Китай считает свою армию равной американской.
Фото Reuters
Год назад Москва и Вашингтон оказались на грани новой холодной войны. После российско-грузинской войны пропагандистские страсти достигли апогея. Политический диалог между руководителями США и России прекратился. Казалось, что предстоит длительная и ожесточенная конфронтация двух стран.
Возможно, если бы на американских президентских выборах победил Джон Маккейн, столь мрачный сценарий стал бы реальностью. Но этого не произошло. С приходом к власти Барака Обамы началась «перезагрузка» российско-американских отношений. Новый президент США отказался следовать истерическим призывам вновь сделать основой американской стратегии на международной арене «сдерживание» России. Жесткую риторику сменил спокойный дипломатический диалог. Резко изменилась атмосфера в отношениях между Вашингтоном и Москвой.
Если год назад казалось, что режим контроля над вооружениями может полностью развалиться, то сегодня идут интенсивные переговоры о новом Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений. Два президента объявили заключение этого соглашения приоритетной задачей. Хотя времени до истечения срока действия Договора СНВ-1 в декабре с.г. осталось крайне мало, обе стороны демонстрируют желание добиться переговорного успеха.
Если год назад в отношениях между США и Россией на первом плане находились две острейшие проблемы – расширение НАТО за счет Украины и Грузии и развертывание третьего позиционного района ПРО в Восточной Европе, то сегодня эти вопросы отступили на второй план. Администрация Буша-младшего открыто сделала своим приоритетом осуществление этих проектов, которые должны были максимально ослабить военно-политические позиции России в Европе и мире. Но у Обамы и его команды другие приоритеты.
Новому президенту досталось тяжелейшее наследие от его предшественника и во внутренней и во внешней политике. В администрации Обамы нет идеологов-неоконсерваторов, вместо них на ключевые позиции назначены прагматики. Они понимают, что перенапряжение экономических и военных сил Америки в попытке закрепить статус «единственной сверхдержавы» может привести к колоссальному геополитическому провалу.
На первом месте у Белого дома – выход из самого тяжелого за последние полвека финансово-экономического кризиса. С этой целью Обама резко увеличил государственные расходы и соответственно дефицит федерального бюджета. Пока для особого оптимизма оснований нет. И это начало сказываться на популярности президента. А в случае провала дорогостоящей попытки реформировать систему здравоохранения нынешний президент может утратить шансы на переизбрание в 2012 году.
Не менее важная задача – предотвращение поражения в Ираке и Афганистане. Обама уже объявил о выводе за 18 месяцев основной части американских войск из Ирака, где может воцариться хаос. Еще более угрожающей выглядит ситуация в Афганистане, где, несмотря на увеличение «ограниченного контингента» войск США, к власти могут вернуться талибы.
Все более обостряется ситуация в Пакистане, где под вопросом может оказаться контроль над ядерным оружием. Нет прогресса в решении проблемы предотвращения распространения ядерного оружия в результате продолжения соответствующих программ в Северной Корее и Иране. Усиливается взрывоопасный потенциал в зоне арабо-израильского конфликта.
Тем временем набирает силу Китай, реальный претендент на роль «второй сверхдержавы». Превратившись в главного кредитора США, КНР демонстрирует растущие амбиции на международной арене. Американо-китайские отношения начинают играть ключевую роль в мировой экономике и политике.
Нынешнее американское руководство отнюдь не ставит своей главной задачей достижение равноправного партнерства США и России. Однако для Вашингтона нет смысла антагонизировать Москву, продолжая жесткий курс администрации Буша. Более того, США заинтересованы в поддержке со стороны России в решении ряда вопросов международной безопасности, где в одиночку Америка не может добиться успеха. Но это требует прекращения попыток игнорировать российские интересы. В Вашингтоне понимают, что Москва больше не пойдет на односторонние уступки. Улучшение отношений – это улица с двусторонним движением.
С этой точки зрения логичным выглядит решение об отказе от планов развертывания ПРО в Польше и Чехии. Хотя администрация Обамы доказывает, что этот шаг якобы не связан с противодействием России этим планам, антироссийские круги и в Восточной Европе, и в самих США немедленно обвинили президента в «капитуляции» и «умиротворении» Москвы. При этом откровенно признается, что третий позиционный район (ТПР) ПРО имел целью не защиту от межконтинентальных ракет Ирана (которых у него нет), а ослабление России.
Конечно, США продолжат программы развертывания наземных и морских систем ПРО на ТВД. Но стратегическая ПРО заморожена по крайней мере до конца следующего десятилетия. 30 ракет-перехватчиков на Аляске и в Калифорнии не могут серьезно угрожать российскому потенциалу ядерного сдерживания. Поэтому не стоит преуменьшать важности решения по ТПР.
Во время саммита в июле Россия согласилась разрешить США военный транзит через свою территорию в Афганистан. Теперь США убрали такой раздражитель, как ПРО в Восточной Европе. А это снимает одно из главных препятствий к достижению компромисса по новому Договору о СНВ. Американцы рассчитывают, что мы займем более жесткую позицию по ядерной программе Ирана. Россия ждет отказа от поправки Джексона–Веника и принятия в ВТО. Список взаимных претензий весьма внушителен.
Не стоит строить иллюзий. Наверное, далеко не все ожидания оправдаются. По крайней мере не сразу. Но российско-американские отношения вступили в новую фазу. Вашингтон и Москва сделали первые шаги навстречу друг другу. Таким образом, «перезагрузка» начинает приобретать реальные черты.