0
850
Газета Идеи и люди Интернет-версия

27.04.2009 00:00:00

Ижевский автозавод на краю экономической пропасти


Продукция ИжАвто пользуется спросом, в том числе и на селе.
Фото с сайта завода

В ходе состоявшейся на днях встречи президента Удмуртии Александра Волкова с председателем правительства РФ Владимиром Путиным обсуждалась судьба немаловажного для региона и экономики предприятия, но практически обанкроченного Ижевского автомобильного завода (ИжАвто). Бизнес-грехи одних пытаются переложить на плечи других, чтобы выправить положение. Ведь ИжАвто – немалый завод, с ним связаны судьбы тысяч и тысяч людей.

Президент Удмуртии лично просил премьера предотвратить его банкротство.

Подноготная

С прошлого года вопрос о приобретении ИжАвто другим автогигантом – Волжским автозаводом – пребывает в стадии неопределенности. Решение о слиянии так и не было принято. Такое положение практически блокирует работу предприятия с кредитными организациями и, естественно, весьма негативно влияет на производственную деятельность. Встал даже вопрос о сокращении персонала на 5 тыс. человек.

История взаимоотношений АвтоВАЗа и группы СОК очень непростая. Прежде всего АвтоВАЗ пришел к выводу, что СОКовцы лукавят и в значительной мере препятствуют развитию его собственного производства. Стало ясно несовпадение по целям автобизнеса. Для СОКа главными оказались деньги, для АвтоВАЗа – производственные показатели и на их основе дальнейшее развитие бизнеса.

Пришлось разойтись со скандалом – АвтоВАЗ потребовал вернуть свое. Конфликт приобрел широкую огласку. В дальнейшем, несмотря на призывы вернуться за стол переговоров, диалог не состоялся из-за весьма непрозрачных маневров все того же СОКа.

До недавнего времени группа СОК контролировала весь пакет акций ИжАвто. В начале года, сообщает газета «Ведомости», 74% акций ИжАвто перешли в собственность трех его «дочек»: ООО «Иж-Комплект» (24,88%), ООО «Гросс» (24,9%) и ООО «Норэкс» (22,99%). В «Иж-Комплекте» автопроизводителю принадлежит 100%. По мнению экспертов, две другие «дочки» были созданы специально для образования кольцевой схемы собственности.

Получается, что контрольный пакет находится в руках никому не известных прежде фирм. Интересно, что руководство завода утверждает, как пишет «Новая газета», что за этими фирмами стоит оно же. Сделка прошла без шума и пыли, незаметно. Пакет был продан «дочкам» за 200 млн. долл., но завод рассчитается с СОКом автомобилями. «Если эти машины будут списаны с завода, – утверждают эксперты, – то это очень похоже на вывод активов».

Сделка неординарная. Ее подноготная становится ясной, если взглянуть на финансовые показатели. Задолженность ижевского завода (а до недавнего времени группы СОК) составляет 11–12 млрд. руб. Основная часть – 8 млрд. – приходится на долю Сбербанка. Попыток реструктурировать или поискать другие способы погашения долгов предпринято не было.

Если перевести эти ухищрения на бытовой язык, то все это означает: СОК вышел из дела и намерен спасти свои деньги. О социальной ответственности, к которой призывают предпринимателей государственные власти, говорить не приходится. Если же выразиться еще проще – группа СОК, возможно, кинула завод. Примитивно, безответственно, по понятиям.

Сделка с АвтоВАЗом могла исправить положение. Но в расчеты основного бенефициара СОКа Юрия Качмазова, очевидно, такая стратегическая линия вовсе не входила – во всяком случае, такое мнение сложилось на АвтоВАЗе. Все это сродни стереотипам ведения бизнеса 90-х годов – хапнул и незамедлительно исчез. Дальнейшие заботы о судьбе завода возлагаются на другие, третьи лица.


ИжАвто – огромнейший производственный комплекс.
Фото с сайта завода

Банкротство

Час практически пробил. 16 апреля ИжАвто допустил технический дефолт по облигациям на сумму около 2 млрд. руб. В реальности предстоит разбираться с ситуацией Сбербанку. Если будет признано банкротство завода, то все активы ИжАвто перейдут к банку. Совершенно очевидно, что в результате у него остаются многомиллиардные непогашенные долги. Но Сберу они, понятно, не нужны, ему некому их продавать. Разве только с убытками, но такой расклад невыгоден.

