Агентство экономических новостей по заказу «Независимой газеты» продолжает регулярное исследование – насколько эффективна работа представителей коммерческих и государственных структур, депутатов, направленная на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества. В российской научной литературе существует несколько подходов к толкованию термина «лоббизм», и мы используем его самую широкую трактовку – деятельность по отстаиванию своих активных интересов. Тем более что именно это понятие лоббизма укоренилось в русском языке и постоянно используется в СМИ. Речь идет о так называемом цивилизованном лоббировании, не подразумевающем подкуп чиновников или депутатов.
Настоящее исследование проводилось по итогам октября текущего года. Методика исследования и список основных экспертов не изменились – с ними можно ознакомиться в «НГ» от 27.02.2007.
В региональной номинации лидерство вернул себе московский мэр Юрий Лужков. На мнение экспертов скорее всего повлияло то, что после публичной полемики с вице-премьером – министром финансов Алексеем Кудриным, связанной с новым, невыгодным для Москвы порядком уплаты акцизов на бензин, мэру удалось договориться с Минфином о выделении льготного кредита из федерального бюджета. Его объем составит 16,5 млрд. руб., ставка – около четверти ставки рефинансирования ЦБ.
Передачу руководства оперативным штабом в Чечне местному управлению ФСБ эксперты расценили как проявление хороших лоббистских возможностей президента Чечни Рамзана Кадырова, рейтинг которого увеличился. Он давно настаивал на этом решении, и оно стало следствием снижения уровня террористической угрозы и нормализации обстановки в республике.
Заметное уменьшение рейтинга уходящего губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя можно связать с тем, что Александр Мишарин, также претендовавший на пост главы региона, в октябре стал заместителем руководителя межведомственной группы по реализации нацпроекта «Доступное жилье». Это назначение привело к увеличению аппаратного «веса» Мишарина и, как посчитали аналитики, возрастанию его шансов обойти Росселя в борьбе за губернаторское кресло. В ноябре прогнозы оправдались – президент Дмитрий Медведев предложил кандидатуру Мишарина на пост главы Свердловской области.
Положительное влияние на позиционирование в рейтинговой таблице вице-премьера Игоря Сечина оказало то, что он, являясь председателем совета директоров «Интер РАО ЕЗС», небезуспешно лоббирует передачу компании всех генерирующих активов ФСК и «РусГидро». С соответствующей просьбой Сечин обратился к председателю правительства Владимиру Путину, который, судя по сообщениям СМИ, с ним согласился.
Рейтинг руководителей Минпромторга и Минсельхоза, соответственно Виктора Христенко и Елены Скрынник, продемонстрировал разнонаправленную динамику. У первого он увеличился – правительственный совет по развитию фармацевтической и медицинской промышленности, возглавляемый Игорем Сечиным, одобрил стратегию развития отрасли, которую разработал и лоббировал Минпромторг. Ее главная цель – замещение импортных лекарств на внутреннем рынке. Подготовленная же Минсельхозом стратегия развития Объединенной зерновой компании не прошла испытание на правительственной комиссии по вопросам развития АПК под председательством Виктора Зубкова. Первый вице-премьер отправил проект на доработку, что могло стать причиной снижения рейтинга Елены Скрынник.
Сам Зубков возглавил в октябре еще одну правительственную комиссию – по регулированию алкогольного рынка, – и это привело к улучшению его позиций. Комиссия обладает широкими полномочиями и будет координировать действия федерального Центра и регионов в важной для страны сфере – регулировании производства и оборота спирта и алкогольной продукции. Госрегулирование, в частности, приведет к заметному ужесточению меры ответственности за нарушение правил производства и продажи спиртных напитков.
Увеличение аппаратного «веса» и, следовательно, лоббистских возможностей главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, по-видимому, стало следствием того, что в качестве главы рабочей группы при комиссии по административной реформе он возглавил работу по анализу избыточных функций министерств. Первым проверке подвергнется Минсельхоз.
