Министр обороны Анатолий Сердюков и генеральный директор ГК "Ростехнологии" Сергей Чемезов осматривают экспозицию МАКС-2009.
Вчера в подмосковном Жуковском завершился девятый авиационно-космический салон МАКС-2009. Несмотря на кризис, cалон стал рекордсменом по количеству заключенных на нем сделок, а полетная программа, как всегда, привлекла сотни тысяч зрителей. Впечатлениями от посещения салона делится наш корреспондент.
Нечетный год, середина августа, очередной МАКС┘ Поначалу кажется, все будет как всегда, по крайней мере привычно перегруженная дорога, петляющая между Москвой и Жуковским, настраивает на меланхолический лад.
Однако уже при подходе к КПП начинаешь замечать, что в cалоне произошли изменения. Проход, контроль билетов, досмотр стали куда оперативнее и проще. Чем дальше, тем больше видишь изменений. По пути к павильонам не приходится, как прежде, месить околоаэродромную пыль.
Территория, павильоны и прочие постройки оформлены в едином стиле, везде чувствуется рука профессионального и, надо признать, талантливого дизайнера, сумевшего подчинить традиционную для прежних салонов эклектику единому художественному замыслу.
Во всех павильонах приятное новшество: наконец-то здесь можно не только знакомиться с экспонатами, но еще и дышать: все помещения оборудованы новейшей системой кондиционирования воздуха. Захожу в пресс-центр. Первое, что бросается в глаза, – без сбоев работает интернет да и пробиваться к нему через толпу журналистской братии не приходится – компьютеров достаточно┘
Идиллическую картину нарушает рассказ коллеги, прибывшего на салон в отличие от меня к самому открытию. Ему встреча посетителей на подступах к выставке и на проходной не понравилась. Пару раз заставили выйти из машины и открыть багажник, несколько раз придирчиво изучали удостоверение личности, наконец, не везде пропускали, а если и пропускали, то приходилось ждать, пока откроют двери или снимут оцепление.
На мой взгляд, ничего удивительного и тем более страшного в этом нет. Заранее было известно, что салон открывает председатель правительства. Подчеркну: известно всем, а потому в наше тревожное время охрана должна срабатывать на 100%. Конечно, неприятно, когда тебя куда-то не пускают или заставляют ждать.
Вместе с тем забота о безопасности, особенно в местах массового скопления людей, требует определенной, если угодно, жесткости. Кстати, там, где угроза терроризма существует, даже в самых цивилизованных странах правоохранительные органы не боятся ради обеспечения безопасности прослыть чрезмерно жесткими. Достаточно вспомнить недавний случай в испанской Майорке, когда гражданские гвардейцы, не побоявшись подмочить великолепную туристическую репутацию острова, довольно жестко разобрались с показавшимися им подозрительными молодыми людьми – российскими яхтсменами.
Выхожу из пресс-центра и направляюсь к открытым площадкам, где расположились натурные образцы самолетов и вертолетов. Раньше на осмотр уходило полдня, сегодня площадка при том же количестве летательных аппаратов стала гораздо компактнее и, по-моему, ближе. Выделенные в отдельную зону точки общепита и сувенирные киоски радуют глаз, во всем чувствуется обустроенность и даже определенная элегантность. Невольно вспоминаешь прежние МАКСы.
Родившийся среди не приспособленных к многолюдью ангаров и являвшийся раз в два года народу МАКС до недавнего прошлого напоминал не международную выставку, а скорее большой цыганский табор или Сорочинскую ярмарку, где всякий экспонент оформлял свой стенд в меру развитости вкуса и наполненности корпоративного кошелька.
Одна из звезд МАКСа – стратегический бомбардировщик Ту-160. |
Разомлевшие от августовской жары стендисты, на неделю заменявшие в ангарах самолеты, лениво отбивались от досужих посетителей, случайно или в поисках сувениров забредших в импровизированные павильоны.
В это же время бизнес-посетители в переговорных каморках пытались перекричать рев авиадвигателей, не умолкавший в небе над их головами в течение всего дня.
В этой связи приходит на память курьезный случай, произошедший на одном из салонов. Владелец пивной палатки, расположившейся возле статической экспозиции самолетов, обратился к администрации с требованием убрать куда-нибудь подальше стратегический бомбардировщик Ту-160, который, по его словам, загораживал проход к заведению и подрывал торговлю. Гоголевский пейзаж дополняли многочисленные авиационные журналисты, которых вся эта неразбериха порой вынуждала переквалифицироваться в фельетонистов.
