0
916
Газета Идеи и люди Интернет-версия

05.06.2009 00:00:00

Казахстанский путь короче?


Обычно, когда говорят об антикризисных программах нашего казахского соседа, то непременно упоминают, что кризис пришел к нему на год раньше – еще в 2007 году, а потому, мол, он и быстрее выйдет из него. Так-то оно так, но если быть точным, то антикризисные меры там начали отрабатывать не в 2007 году, а десятью годами раньше, еще при «том» кризисе – 1997 года. Россия и тогда шла на год позже – у нас дефолт был в 1998 году. Вот тогда-то Нурсултан Назарбаев заявил, что надо учиться жить так, словно у республики нет нефти. И был создан Национальный фонд, куда пошли нефтедоллары, средства от продажи другого сырья, а также от приватизации. Главное – уже тогда соседи начали лечение от «голландской болезни», возникающей в любой стране, обладающей огромным сырьевым экспортом. Когда все сыты и довольны, не очень-то хочется перекраивать экономику, заниматься долгосрочными проектами. Назарбаев сумел переломить такое отношение, поставил задачу за короткое время войти в число 50 самых развитых стран мира. Заработали программы инновационного развития, были выделены основные направления модернизации экономики, избавления от сырьевой направленности. Тысячи юношей и девушек поехали учиться за границу, готовясь в ближайшие годы заполнить менеджерские места.

Выступая в середине мая на съезде правящей партии «Нур Отан», Нурсултан Назарбаев напомнил землякам, что 10 лет назад он утверждал: «Кризис никогда вечным не бывает, он временный. Кто выживает в этих кризисах, тот потом больше процветает». Слова лидера подтверждает статистика: за прошедшие 10 лет ВВП страны увеличился почти в восемь раз, а если мерить на душу населения, то с 1000 долл. до 8400 долл., что вполне сопоставимо со странами Восточной Европы. В мировой табели о рангах страна поднялась с сотого места на 63-е, до 50-го осталось совсем немного! Главным же достижением президент и его команда считают не столько этот количественный рост, сколько качественные изменения – страна действительно училась жить без нефтяных сверхдоходов, диверсифицировала экономику и развивала инфраструктуру.

Но оказалось, что новый кризис породил неведомые ранее проблемы, как какой-нибудь птичий или свиной грипп, не реагирующий на привычное лечение. Не только в Казахстане и России, во всем мире правительства и бизнес-сообщества решают качественно новые задачи, более объемные, чем в годы Великой депрессии. Собственно, антикризисные программы практически всех правительств начинались с закачки денег в банковские системы во избежание паники и развала денежного рынка, ради восстановления нормального кредитования. Во вторую очередь деньги шли реальному сектору. При этом надо было еще и сохранять определенные социальные стандарты для населения, уровень зарплат и пенсий, бороться с безработицей и инфляцией.

Однако Казахстан поставил перед собой еще одну задачу – выйти из кризиса обновленным, модернизированным и конкурентоспособным. И это не просто благие пожелания. Мировые аналитики включили Казахстан в десятку стран, выделивших солидные ресурсы для борьбы с кризисом, а главное – считают, что он принял одну из самых эффективных антикризисных программ, инвестировав на это 14% ВВП. Но ведь еще нужно эти средства употребить с наибольшим эффектом. В Казахстане эта задача возложена на фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Он появился в результате слияния госхолдинга «Самрук» и фонда устойчивого развития (ФУР) «Казына». Ранее «Самруку» были переданы в управление госпакеты акций 19 крупнейших компаний страны. А «Казыне» достались финансовые потоки, проходящие через институты устойчивого развития: Банк развития Казахстана, Национальный инвестиционный фонд, Фонд развития малого предпринимательства и другие. Фонд «Казына» должен был скоординировать их деятельность, финансировать через них (с использованием коммерческих банков) инвестпроекты, поддерживать малый и средний бизнес и привлекать инвестиции. Так, в 2008 году было одобрено проектов на 6 млрд. долл., из них на долю «Казыны» пришлось 1,4 млрд., а остальное вложили соинвесторы.

Появление ФНБ «Самрук-Казына» не было механическим объединением ранее существовавших структур. Во-первых, он получил еще несколько госпакетов акций («Казатомпром», «Евразийская корпорация природных ресурсов», «Казахмыс», Жилищный строительный сберегательный банк, Казахстанская ипотечная компания и Казахстанский фонд гарантирования ипотечных кредитов). Таким образом, холдинг стал «ядром» правительственной программы по преодолению кризиса. Во-вторых, роль его возросла: глава «Самрук-Казыны» Кайрат Келимбетов ранее возглавлял администрацию президента, а председателем совета директоров ФНБ стал премьер-министр Карим Масимов. На капитализацию новой структуры сразу же было направлено 5 млрд. долл. из Нацфонда. А всего через ее руки пройдут средства на стабилизацию финансового сектора (6 млрд. долл.), решение проблемы на рынке недвижимости (5 млрд. долл.), поддержку малого бизнеса (4 млрд. долл.) и завершение крупных инвестиционных проектов (5 млрд. долл.).