Лоббисты – первые лица | |||
№ | Ф.И.О. | В октябре 2009 г. | В сентябре 2009 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Собянин С.С. (аппарат федерального правительства) | 4,49 | 4,43 |
2 | Шувалов И.И. (федеральное правительство) | 4,41 | 4,45 |
3–4 | Нарышкин С.Е. (администрация президента) | 4,34 | 4,40 |
3–4 | Зубков В.А. (федеральное правительство, ⌠Газпром■) | 4,34 | 4,28 |
5 | Миллер А.Б. (⌠Газпром■) | 4,32 | 4,39 |
6 | Якунин В.И. (⌠Российские железные дороги■) | 4,28 | 4,26 |
7 | Дерипаска О.В. (⌠Базовый элемент■, ⌠ОК РУСАЛ■) | 4,28 | 4,26 |
8–9 | Усманов А.Б. (⌠Газпроминвестхолдинг■, ⌠Металлоинвест■) | 4,07 | 4,11 |
8–9 | Ковальчук Ю.В. (банк ⌠Россия■) | 4,07 | 4,09 |
10 | Чемезов С.В. (⌠Ростехнологии■, Союз машиностроителей) | 4,05 | 4,06 |
11 | Пугачев С.В. (Совет Федерации, ⌠Объединенная Промышленная Корпорация■) | 4,02 | 4,04 |
Сильная эффективность | |||
12 | Фридман М.М. (холдинг ⌠Альфа групп■) | 3,97 | 3,92 |
13 | Тимченко Г.Н. (компания Gunvor) | 3,92 | 3,95 |
14 | Алекперов В.Ю. (⌠ЛУКОЙЛ■) | 3,87 | 3,82 |
15 | Греф Г.О. (Сбербанк РФ) | 3,65 | 3,63 |
16 | Дмитриев В.А. (Внешэкономбанк) | 3,55 | 3,52 |
17–19 | Богданов В.Л. (⌠Сургутнефтегаз■) | 3,42 | 3,47 |
17–19 | Прохоров М.Д. (группа ⌠Онэксим■) | 3,42 | 3,39 |
17–19 | Токарев Н.П. (⌠Транснефть■) | 3,42 | 3,47 |
20 | Костин А.Л. (ВТБ) | 3,33 | 3,36 |
21 | Потанин В.О. (⌠Интеррос■) | 3,30 | 3,36 |
22–23 | Чубайс А.Б. (РОСНАНО) | 3,28 | 3,32 |
22–23 | Евтушенков В.П. (АФК ⌠Система■) | 3,28 | 3,28 |
24 | Варданян Р.К. (⌠Тройка Диалог■) | 3,22 | 3,25 |
25 | Мордашов А.А. (⌠Северсталь■) | 3,20 | 3,23 |
═ | Средний рейтинг | 3,81 | 3,83 |
Лоббисты – региональные лидеры | |||
№ | Ф.И.О. | В октябре 2009 г. | В сентябре 2009 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Лужков Ю.М. (Москва) | 4,39 | 4,32 |
2 | Матвиенко В.И. (Санкт-Петербург) | 4,32 | 4,35 |
3–4 | Тулеев А.М. (Кемеровская область) | 4,28 | 4,23 |
3–4 | Ткачев А.Н. (Краснодарский край) | 4,28 | 4,19 |
5 | Шаймиев М.Ш. (Республика Татарстан) | 4,25 | 4,19 |
6 | Кадыров Р.А. (Чеченская Республика) | 4,23 | 4,17 |
7 | Абрамович Р.А. (Чукотский АО, портфельный инвестор) | 4,14 | 4,17 |
8 | Якушев В.В. (Тюменская область) | 4,12 | 4,10 |
9 | Хлопонин А.Г. (Красноярский край) | 4,07 | 4,03 |
Сильная эффективность | |||
10 | Позгалев В.Е. (Вологодская область) | 3,85 | 3,79 |
11 | Неелов Ю.В. (Ямало-Ненецкий АО) | 3,82 | 3,85 |
12 | Евкуров Ю.Б. (Республика Ингушетия) | 3,53 | 3,42 |
13 | Шанцев В.П. (Нижегородская область) | 3,51 | 3,51 |
14 | Боос Г.В. (Калининградская область) | 3,23 | 3,17 |
15–16 | Рахимов М.Г. (Республика Башкортостан) | 3,18 | 3,04 |
