0
1052
Газета Идеи и люди Интернет-версия

15.12.2008 00:00:00

Daimler заключил союз с КамАЗом


Заключительная часть подписания соглашения о стратегическом партнерстве между государственной корпорацией «Ростехнологии», концерном Daimler, ОАО «КамАЗ» и Группой компаний «Тройка Диалог». Подписанты (слева направо) – вице-президент департамента слияний и поглощений концерна Daimler Эдгар Крёкель, руководитель направления Daimler Trucks концерна Daimler Андреас Реншлер, управляющий директор Группы компаний «Тройка Диалог», президент компании «Кэпитал Партнерс» Сергей Скворцов, генеральный директор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов, генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин, председатель совета директоров Группы компаний «Тройка Диалог» Рубен Варданян.
Фото Романа Краснова

12 декабря подписано соглашение о стратегическом партнерстве между немецким концерном Daimler AG – крупнейшим производителем грузовых автомобилей в мире, российским КамАЗом, а также государственной корпорацией «Ростехнологии» и группой компаний «Тройка Диалог». По мнению сторон, событие знаковое, особенно в условиях нарастающего валютно-финансового кризиса. Каждая из сторон видит свои преимущества в подписанном договоре.

Конференц-зал респектабельной гостиницы «Арарат Парк Хайат», что в самом центре Москвы, с раннего утра до отказа был заполнен журналистами. Яблоку негде было упасть. Все терпеливо ждали, когда стороны расставят все точки над «i» и скрепят своими подписями документ. Возникали опасения, а состоится ли соглашение вообще...

Окончательная корректировка договоренностей потребовала почти двух часов. И все же взаимопонимание было найдено.

Прецедент для бизнеса

На глазах у журналистов проходил лишь окончательный этап длительной многомесячной работы – сам факт подписания четырехстороннего соглашения. Искренние улыбки, коллективное рукопожатие подписантов. КамАЗ по такому случаю заготовил рождественские подарки – голубые шарфы с символикой завода.

«Само по себе это знаковое событие в истории российско-германских отношений, – подводил итог проделанной работе генеральный директор «Ростехнологий» Сергей Чемезов. – Крупный бизнес наших стран выводит сотрудничество между странами на новый, более прогрессивный и более прагматичный уровень».

Примечательная деталь, которую отмечали и российские, и немецкие участники соглашения, – договоренности достигнуты в разгар мирового финансового кризиса, поразившего в том числе и мировое автомобилестроение. Авторынок США фактически обрушен. Сегодня он занимает только третью часть от уровня 1991 года. Даже такой автомобильный гигант, как Gеnеral Мotors, оказался на грани банкротства. Потребовалась срочная финансовая помощь правительства для исправления ситуации.

Японская статистика также показывает снижение месячных продаж на уровне 13%. Аналитики из ЮАР констатируют 30-процентное падение местного рынка. Аналогичная ситуация и в Европе.

Поэтому сам факт вхождения концерна Daimler как мирового лидера в производства грузового автомобильного транспорта на рынок России вселяет в отечественный автопром уверенность и надежду.

«Полагаю, – отметил Сергей Чемезов на пресс-конференции, – что мы сегодня создаем достойный внимания бизнеса и государственных структур прецедент того, как действовать по преодолению кризиса и его последствий».

Полное согласие с такой оценкой произошедшего знакового события выразил Андреас Реншлер, член совета директоров Daimler AG, ответственный за подразделение Daimler Trucks. По его словам, это разумный шаг в подготовке «к идеальному шторму в мировом автомобилестроении, который уже начал нас захлестывать». Он с оптимизмом смотрит в предстоящие нелегкие месяцы. По мнению немецкого представителя, «кризис не остановит развитие рынка грузовиков, на них будет особый спрос и после спада в экономике». И потому в воздухе висел призыв: давайте готовиться к лучшим временам даже в тот период, когда они неблагоприятны. «У России потенциал роста огромный». Но вместе с тем технологические заделы не так уж и высоки по современным меркам. Российские грузовики с точки зрения Daimler AG – продукция 10-летней давности. Конкурентоспособность невысокая. Сотрудничество нацелено на стратегическое развитие отечественного автопрома, обогащение новыми технологиями, создание грузовиков на новых технических принципах.

