Более 30% людей, взятых на предварительном следствии под стражу, после приговора суда выходят на свободу.
Фото ИТАР-ТАСС
В начале было слово. И это слово прозвучало в Послании президента Владимира Путина Федеральному собранию: «прекратить налоговый террор». И пошло, и поехало...
Приняли закон о налоговом администрировании, детально прописав полномочия чиновников, да так, что налоговые органы, постоянно попадавшие по всем опросам в тройку самых коррумпированных государственных органов, перестали попадать даже в десятку. Потом взялись за Закон «О милиции» – милиция утратила ряд полномочий, в наибольшей степени использовавшихся как «юридическое прикрытие» коррупционного давления на бизнес, резко сократили количество проверок малого бизнеса, а в конце прошлого года «Единая Россия» замахнулась на святое – провела закон о декриминализации налоговой сферы!
Цель этого закона ясно сформулировал один из авторов Борис Грызлов: «Государство заинтересовано не в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков было привлечено к уголовной ответственности и «село» в тюрьму, а в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков сознательно и добросовестно исполняли свои обязанности, а в случаях, когда налоговое правонарушение все-таки произошло, налогоплательщик, допустивший его, компенсировал государству все потери... Юридическая ответственность не должна превращаться в расправу с налогоплательщиками».
Закон установил, что привлечь к ответственности можно только в случае, если факт правонарушения со стороны налогоплательщика установлен решением налогового органа, вступившим в законную силу. При этом если выполнены требования налогового органа об уплате недоимки, пеней и штрафов, то человек вообще не должен подлежать уголовной ответственности.
В этих условиях, куда бедному милиционеру податься? Жизни не стало!
«Совет» же президента Дмитрия Медведева, прозвучавший со всех каналов телевидения, что надо просто лучше работать, например, качественно расследовать дела, собирать доказательства и т.д., был воспринят МВД и прокуратурой, судя по всему, как неуместная шутка. А может быть, стоило прислушаться? Ведь, выступая по Центральному телевидению 24 декабря, президент ясно сказал, что «за некоторые виды экономических преступлений, преступлений, связанных с налоговыми действиями, вовсе не обязательно на стадии предварительного следствия, например, сразу же людей законопачивать в тюрьму, тем более что потом их приходится выпускать. Это вопросы качества следствия. Нужно работать качественно, нужно проводить следственные мероприятия в соответствии с законом, добиваться получения качественных доказательств, а не вытаскивать их любыми способами».
Давайте задумаемся: более 30% людей, взятых на предварительном следствии под стражу, после приговора суда выходят на свободу. То есть сегодня, когда вы читаете эти строки, десятки, сотни тысяч людей напрасно томятся в тюрьме. А ведь у них матери, дети, жены. Но нашим правоохранительным органам не до таких мелочей. У них свои задачи. Ведь тюрьма – лучшее средство выбить признательные или просто нужные следствию показания. Или деньжатами разжиться. Выходя на борьбу с бизнесом, эти люди уверены, что выполняют важную государственную задачу – этакие «санитары леса». А раз так – все позволено. А то, что при этом можно и свой карман набить, – так это не более чем совмещение приятного с полезным.
И вдруг принимается закон, который запрещает брать под стражу до решения суда. Более того, закон отбирает у полностью скомпрометировавшей себя структуры «народной милиции» следствие по самым «сладким», с точки зрения коррупционеров в погонах, делам. Есть от чего прийти в отчаяние.
Не случайно вокруг закона развернулась нешуточная борьба. Не останавливаясь на деталях, хотя они могли бы стать сюжетом неслабого детектива, скажу лишь: последняя попытка снять закон с рассмотрения была предпринята этими структурами ночью накануне его рассмотрения в нижней палате. Я, честно говоря, считал раньше, что по ночам работают только проститутки. Теперь понял: в Генеральной прокуратуре по ночам тоже кое-кому не спится...