15–16 | Федоров Н.В. (Чувашская Республика) | 3,18 | 3,37 |
17 | Филипенко А.В. (Ханты-Мансийский АО) | 3,05 | 3,04 |
18 | Дарькин С.М. (Приморский край) | 3,02 | 2,89 |
Средняя эффективность | |||
19 | Штыров В.А. (Республика Саха (Якутия) | 2,87 | 2,81 |
20 | Россель Э.Э. (Свердловская область) | 2,84 | 3,40 |
21–22 | Артяков В.В. (Самарская область) | 2,82 | 2,87 |
21–22 | Громов Б.В. (Московская область) | 2,82 | 2,72 |
23 | Сердюков В.П. (Ленинградская область) | 2,76 | 2,72 |
24 | Илюмжинов К.Н. (Республика Калмыкия) | 2,73 | 2,65 |
25 | Катанандов С.Л. (Республика Карелия) | 2,71 | 2,61 |
═ | Средний рейтинг | 3,52 | 3,51 |
Лоббисты-⌠профессионалы■ | |||
№ | Ф.И.О. | В октябре 2009 г. | В сентябре 2009 г. |
Очень сильная эффективность | |||
1 | Сечин И.И. (федеральное правительство, ⌠Роснефть■, ⌠Интер РАО ЕЭС■) | 4,60 | 4,54 |
2 | Сурков В.Ю. (администрация президента) | 4,58 | 4,62 |
3 | Кудрин А.Л. (федеральное правительство, Министерство финансов) | 4,23 | 4,18 |
4–5 | Иванов С.Б. (федеральное правительство, ⌠Объединенная авиастроительная корпорация■) | 4,14 | 4,12 |
4–5 | Козак Д.Н. (федеральное правительство) | 4,14 | 4,10 |
6 | Шохин А.Н. (Российский союз промышленников и предпринимателей, Координационный совет предпринимательских союзов России) | 4,12 | 4,06 |
7 | Тосунян Г.А. (Ассоциация российских банков) | 4,10 | 4,08 |
8 | Христенко В.Б. (Министерство промышленности и торговли) | 4,09 | 4,03 |
9 | Набиуллина Э.С. (Министерство экономического развития) | 4,03 | 4,06 |
10 | Ресин В.И. (правительство Москвы) | 4,01 | 4,03 |
Сильная эффективность | |||
11 | Голикова Т.А. (Министерство здравоохранения и социального развития) | 3,92 | 3,89 |
12 | Торшин А.П. (Совет Федерации) | 3,81 | 3,84 |
13–14 | Авен П.О. (Альфа-банк) | 3,74 | 3,73 |
13–14 | Артемьев И.Ю. (Федеральная антимонопольная служба) | 3,74 | 3,67 |
15 | Гурьев А.Г. (Совет Федерации, Российский союз химиков) | 3,69 | 3,71 |
16 | Трутнев Ю.П. (Министерство природных ресурсов и экологии) | 3,67 | 3,84 |
17–18 | Хан Г.Б. (ТНК-ВР) | 3,51 | 3,46 |
17–18 | Язев В.А. (Госдума, Российское газовое общество) | 3,51 | 3,67 |
19 | Скрынник Е.Б. (Министерство сельского хозяйства) | 3,33 | 3,40 |
20–22 | Шмаков М.В. (Федерация независимых профсоюзов России) | 3,30 | 3,33 |
20–22 | Кигим А.С. (Всероссийский союз страховщиков, Российский союз автостраховщиков) | 3,30 | 3,25 |
20–22 | Титов Б.Ю. (⌠Деловая Россия■, ⌠Правое дело■) | 3,30 | 3,33 |
23 | Примаков Е.М. (Торгово-промышленная палата РФ) | 3,26 | 3,28 |
24–25 | Борисов С.Р. (⌠ОПОРА России■) | 3,24 | 3,20 |
24–25 | Федун Л.А. (⌠ЛУКОЙЛ■) | 3,24 | 3,22 |
═ | Средний рейтинг | 3,78 | 3,79 |
╘ Агентство экономических новостей, 2009 |