В Дагестане живет лишь часть лезгин. Есть еще азербайджанские по ту сторону гор.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
О том, как следует подходить к решению этнополитических и этнокультурных проблем в многонациональной Республике Дагестан, сегодня нет единого мнения. Особенно много споров вызывает проблема разделенного лезгинского народа. Как федеральные, так и республиканские власти сделали ставку исключительно на создание национально-культурной автономии на сопредельных территориях Дагестана и Азербайджана. Оптимальным вариантом считалось образование двух самостоятельных национально-территориальных автономий – для лезгин в Российской Федерации и для лезгин в составе Азербайджанской Республики. А затем – межгосударственной национально-культурной автономии лезгин в границах их постоянных этнических территорий.
Решение лезгинского вопроса – ключевая задача для нормализации положения на южных рубежах Российской Федерации. Специальная межрегиональная комиссия при Совете безопасности Российской Федерации предложила концепцию поэтапного решения проблемы разделенного лезгинского народа. Согласно этой концепции, необходимо сделать следующее:
а) начать переговоры с Азербайджаном о подготовке и заключении двустороннего договора о двойном гражданстве, с тем чтобы в дальнейшем предоставить российское гражданство всем желающим лезгинам – гражданам России, а также живущим компактно в Дагестане азербайджанцам;
б) подготовить условия для образования в составе Республики Дагестан на территории проживания лезгин автономного округа или национально-культурной автономии;
в) начать переговоры с Азербайджаном об образовании на территории проживания азербайджанских лезгин автономного округа или национально-культурной автономии;
г) предпринять усилия для создания на основе обоих национальных образований на территории России и Азербайджана международной культурной автономии (по типу международно-культурной автономии на территории Бельгии и Голландии).
Реализация подобных мер, по-видимому, действительно сыграла бы положительную роль в развитии культуры, языка, образования, облегчила бы контакты между народами, населяющими сопредельные территории, способствовала бы связям с этнической родиной, подписанию специальных соглашений об упрощенном порядке посещений жителями двух стран друг друга и т.д. Подписан договор с Министерством образования Азербайджанской Республики о сотрудничестве, в том числе в деле подготовки педагогических кадров для школ Дагестана с изучением азербайджанского языка и школ Азербайджана с изучением лезгинского, аварского, цахурского языков. Но этот договор сегодня не действует ни в Азербайджане, ни в Дагестане.
Рассуждения о национально-культурной автономии служат здесь, как представляется, лишь прикрытием для тех, кто хотел бы сохранить и легитимизировать (разумеется, с определенными модификациями) властные структуры, унаследованные от советской системы, несостоятельность и порочность национальной политики которой обнаружились со всей очевидностью. Национально-культурная автономия, как она трактуется сторонниками унитарного устройства Дагестана, сводит решение национального вопроса лишь к расширению прав народа в вопросах культуры, школы и языка и, по сути дела, выводит за скобки социально-экономическое и политическое развитие, а также проблемы территориально-административного устройства.
Любой народ стремится к постоянному развитию не просто культуры, а национального самосознания, экономики, научно-образовательной инфраструктуры, всего того, что обеспечивает самодостаточность народа, его способность на равных сотрудничать и конкурировать с другими народами. Однако без соответствующей экономической базы невозможно ни политическое, ни национально-культурное развитие. Если народ не может сам решать свои жизненно важные социальные, экономические, бытовые и иные проблемы, то невозможно говорить и о его самоопределении. Об этом свидетельствует хотя бы факт неудачи предпринятых после Первой мировой войны во многих многонациональных государствах попыток решить важнейшие межнациональные проблемы с помощью национально-культурной автономии. Недаром почти все национально-культурные автономии прекратили свое существование вместе с исчезновением Лиги Наций, под эгидой которой они были созданы в качестве системы защиты национальных меньшинств.
Все это особенно верно для Республики Дагестан, где национально-культурная автономия действительно может стать инструментом разрешения национального вопроса лишь в том случае, если дополнить ее элементами территориальной автономии. Как представляется, оптимальный путь решения важнейших проблем, стоящих перед народами республики, – это предоставление им той или иной формы национально-территориальной автономии.