0
4190
Газета Идеи и люди Интернет-версия

07.04.2010 00:00:00

Два реформатора

Валентин Кудров

Об авторе: Валентин Михайлович Кудров - ординарный профессор ГУ-ВШЭ, доктор экономических наук, руководитель Центра международных социально-экономических сопоставлений Института Европы РАН.

Тэги: реформа, ссср, германия, экономика, гайдар


реформа, ссср, германия, экономика, гайдар Егор Гайдар взялся за разборку имперских развалин и тем самым вызвал огонь на себя.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)

Дискуссия по поводу оценки той роли, которую сыграл недавно ушедший из жизни Егор Гайдар в нашей истории, не стихает. Слышны голоса и сторонников его, и противников, но один очень важный аспект, мне кажется, не прозвучал вовсе. Я имею в виду сравнительный анализ его политики 1991–1992 годов с политикой, которую проводил Людвиг Эрхард в послевоенной Западной Германии с 1948 года. Между тем такой анализ показал бы в экономическом курсе двух стран много общего и полезного и много разного и вредного. Вредного прежде всего для нас.

Людвиг фон Эрхард, во-первых, провел радикальную денежную реформу, отменив в один день старые гитлеровские рейхсмарки и введя новые дойчмарки с выплатой зарплат по курсу 1:1 (сбережения населения возвращались по курсу: первая их половина 1:10, то есть 10%, вторая половина 1:20, то есть 5%). Во-вторых, им была проведена реформа цен (либерализация) – их освободили от прежнего, времен Гитлера, государственного регулирования. Цены при этом резко поднялись вверх (инфляция), но стали рыночными, то есть сбалансированными, а полки магазинов, пустые до этого, быстро заполнились разнообразной и качественной товарной массой.

Политика Эрхарда в Германии была практической реализацией теории ордолиберализма, разработанной еще в 30–40-е годы ХХ века немецкими экономистами. Согласно этой теории, государство создает экономику свободной конкуренции, соединяя рынок с социальной справедливостью. В результате появляется смешанная экономика. В своей книге «Благосостояние для всех» Эрхард писал: «Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния – конкуренция. Она дает возможность всем людям пользоваться хозяйственным прогрессом┘ Через конкуренцию может быть достигнута – в лучшем смысле этого слова – социализация прогресса и прибыли; к тому же она не дает погаснуть личному стремлению каждого к трудовым достижениям».

Эта политика получила в Германии название шоковой терапии, поначалу вызвала протесты профсоюзов и населения, но довольно скоро привела к стабилизации экономики и финансов, укреплению рыночной инфраструктуры и механизмов конкуренции и двинула экономику страны высокими темпами вперед. Очень скоро к этим радикальным шоковым мерам были добавлены меры по формированию мощной социальной системы, системы поддержки слабых слоев населения, медицины, образования и т.д. Была поставлена задача – создать социальную рыночную модель экономики. Сейчас эта модель, как известно, в Германии уже устарела и, по словам Герхарда Шредера и Ангелы Меркель, требует серьезной корректировки и даже реформирования.

Однако понятно, что эта модель позволила Германии сформировать эффект или феномен «германского экономического чуда» и вывести страну в разряд самых эффективных и процветающих. Конечно, последнее не могло произойти без такого политического и психологического прорыва, как денацификация, то есть официальный отказ от нацизма и принесение покаяния за преступный период гитлеровского правления («Виноваты мы все, немцы», – сказал тогда рейхсканцлер Конрад Аденауэр). Денацификация позволила сформировать новое общественное сознание, новый народ, не отягощенный рабством и преступлениями гитлеризма. Народ в конечном счете поддержал радикальные реформы Эрхарда, сплотился на новой базе свободы, демократии, бурного экономического и научно-технического прогресса, проявил сознательность, дисциплину и способность к самоорганизации. Эрхард для сегодняшней Германии – великий реформатор, первопроходец, развернувший страну в верном направлении. И это Германия, потерпевшая страшное поражение во Второй мировой войне.

А что Егор Гайдар, что Россия, добившаяся великой победы над Германией в этой войне? Гайдар тоже провел реформу цен, освободил их от тоталитарного государственного регулирования, которого, кстати, не было в старой Германии. Также резко поднялись цены, и народ был недоволен. Но меры, предпринятые Гайдаром, помогли формированию рыночной инфраструктуры, механизмов конкуренции и началу массовой приватизации. Конечно, в Германии частную собственность никто не отменял – и воссоздавать ее необходимости не было. У нас же такая необходимость была – и она продолжает существовать и сейчас.


«Благосостояние для всех» – название книги Людвига Эрхарда – было для него не только пропагандой.
Фото Reuters

В отличие от Германии в России образовалась мощная оппозиция этим реформам, особенно приватизации. Гайдар в отличие от Эрхарда не имел реальной поддержки в обществе. Многие россияне хотели возврата назад – к плану, социализму и т.д. Позиции Ельцина не были столь прочны, как позиции Аденауэра, ему грозил импичмент в Верховном совете, который в большинстве своем выступал против рыночных реформ.

Конечно, Егор Гайдар понимал необходимость реформ для постсоветской России не хуже, чем Людвиг Эрхард – для постнацистской Германии. Но немцы в конечном счете поддержали своего реформатора, встали на путь создания зрелой рыночной экономики, а россияне – нет. К тому же у Гайдара четко не просматривалась социальная составляющая реформ. В этом и состоят коренные причины различий между реформами в наших двух странах. Поддержим ли мы реформы в ближайшем будущем? Есть ли у нас стратегия или программа этих реформ? Или мы уже всё отреформировали и больше нам ничего не нужно? Это вопросы для честной дискуссии.

У Гайдара и Эрхарда много общего, особенно в понимании проблем, в желании вывести свои страны из исторического тупика. Однако очень разнятся почвы, на которых должны появляться реальные плоды этих реформ. Давайте умозрительно перенесем всех немцев из Германии в Россию, а всех россиян – в Германию. Через 10–20 лет Россия воспрянет и станет страной со здоровой, зрелой и крепкой рыночной экономикой, а Германия уткнется между двумя стульями социализма и капитализма в условиях незрелого рынка и административного государственного управления. Так чего же мы хотим, какова наша цель? Цель и стремление вывести свою страну из тупика Эрхард реализовал, Гайдар не смог. Не та почва.

Конечно, вопросы задавать легче, чем на них отвечать. Но если нет вопросов, то и не о чем думать, остается лишь ждать, что нам что-то преподнесут в очередной раз «сверху», а мы будем дружно одобрять и аплодировать. Кстати, немцы могли бы дать нам много ценных советов. Не забудем, что все российские императоры в XIX веке, по сути дела, были немцами, а наши торговые и другие экономические связи с Германией весьма позитивно влияли на бурный рост экономики России в те годы, когда наша страна становилась своего рода Америкой в Европе. Но жизнь наша пошла другим путем. Увы...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
715
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
703
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
576
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
372

Другие новости