Жесткое отношение группы СОК к ИжАвто появилось не вчера и не год назад. Причем им пронизаны все стороны взаимоотношений. На это обращала внимание даже иностранная печать. В частности, французская Le Monde сообщала о драконовских порядках непосредственно на предприятии, по отношению к работникам: «Атмосфера на ИжАвто – как в тюрьме, рабочих постоянно обыскивают. Известен случай, когда охранник сломал руку одной из сотрудниц лишь потому, что она замешкалась с предъявлением пропуска».


С 1967 года заводской конвейер практически не останавливался. Но наступают другие времена...
Фото РИА Новости

СОК отступает, но не сдается

Непрозрачность денежных потоков СОКа, отмечают эксперты, всегда составляла существо его стратегии. Под его эгидой сосредоточено более 40 предприятий в 23 регионах страны, но сконцентрированы они в основном в Поволжье. В том числе SOKIA (официальный дистрибьютор Kia-Motors), ОАО «Волгомост», «ВАЗинтерсервис», заводы «Автосвет», «Освар», димитровградские заводы светотехники и автоагрегатов, «Мотор-супер», Сколпинский автоагрегатный завод и другие. Почти 60% выручки группы СОК приходится на автокомпоненты и 34% на сбыт автомобилей. «Новая газета» отмечает, что с момента активного вхождения группы в бизнес АвтоВАЗа в 1997 году ее имя активно связывается с различными скандалами, в том числе имеющими криминальный оттенок.

Группа СОК активно пошла и в политику. Ряд топ-менеджеров заняли посты в правительстве Самарской области. Господство на экономическом и политическом фронтах стало свертываться с того дня, как область возглавил Владимир Артяков. Будучи выходцем из «Рособоронэкспорта», он последовательно разобрался в проблемах АвтоВАЗа, навел порядок, насколько это возможно, затем выдвинулся в губернаторы. Группа СОК почувствовала себя некомфортно – во всяком случае, тенденция к свертыванию бизнеса в регионе налицо.


Контрольный пакет акций ИжАвто находится в руках никому не известных фирм.

Обозреватели видят первопричину в том, что теперь здесь во главу угла поставлены прежде всего государственные интересы. Контроль над расходованием средств высокий, и ловкачам в таких условиях делать нечего. Распил финансовых потоков исчерпан, доступ к легким деньгам закрылся.

Тем не менее, отмечает «Новая газета», СОК устремился в другие регионы страны, где можно чувствовать себя по-прежнему вольготно. В частности, в Южную Осетию, которая никогда не отличалась финансовой прозрачностью. Федеральный Центр направляет туда немалые средства, на восстановление после войны целевым образом выделено около 10 млрд. руб. Имеются также другие источники. Тем не менее президент республики был вынужден признать, что фирмы, участвующие в возрождении края, частенько завышают сметы в несколько десятков раз.

Примечательно, что главу группы СОК Юрия Качмазова относят к югоосетинской диаспоре. Выходцы из СОКа просматриваются в руководстве республики. Нынешний глава администрации президента Южной Осетии Александр Большаков занимал высокие посты на заводах «Авиаприбор» и димитровградском автоагрегатном, входящих в обойму группы СОК. «Новая газета» также отмечает, что его заместитель по работе со СМИ Лев Павлючков тоже в прошлом был связан с высокопоставленными предпринимателями из СОКа. Они – не единственные, связи укрепляются, поле деятельности, очевидно, имеет тенденцию к расширению.

Что же в конечном итоге ожидает ИжАвто? По мнению нынешнего главы АвтоВАЗа Бориса Алешина, вероятность банкротства у ИжАвто велика. У завода большое количество обязательств, но нет продукта, который был бы способен вытащить его из кризиса. Сегодня ИжАвто не представляет интереса непосредственно для АвтоВАЗа, переживающего тоже нелегкие времена.

В любом случае заводу ИжАвто, его людям, мягко говоря, не позавидуешь. Их ждут тяжелые испытания. Эксперты чудесного исцеления не прогнозируют.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Вампир» навестил Москву

«Вампир» навестил Москву

Александр Матусевич

0
224
Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Анастасия Башкатова

Есть риск, что Минфину придется все больше брать в долг

0
662
В России остановился рост реальных зарплат

В России остановился рост реальных зарплат

Михаил Сергеев

Доходы населения летом ушли в минус

0
460
Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

0
254

Другие новости