Государство в лице ФНБ вошло в капитал крупнейших банков, увеличив их капитал и помогая разобраться с обрушившимися проблемами. Работа эта сложная, выяснилось, что часть кредитов выдавалась заведомым банкротам, и сейчас приходится собирать долги по крохам. Возможно, что акции каких-то банков будут проданы новым владельцам. В частности, ведутся переговоры о покупке крупного пакета акций крупнейшего в стране банка БТА российскому Сбербанку. Решает Казахстан и проблему ипотеки – в стране осталось 5 млн. недостроенных квадратных метров, без жилья оказались более 40 тыс. дольщиков. Власти разместили в банках депозиты и обязали эти банки выдавать госслужащим ипотечные кредиты по ставке 10% годовых на срок 20 лет, а также дофинансировать строительство начатых объектов. Так же – по пониженным ставкам – реализуется и программа поддержки малого бизнеса. 12 банков получили 1 млрд. долл. на срок семь лет на выдачу кредитов малому бизнесу по эффективной ставке 12,5% годовых. И это при том, что рыночная цена денег в Казахстане в национальной валюте не менее 17–19% годовых.

Сейчас наступает второй этап поддержки различных секторов экономики. Правительство занялось реализацией своей «дорожной карты». Это меры по поддержке местных бюджетов, чтобы в период кризиса создать спрос со стороны государства и в том числе профинансировать реформу и модернизацию жилищно-коммунального комплекса.

В целом же «Самрук-Казына» в качестве национального оператора антикризисной программы управляет активами в объеме 70 млрд. долл. Для сравнения: ВВП Казахстана составляет около 100 млрд. долл. «Вывод» такой суммы из-под прямого управления правительства связывают с тем, что невозможно одновременно давать указания и исполнять. На реализацию стабилизационной программы было выделено 10 млрд. долл., или по прежнему обменному курсу – свыше 1 трлн. 88 млрд. тенге. Из них 70% находится в экономике, 60% уже освоено. По словам Кайрата Келимбетова, фондом «Самрук-Казына» выработаны такие механизмы, которые позволяют довести до реальной экономики большие суммы денег без того, чтобы они где-либо «прилипали».

Помимо тактических задач – загрузить предприятия, обеспечить людей работой и зарплатой – у фонда есть и упомянутая стратегическая задача по диверсификации экономики. По признанию Кайрата Келимбетова, избавление от сырьевого наследия – проблема неоднозначная и очень тяжелая. Во-первых, никто не собирается сворачивать добычу полезных ископаемых, которыми богат Казахстан. Скорее ориентируясь на Канаду и Норвегию, страна в дополнение к нефти, углю и руде начнет поставлять на рынок сложное оборудование, продукты нефтехимии, электронику. Но, во-вторых, появление новых производств должно быть не самоцелью, а оправданным – экономически и технологически – процессом, с прицелом на определенные ниши на мировом рынке. В связи с этим Келимбетов заявил: «Я считаю, что мы сегодня определились с основными кластерными инициативами, с основными подходами в сфере инфраструктуры. И даст бог, если мы правильно сформируем человеческий капитал, то родятся такие сектора экономики, которые мы даже не ожидаем. Скажите, кто мог ожидать в начале 90-х годов, что банковский сектор Казахстана будет таким лидером на протяжении 10 лет? Никто не мог ожидать. Но это произошло».

Казахстан планирует к 2020 году довести долю несырьевых товаров в общем экспорте до 40% против 13% в 2009 году. С 1 января 2010 года в стране начинается период индустриально-инновационного развития, рассчитанный на ближайшие пять лет. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев полагает, что настоящей национальной идеей станет в республике предложенная им инновационная индустриализация на основе новых технологий. А это значит, что работой на ближайшие пять лет фонд «Самрук-Казына» обеспечен.

Впрочем, не увлекутся ли в Казахстане «ручным государственным управлением», не задушат ли в тесных объятиях зарождающийся национальный бизнес?

Известно, что правительство Казахстана всегда отличалось своей прагматичностью, разговоров о возврате банков и предприятий в лоно государства не вело, но сейчас именно государство доминирует в реализации планов по восстановлению и развитию экономики. По этому поводу Кайрат Келимбетов заметил, что кризис – «это очень хорошая возможность подвергнуть ревизии многие стереотипы, которые у нас существовали. Например, стереотип о том, что государство не должно мешать рынку. Сегодня весь мир признает, что рынок и государство должны сосуществовать и государство должно осуществлять надзор за финансовым сектором и правильной экономической политикой». Вместе с тем ломаются и стереотипы государственного управления. Вводя «ручное управление», казахские власти свели его, по сути, к быстрому реагированию на ситуации. В том числе не останавливаются и перед тем, чтобы откорректировать законодательство, упростить оформление заявок граждан, сократить налоги. И процесс этот продолжается. Так, при фонде «Самрук-Казына» работает Общественно-консультационный совет, в который вошли депутаты Мажилиса (парламента) РК, представители министерств индустрии и торговли, финансов, экономики и бюджетного планирования, Зернового союза Казахстана, Ассоциации НПО, Форума предпринимателей Казахстана, Ассоциации финансистов Казахстана, Конфедерации работодателей, фонда «КазЭнерджи», фонда «Диалог», Торгово-промышленной палаты РК, НЭПК «Атамекен», центра «Ракурс» и др. Они подготовили предложения, как сменить акцент в экономической политике с монетаристских на институциональные подходы, а проще – как переложить часть управленческих функций на разного рода институты рынка, которые уже есть и которые создаются, как избавить бизнес от мелочной опеки, не снимая с него ответственность за результаты. Путь этот приведет к формированию новой модели взаимоотношений между государством, бизнесом и обществом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
589
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
625
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
272
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
389

Другие новости