Кстати, о пиве. В последние годы россияне охотно стали примерять на себя традиционные заграничные праздники: ирландский «Святой Патрик», французский «День божеле», немецкий «Октобер фест»┘ Приближается октябрь и, бродя по аллеям МАКСа, я подумал: а почему бы здесь не провести наш «Октобер фест»?
Вся инфраструктура практически подготовлена, пивовары сюда дорогу знают и знают, что их продукция тут не прокиснет, а для жителей Жуковского это была бы своего рода компенсация за беспокойства, причиненные МАКСом. Если смотреть шире, то и местные отделения политических партий могли бы воспользоваться народным фестивалем, чтобы продвинуть свои программы. Зазывать потенциальных избирателей сюда явно не придется┘
Однако вернемся на выставку. Дойдя до статической экспозиции, я убедился, что наша отечественная авиация представлена, как всегда, в полном объеме. Боевые комплексы, гражданские лайнеры, включая новый гвоздь программы – Сухой «Суперджет-100», вертолеты разного назначения. Нынешний салон убеждает: воздухоплавание, памятное, казалось бы, лишь нашим дедам, рано списывать. На отдельной площадке демонстрировались воздушные шары и дирижабли. На некоторых можно было даже полетать.
Не попалась на глаза, пожалуй, лишь бизнес-авиация. Это, кстати, отличает МАКС от большинства зарубежных салонов, где бизнес-джеты занимают достойное место. Впрочем, ее отсутствие нельзя вменять в вину организаторам салона. Нельзя показать то, чего нет. А у нас, увы, несмотря на бурное развитие бизнеса, этот сегмент гражданской авиации до сих пор практически не получил развития.
В отличие от зарубежных авиадержав сегодня в России существует практика переоборудования самолетов Ту-134, Ту-154, Як-42 и Як-40 под VIP-салоны и использования их как бизнес-джеты корпоративного назначения, однако их количество не превышает трех десятков.
Кроме того, следует учитывать специфику эксплуатации этих самолетов, созданных 30–40 лет назад, имеющих повышенный расход топлива, ограниченную дальность полета, несоответствие сегодняшним требованиям ИКАО по уровню шума и эмиссии. Ограниченность российского рынка подобных самолетов также не стимулирует широкомасштабные работы нашей промышленности в этом направлении.
Вместе с тем вопросы развития деловой авиации в нашей стране – это не только производство соответствующих самолетов. Не меньшее значение имеет развитие инфраструктуры действующих аэропортов в интересах бизнес-полетов, уточнение законодательства, регулирующего использование воздушного пространства, решение проблем базирования этой авиации. В США, где наиболее развита бизнес-авиация, 85% всех аэропортов (5400 аэродромов) предназначены для нее. В нашей стране современные бизнес-терминалы построены только в Москве и Санкт-Петербурге.
Не случайно в ходе авиасалона МАКС-2009 была проведена конференция по развитию бизнес-авиации и авиации общего назначения в России. Форум ставил своей целью выявить возможности этого сегмента авиации в России с учетом международного опыта в текущей рыночной ситуации.
Путешествуя по павильонам, общаюсь с представителями фирм-экспонентов. Как они оценивают салон, его организацию? Подавляющее большинство отмечают возросший уровень комфорта, сервиса, технические новшества.
Некоторые представители отечественных фирм-участниц сетуют на дороговизну аренды выставочных площадей. Заинтересовался этим вопросом. Выясняется, что на МАКС-2009 аренда закрытой площади стоит 260 евро за квадратный метр, а открытой площадки – 120. Много это или мало? Иду в «иностранные» павильоны. Гости из-за рубежа не жалуются: в Париже закрытая площадь стоит 283 евро, в Берлине – 295, а в Лондоне аж 489. Аренда открытых площадей соответственно во всех европейских столицах также дороже, чем на московском салоне.
Запрос на предоставление коммерческих предложений по приобретению для «Русавиа» 65 воздушных судов стал настоящей сенсацией салона. Фото Валерия Александрова |
Что поделать, дополнительный комфорт стоит дополнительных денег, а то, что организаторы не зарыли деньги в землю, использовали по назначению, как я уже говорил, бросается в глаза при первом взгляде на выставку. Деньги немалые. Как бы то ни было, московский салон пока остается самым недорогим из себе равных. А его равенство признано мировым авиационным сообществом безоговорочно.
Это подтверждается участием в салоне лидеров мирового авиастроения Boeing, EADS, Airbus, Safran, Rolls-Royce, United Technologies, демонстрацией национальных экспозиций Германии, США, Канады, Швейцарии, Украины. Этот далеко не полный перечень показывает масштабность МАКСа, который вместе с салонами Ле Бурже и Фарнборо заслуженно входит в первую тройку мировых авиационных выставок.