Чтобы не быть голословным, приведу цитату из письма одного из заместителей генерального прокурора в администрацию президента: «Предлагаемая проектом... концепция освобождения от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступления... по нашему мнению, является чрезмерно либеральной».
Или другое, по-видимому, «случайное» совпадение. В тот самый момент, когда президент, выступая по телевидению, поддерживал инициативу депутатов, в аппарат комитета Государственной Думы по бюджету и налогам позвонил сотрудник полномочного представителя генерального прокурора в Государственной Думе, некий г-н В.Н.Додонов, и заявил, что «некоторые лица удивлены принятым решением и хотят проверить, каким образом готовились поправки, в какой форме рассматривались и как принимались».
Трудно поверить, что прокурор не знает, в каком порядке рассматриваются и принимаются законы. Еще сложнее поверить, что это его личная инициатива. Но та наглость, то беспрецедентное давление, которое испытали мы все, кто занимался этим законом, как депутаты, так и сотрудники аппарата, ясно свидетельствуют, что эти люди были уверены в своей безнаказанности, что те, кто за ними стоит, имеют достаточно возможностей, чтобы не дать их в обиду. Кстати, когда на следующий день на пленарном заседании Государственной Думы было озвучено протокольное поручение комитету по безопасности запросить Генеральную прокуратуру на предмет, являются ли действия г-на Додонова его личной инициативой или это позиция генерального прокурора, а также каким образом данные действия согласуются с законом, руководство Генпрокуратуры забеспокоилось, сообщив о том, что они немедленно во всем разберутся, виновные будут наказаны и Государственную Думу обязательно проинформируют о результатах. Все ждем!
Впрочем, можно понять этих людей. Не повезло! Обсуждение закона, вылившееся из закулисной в публичную плоскость, не позволило этим «деятелям» торпедировать закон. Хотя вопрос о том, против кого боролись, тесно сплотив ряды, МВД и Генеральная прокуратура, так и остался открытым. Против «Единой России», которая подготовила и провела этот закон? Против Дмитрия Медведева и Владимира Путина, которые этот закон поддержали? Или против народа?!
Еще бы! Ведь из рук коррупционеров в погонах была вырвана возможность, размахивая законом, как дубинкой, терроризировать бизнес. И удар был нанесен в самое болезненное место – по их кошелькам!
Чтобы было понятно, о каких суммах идет речь, приведу несколько цифр. За год возбуждается примерно 20–26 тысяч дел о налоговых преступлениях. До суда доходит в лучшем случае 10%, осуждаются – единицы!
Естественен вопрос любознательного читателя: «А где же остальные и для чего их возбуждают?» Ответ дают опросы предпринимателей и экспертные оценки, которые свидетельствуют о том, что средний размер взяток по этим делам колеблется от 150 до 200 тысяч «зелененьких»... Путем несложных арифметических действий неожиданно выясняем, что объем рынка «услуг» на этой ниве защиты государственных интересов – от 3 до 4 млрд. долл. Есть за что побороться!
Снести закон не удалось. Впрочем, было ясно, что продолжение обязательно последует. Поэтому меня абсолютно не удивила появившаяся в прессе информация о письме заместителя генерального прокурора Виктора Гриня, посвященном исполнению принятого закона и адресованном его подчиненным в регионах. В нем один из высших чинов Генпрокуратуры констатирует, что «в ряде субъектов РФ по требованию суда и прокуратуры уголовное преследование лиц за совершение преступлений, предусмотренных ст. 198–199.1 УК РФ, осуществляется лишь при наличии вступившего в законную силу решения налогового органа». При этом решение о возбуждении уголовных дел данной категории, принятых на основании только материалов доследственной проверки, признается необоснованным.
Судя по всему, г-н Гринь возмущен, что какие-то прокуроры и судьи «позволяют себе» исполнять нормы закона!
