Войны приносят многочисленные страдания и трагедии народам, простым людям, оказавшимся в кровавой мясорубке. Сотни и тысячи невинных жертв безответно исчезают в пучине лихолетий, и только человеческая память поколений способна удержать их имена от забвения. Особенно полны ожесточения противостояния между соседями. Боевые действия между Арменией и Азербайджаном в начале 90-х годов, развернувшиеся за контроль над Нагорным Карабахом, стали еще одним эпизодом летописи жестокости.
26 февраля – день, когда будут вспоминать жертв трагедии Ходжалы. Название этого азербайджанского города в Нагорном Карабахе стало нарицательным и сравнивается с судьбами Хатыни, Лидице, Сребреницы и Сонгми. 18 лет назад мирные жители Ходжалы оказались в окружении армянских вооруженных формирований, стремившихся захватить контроль над стратегическим населенным пунктом, где располагался единственный в этой части Карабаха аэропорт, а дорога вела дальше вглубь Азербайджана. Так называемые коридоры отхода для ходжалинцев оказались ловушками, где их расстреливали, добивали раненых, брали в плен, из которого вернулись далеко не все. Мало кто смог в ту страшную ночь с 25 на 26 февраля 1992 года прорваться через огненное кольцо. Итог бойни ужасающ: убиты 613 человек, из них 63 – дети, 106 – женщины, 70 – старики, 8 семей оказались уничтожены полностью, 487 человек были ранены, из них 76 – дети, 1275 человек оказались захвачены в заложники, о судьбе 150 ничего не известно до сих пор.
Прокуратура Азербайджана, проведя тщательное расследование, квалифицировала действия организаторов и исполнителей этой кровавой бойни как геноцид и военное преступление. Выяснилось также, что к ней причастны и военнослужащие 366-го полка бывшей Советской армии. Данное воинское соединение было расквартировано в Нагорном Карабахе, и в нем служили в том числе военнослужащие армянской национальности.
Многие обстоятельства трагедии документально отражены, в том числе международными наблюдателями – журналистами и правозащитниками. Наиболее подробно об этом рассказала известная российская организация «Мемориал», разместившая большую часть свидетельств и описаний в Интернете. 13 марта 1992 года газета «Известия» опубликовала репортаж корреспондента Вадима Белых, где он сообщал о потрясающих психику любого нормального человека фактах, лично увиденных им.
С потерей Ходжалы и его жителей азербайджанская община Нагорного Карабаха лишилась одного из последних оплотов своего существования на родной земле. Развернутые тогда армянскими националистами в этом некогда благодатном крае этнические чистки превратились в фактический геноцид азербайджанской общины Нагорного Карабаха, а бойня в Ходжалы явилась его жестокой кульминацией. Точкой же в реализации стратегии «захвата жизненного пространства» стала оккупация в мае того же 1992 года города-заповедника Шуша – главного исторического центра азербайджанцев Карабаха.
В этой связи показательны признания, сделанные Сержем Саргсяном британскому журналисту, автору книги «Черный сад» Томасу де Ваалу: «До Ходжалы азербайджанцы думали, что с нами можно шутки шутить, они думали, что армяне не способны поднять руку на гражданское население. Мы сумели сломать этот стереотип». Комментарии тут, как говорится, излишни, к этому ничего не прибавишь, равно как и не убавишь.
И сегодня проводники той же преступной линии, что привела к трагедии Ходжалы, пытаются говорить о неком самоопределении для Нагорного Карабаха. При этом они стараются свести на нет возможность возвращения карабахских азербайджанцев на свою родину. Именно такая цель кроется за их требованиями о проведении референдума исключительно среди армянских обитателей края.
Но мирные переговоры, идущие ныне между Азербайджаном и Арменией при международном посредничестве, в котором России принадлежит одна из ключевых ролей, имеют смысл только в том случае, если они обеспечат прочный мир. А подобный мир может быть основан лишь на соблюдении прав обеих общин Нагорного Карабаха: армянской и азербайджанской, каждая их которых имеет свои святыни в высоких горах и тенистых долинах Карабаха. Представители обеих общин чтут память великих предков – выходцев из Карабаха.
А потому возвращение азербайджанцев, изгнанных в результате конфликта, и восстановление хотя бы прежнего статус-кво, существовавшего в Нагорном Карабахе в советские времена, являются базовым условием налаживания нормальной жизни в регионе.
Если обратиться к относительно недавней истории, то следует констатировать, что советское время было способно стереть противоречия начала ХХ века, когда Карабах уже пытались оторвать от Азербайджана. Однако первая же системная нестабильность реанимировала старые амбиции, вновь был поднят вопрос отделения. Это зажгло роковой фитиль к пороховой бочке, взрыв которой, в свою очередь, привел к окончательному развалу Союзного государства. Сейчас данное обстоятельство не так часто вспоминают, а потому стоит напомнить – фитиль был в первую очередь карабахским. Цепной реакцией «карабахского почина» можно рассматривать и кровавый развал Югославии, и нынешнее положение в Косово, которое по своей сути имеет определенные сходства с армяно-азербайджанским противостоянием. У сербов с корнями вырвали их сердце – Косовский край. Так же с корнями пытаются оторвать от Азербайджана его душу – Карабах. Ходжалы – частичка души Карабаха, омытая слезами и кровью павших.
Сегодня Азербайджан взывает лишь к справедливости. Именно так – «Справедливость для Ходжалы» – называется широкомасштабная международная информационно-агитационная кампания, инициированная российским представительством Фонда Гейдара Алиева и лично его председателем Лейлой Алиевой. Цель кампании – рассказать миру правду о преступлении против человечности, геноциде Ходжалы. Акции фонда уже прошли по всему миру, затронув и офисы международных организаций, в том числе и женевскую штаб-квартиру ООН.