Когда знакомишься с бизнес-итогами салона, забываешь о том, что страна, как и весь мир, в том числе авиационный, переживает тяжелейший в современной истории экономический кризис. Никогда в истории МАКСа не заключалось столько сделок как по количеству, так и по объему. Большинство сделок заключено между российскими партнерами. Значит, наша отечественная авиация возрождается, заканчивается затянувшаяся на полтора десятилетия зависимость российского авиапрома от экспортных заказов, значит, будут новые рабочие места, твердые зарплаты. И это радует.
На пресс-конференцию государственной корпорации «Ростехнологии» многие журналисты шли заинтригованные. В последнее время вокруг авиационных проектов корпорации говорили разное. Что нового они смогут рассказать? Оказалось, смогли. А точнее говоря, не рассказали, а показали, руководствуясь, видимо, проверенной народной мудростью: лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать.
Штатная пресс-конференция превратилась в неожиданную для многих собравшихся бизнес-акцию: генеральный директор «Ростехнологий» Сергей Чемезов объявил о намерении создаваемой корпорацией авиакомпании под пока условным названием «Русавиа» в самое ближайшее время приобрести ни много ни мало 65 магистральных лайнеров. На глазах у изумленной публики глава компании Борис Король тут же вручил соответствующие официальные запросы ведущим авиапроизводителям «Боингу» и «Эйрбасу». Чемезов не стал называть стоимость проекта, но если учесть, что один самолет стоит где-то от 30 до 40 млн. долл., игра для авиастроителей, как зарубежных, так и отечественных, стоит свеч. Это более 2 млрд. долл.
Глава «Ростехнологий» рассказал, что новый авиаперевозчик формируется на базе маршрутной сети, парка воздушных судов и других активов шести авиакомпаний, переданных корпорации в управление. Это ГТК «Россия», «Владивосток-Авиа», «Оренбургские авиалинии», «Кавминводыавиа», «Сахалинские авиатрассы» и «Саратовские авиалинии». Их суммарный флот включает около 200 воздушных судов отечественного и западного производства. Общий пассажиропоток этих компаний составляет более 6 млн. пассажиров в год. В результате проводимых мероприятий в составе единого флота останется лишь четверть экономически эффективных и целесообразных в дальнейшей эксплуатации самолетов. Остальные – морально и физически устаревшие – предстоит заменить. Так что впереди новые контракты.
Были и другие, не менее сенсационные сделки и новости. На МАКС-2009 подписан самый крупный за последние годы (80 млрд. руб.) контракт с российскими ВВС. В ближайшие годы на вооружение поступят 64 истребителя «Сухого», в том числе 48 новейших Су-35.
Что такое истребитель без оружия? Буквально через два дня на салоне ВВС подписали контракт с корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» на закупку авиационных ракет на сумму 5 млрд. руб. Кстати, по имеющимся данным, это будет первая закупка ВВС России новых управляемых авиаракет за последние 15 лет.
«Рособоронэкспорт» уже несколько лет продвигает Су-35 на мировой рынок. Несомненно, экспортный потенциал истребителя существенно вырастет после его принятия на вооружение страной-производителем, да еще и с полным боекомплектом!
Если военный сектор отечественного авиапрома в последние годы мог гордиться хотя бы экспортными поставками, то гражданскому направлению похвастать было совсем нечем. Тем приятнее было узнать, что на МАКС-2009 подписан контракт на сумму 1,2 млрд. долл. между авиакомпанией «Атлант-Союз», ОАК и «Ильюшин финанс» о поставке 30 региональных Ан-148 и 15 среднемагистральных лайнеров Ту-204СМ.
«Аэрофлот», «Гражданские самолеты Сухого» и Внешэкономбанк подписали соглашение о финансировании поставок первых 10 самолетов «Суперджет-100» на сумму около 250 млн. долл.
Еще одной сенсацией МАКСа стало объявление о начале работ по восстановлению производства уникальных «тяжеловесов» «Руслан».
Безусловно, на МАКС-2009 были недостатки и досадные оплошности. Хотелось бы, чтобы все запланированные мероприятия начинались и заканчивались, как говорят авиаторы, согласно расписанию, а все милиционеры были похожи на михалковского дядю Степу – в меру строгого и безмерно справедливого.
Организаторы МАКС-2009 показали, что они умеют и любят работать. Салон подтвердил статус мирового класса. А значит, МАКС-2011 будет еще интереснее и удобнее.