Не хочу воспроизводить весь высокий штиль этого документа. Только его вывод: «ФЗ № 383 распространяется только на действия налоговых органов и не может ограничивать «процессуальную самостоятельность органов дознания, следствия и оперативных подразделений». И плевать, что пленум Верховного суда установил, что для предъявления обвинения необходимо указать, какие именно нормы законодательства о налогах и сборах нарушены, а эти факты в соответствии с Налоговым кодексом могут устанавливать только налоговые органы.
Неискушенный читатель скажет: все понятно. Налоговые органы устанавливают, был ли факт неуплаты налогов, а следствие должно установить, был ли факт преступления. Ведь недоплатить налог можно и из-за простой арифметической работы бухгалтера или сбоя в компьютерной программе, наконец, из-за противоречивости многих положений нашего налогового законодательства. Достаточно привести пример, когда по одному и тому же вопросу, связанному с уплатой НДС, Конституционный суд ухитрился вынести несколько взаимоисключающих решений. А ведь далеко не все налогоплательщики обладают юридическими знаниями, мудростью и, не побоюсь этого слова, принципиальностью наших конституционных судей.
Что же не устраивает доблестных защитников правопорядка и законности? Дело в том, что Уголовный кодекс устанавливает, что преступлением является только умышленное уклонение от уплаты налога, и для того чтобы привлечь человека к уголовной ответственности, надо «всего лишь» доказать наличие этого умысла. А то ведь как иногда бывает? Налогоплательщик выходит из Арбитражного суда, где он только что успешно доказал свою правоту в споре с налоговой инспекцией. Судебное решение подтвердило его правоту. Но на ступенях этого самого суда его уже поджидают. А дальше стандартный путь – наручники, тюрьма и обвинение в уклонении от уплаты налогов при наличии решения суда о том, что налогоплательщик все налоги уплатил правильно.
Мечта г-на Гриня и тех, кто за ним стоит, понятна – сажать за налоговые преступления, не утруждая себя доказыванием, был или не был на самом деле сам факт нарушения налогового законодательства. Кстати, идея эта не нова и принадлежит не г-ну Гриню, а Андрею Януарьевичу Вышинскому.
Трогательная забота о «верховенстве права» тоже понятна. Меньше года осталось до того момента, когда эти дела будут окончательно переданы из МВД в Следственный комитет при прокуратуре, а тут еще «как-то некстати» подоспел президентский законопроект, направленный на гуманизацию уголовного и уголовно-процессуального законодательства в экономической сфере. Руководство страны дает ясный сигнал обществу – модернизацию экономики нельзя основывать на страхе! Дубинкой омоновца можно заставить человека не пойти на митинг, но нельзя заставить создавать рабочие места и внедрять инновации.
Пережитки «совкового» репрессивного уголовного и уголовно-процессуального законодательства и «людоедская» практика их применения должны безвозвратно уйти!
Но что нам руководство страны, не говоря о простых гражданах, когда речь идет о «зелененьких»... Ох, как же хочется успеть «покошмарить» бизнес, пока поезд совсем не ушел. А времени, судя по всему, остается все меньше и меньше.
Отставки в службе исполнения наказаний, указ о реформе МВД, начавшиеся отставки... Бандиты в погонах все чаще теряют уверенность в себе, уверенность в безнаказанности, уверенность, что система прикроет и спасет. А главное, люди начинают верить, что в нашей стране можно бороться за справедливость, можно наказать негодяя, даже если он в милицейских погонах.
Но родная прокуратура, твердо помня идеи В.И.Ленина из статьи «О двойном подчинении и законности», на основании которой она создавалась, и в полном соответствии с заветами своего основателя твердо и неуклонно стоит на страже принципов социалистической законности: «арестован, значит, виноват!», «органы не ошибаются!», «лес рубят – щепки летят!», «бабы новых нарожают!».
А модернизация? – спросите вы.
Не волнуйтесь, товарищ президент. Прокуратура всех врагов модернизации выявит, проконтролирует и доложит об исполнении.
Правильной дорогой идете, товарищ Гринь!