждает, что в России продается 250 наименований водки 65 российских производителей в ценовом диапазоне от 89 руб. 99 коп. до 885 руб. за бутылку объемом 0,5 л. Основное потребление этого количества спиртного приходится на 2–2,5 млн. человек, которых главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко относит к числу алкоголиков. По словам руководителя Роспотребнадзора, эта цифра «будет еще больше», если к зарегистрированным больным прибавить количество «завзятых» потребителей алкоголя, которым еще не поставлен соответствующий диагноз. Но в любом случае алкоголики и зависимые от алкоголя лица все-таки пока еще не составляют большинство более чем 140-миллионного населения России.
Для меня вопрос состоит в том, почему я должен платить своими удобствами за маргиналов нашего общества. Ведь предлагаемые ограничения вряд ли приучат их к «культуре ответственного потребления алкоголя». Скорее всего они действительно начнут прибегать к помощи суррогатов или начнут производить столь желанное питье дома при помощи дрожжей и сахара.
В России, по словам некоторых политиков, ежегодно умирает от употребления алкоголя и его суррогатов до 40 тыс. человек в год. На алкоголизм приходится до 3% смертей от всех других заболеваний. Однако к алкоголю, как и к любому другому продукту, может быть применена формула – знать меру. Ведь не секрет, что в зависимости от количества любое вещество может быть лекарством или ядом. Тем более что имеются обоснованные свидетельства лечебного эффекта алкоголя.
Сравним годовое количество смертей от инфаркта, которое составляет 10–12% от общего количества смертей с 3% смертей от алкоголизма. Взаимосвязь этих двух показателей состоит в том, что алкоголь, по данным ряда исследований, является лекарством от инфаркта миокарда. Британское агентство ВВС недавно сообщило о результатах исследования испанских ученых. Речь идет о масштабном, десятилетнем мониторинге потребления алкоголя. В эксперименте участвовали более 15,5 тыс. мужчин и 26 тыс. женщин в возрасте от 29 до 69 лет, которых просили записывать в дневник каждый случай потребления любого алкогольного напитка. Результаты подтверждают, что алкоголь снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний у мужчин. Что касается женщин, то у них подобных позитивных реакций не выявлено.
Точные механизмы этих процессов пока не ясны, однако известно, что алкоголь способствует повышению уровня плотных липопротеинов, которые иногда называют «хорошим холестерином» и которые, в свою очередь, противодействуют скоплению в артериях «плохого холестерина». Другими словами, алкоголь предотвращает образование кровяных сгустков и артериальных тромбов. Так, профессор Прокоп из Венского университета утверждает, что у непьющих старше 50 лет отмечен на 63% более высокий уровень атеросклероза, чем у пьющих.
Наверное, поэтому американские производители вина еще в 1999 году получили право на винных этикетках упоминать о пользе данного напитка для здоровья людей. Оз Кларк, один из известных мировых экспертов по вину, отмечает, что вино снижает риск раковых заболеваний и помогает поддерживать живость ума в пожилом возрасте. О последнем факторе знали еще в древние времена. Так пить или не пить? А если пить, то что, сколько и какого качества?
Собственно говоря, особой разницы нет, потребляется ли вино, пиво или, скажем, крепкий алкогольный напиток. Речь идет об алкоголе в определенной дозировке. Причем чем слабее напиток, тем может быть больше потребляемая доза. Ясно, что алкоголь противопоказан людям, страдающим некоторыми заболеваниями, и беременным женщинам. Конечно, прежде чем перейти к регулярному его потреблению, лучше посоветоваться с врачом. Единых рецептов для всех нет, но и древнюю культуру потребления алкоголя вряд ли можно отменить декретами или законодательными актами.