0
2083
Газета Идеи и люди Интернет-версия

29.01.2010 00:00:00

Бюрократия vs. модернизация

Кирилл Родионов

Об авторе: Кирилл Владимирович Родионов - сотрудник Института экономики переходного периода.

Тэги: бюрократия, модернизация, чиновники, реформа


бюрократия, модернизация, чиновники, реформа Самодостаточный, неподконтрольный, уверенно попирающий под собою землю... госслужащих.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Масштабные перемены, произошедшие в России после 1991 года и отразившиеся на жизни каждого гражданина страны, почти не коснулись бюрократического аппарата. Предпринятые в 1992, 1997–1998 и 2000–2002 годах попытки реформирования государственной службы потерпели неудачу. Не добившись в XX столетии полной и окончательной «победы социализма в отдельно взятом государстве», Россия в начале XXI века стала страной победившей бюрократии. В отличие от развитых стран, где средний класс собственников «заказывает музыку», а чиновники перед ним отчитываются, в России бюрократия является самодостаточной и независимой от всего остального общества прослойкой.

Однако сохранение status quo будет губительным для России. Есть множество стран, которые из-за проблем, связанных с коррумпированностью и неэффективностью госаппарата, в течение длительного времени находятся в стагнации. Яркий пример – Аргентина. В начале XX века эта страна входила в пятерку наиболее развитых государств мира; главные активы Аргентины – мясо и зерно – играли ключевую роль в тогдашней мировой экономике. Затем последовало столетие застоя и коррупции, политических переворотов и военных хунт, отсутствия реформ в экономике. В результате в XXI век Аргентина вошла за пределами первой сотни.

В связи с этим очевидно, что Россия остро нуждается в глубокой реформе государственной службы. В повестке дня стоит вопрос о том, какие конкретные меры необходимо осуществить для того, чтобы в России заработал госаппарат, адекватный реалиям XXI века.

На мой взгляд, можно обозначить следующие направления реформы госслужбы.

1. Переориентация чиновников на «клиента». В современной российской действительности граждане, обращающиеся в различные бюрократические структуры, ставятся в позицию «просителей» по отношению к госслужащим. Зачастую исполнение чиновниками своих прямых обязанностей преподносится последними как некоторое одолжение, за которое их необходимо «отблагодарить». Это положение необходимо поменять на обратное: граждане должны понимать, что чиновники – это работники, которых нанимает общество для исполнения определенных задач и которые получают за это вознаграждение из кармана налогоплательщиков.

2. Внедрение контрактной системы. Для того чтобы чиновник в действительности почувствовал себя «слугой общества», необходимо отказаться от системы пожизненного найма на государственную службу. Претенденты на занятие тех или иных позиций в госаппарате должны проходить конкурсный отбор, а после этого – заключать соглашение, в котором будут оговорены права и обязанности сторон (ведомства и служащего). Для обеспечения кадровой ротации срок заключаемого контракта не должен превышать четырех лет (а для политических назначенцев – срок полномочий избираемого политика). Эти меры, с одной стороны, позволят очистить бюрократическую систему от ненужного балласта, а с другой – помогут создать стимулы для повышения производительности труда служащих.

3. Обеспечение открытости госаппарата для общества. Российские граждане должны иметь возможность получения информации о работе государственных служащих. Любое министерство и ведомство обязано публиковать подробный отчет о том, как и на какие цели были израсходованы выделенные из бюджета средства. Все нормативные документы, касающиеся деятельности бюрократических структур, должны выкладываться в Интернете. В этом вопросе Россия может последовать примеру развитых стран. Так, в США благодаря закону о свободе информации, принятому в 1966 году, стало возможно раскрытие секретов высшего эшелона бюрократии всех без исключения частных и федеральных организаций. На основании этого закона теперь ежегодно публикуются сведения о количестве служащих в тех или иных государственных учреждениях, об источниках и суммах доходов членов правительства, включая президента США. В Швеции публичная открытость государственной власти гарантирована законом еще 1776 года, и каждый желающий в течение часа может получить справку о расходах любого министра.

4. Частичная «приватизация» некоторых государственных структур. Россия может последовать примеру Великобритании, где с конца 1980-х годов идет процесс передачи многих функций и задач от государственных органов полуавтономным негосударственным организациям («кванго»), которые, по сути, являются частными компаниями, но при этом находятся под контролем правительства. За счет этого можно существенно сократить численность госаппарата, а сэкономленные средства направить на повышение оклада госслужащих в «старых» министерствах.

5. Сокращение регулирующих функций органов исполнительной власти. Это касается различных сфер общественной жизни: экономики (в целях уменьшения коррупционной емкости государственной службы государство должно избавиться от несвойственных ему функций контроля над предприятиями и их денежными потоками), политики (необходимо ликвидировать возможность отмены регистрации кандидата или партии на выборах на основании недостатков в оформлении документов), средств массовой информации (необходимо снять драконовские ограничения на регистрацию СМИ, ввести запрет на вмешательство государственных чиновников в редакционную политику СМИ и уголовную ответственность за нарушение данного запрета).

6. Снятие барьеров на приход специалистов «извне». Чтобы преодолеть замкнутость и корпоративную ограниченность государственной службы, необходимо создать каналы для привлечения квалифицированных специалистов из других сфер – из бизнеса и науки. Для этого нужно будет не только провести соответствующие институциональные изменения, но и наладить конструктивное взаимодействие между бюрократическим аппаратом и гражданским обществом. Не секрет, что в отношениях между чиновниками и предпринимателями существует глубокая неприязнь. Для достижения хотя бы минимального уровня доверия обеим сторонам (и в первую очередь – бюрократии) придется сделать определенные усилия над собой (например, умерить коррупционные аппетиты).

Как и у любых преобразований, у реформы государственной службы есть множество политических ограничений. В 2000-е годы одной из важнейших социальных опор российской элиты была бюрократия, стройными рядами входившая в партию «Единая Россия». Реализация вышеуказанных мер ударит по корыстным интересам отечественной номенклатуры, вследствие чего начало реформы госслужбы может откладываться «на потом». Но если реальных действий в этом направлении не предпринимать, то уже в ближайшем будущем на перспективах модернизации России можно будет поставить крест.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1208
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3062
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2164
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1727

Другие новости