«Немцы очень обстоятельный и скрупулезный народ, особенно в плане бизнеса. Знаю это не понаслышке, а как человек, проработавший долгие годы в Германии, – говорит Сергей Чемезов. – И если в разгар мирового кризиса Daimler принимает решение идти в Россию на КамАЗ, значит, это всерьез и надолго. Значит, это выгодно и перспективно. В России существует пословица: семь раз отмерь – один раз отрежь. И если эту пословицу перевести в немецкий менталитет, то наши «семь раз» окажутся помноженными как минимум на сто раз».

Чувствовалось, что гендиректору «Ростехнологий» было приятно говорить об этом – прогнозы Daimler совпадали с теми, что доминировали в его госкорпорации. «Значит, и мы учимся и уже умеем считать и анализировать», – с некой гордостью заметил журналистам Сергей Чемезов.

Стратегия

последовательных этапов

Подписанию соглашения предшествовала большая работа. Российская сторона внимательно изучала предложения и других мировых автопроизводителей. Среди кандидатов, как сообщалось ранее, рассматривались, помимо Daimler, Iveco и Volvo. Хотя предложения двух последних претендентов были по-своему интересны, тем не менее предпочтение было отдано автоконцерну Daimler, ставшему эксклюзивным партнером по дальнейшим переговорам.

По мнению экспертов, российский выбор обусловлен главным образом эффективностью ответных предложений Daimler, которые в наибольшей степени отвечали принципам развития стратегического партнерства с КамАЗом. Они полагают, что это позволит объединить усилия в вопросах разработки, производства и продаж автомобильной техники, а также повысить конкурентоспособность российского автопрома в целом.

При этом припоминали, что совершенно недавно партнерские связи были налажены между АвтоВАЗом, патронируемым «Ростехнологиями», и автомобильным французским концерном Renault. То есть просматривается вполне определенный тренд в развитии отечественных машиностроителей.

Сделан первый деловой шаг в стратегическом партнерстве немецких и российских производителей большегрузных машин. Daimler приобрел 10% акций крупнейшего автопроизводителя в России. До заключения сделки контрольный пакет акций КамАЗа (54,4%) был в руках гендиректора компании Сергея Когогина и финансовых инвесторов во главе с «Тройкой Диалог», госдоля в размере 34% акций внесена в госкорпорацию «Ростехнологии». Продавцом пакета выступает инвесткомпания «Тройка Диалог» и организованный ею консорциум инвесторов, включая «Ростехнологии».

Стоимость сделки раскрыл председатель совета директоров «Тройки Диалог» Рубен Варданян. По его словам, Daimler заплатит за КамАЗ дважды: сначала 250 млн. долл. до конца этого года, а затем, если компания будет удачно работать, доплатит еще 50 млн. долл. Планируется, что второй платеж будет произведен в 2012 году, если КамАЗ не покажет убытки. Кроме того, Daimler впоследствии, в случае улучшения финансовой ситуации, может увеличить свою долю в КамАЗе. При этом Варданян отметил, что при заключении сделки Daimler согласился не учитывать текущую рыночную стоимость компании.

Уже в пятницу акции КамАЗа на таких новостях взлетели на 12% выше уровня предыдущего дня. Информационное агентство «Интерфакс» сообщило, что на ФБ ММВБ цена акций КамАЗа выросла до 31,2 руб. за штуку. В пересчете на одну акцию КамАЗа ее стоимость обошлась Daimler более 3,5 долл.

В свою очередь, Daimler получает одно место в совете директоров КамАЗа. Соглашением также определяются и гарантируются прочие права Daimler AG как миноритарного акционера КамАЗа, имеющего статус эксклюзивного стратегического партнера.

В дальнейшем планируется наращивать этапы деятельности. Немецкие и российские производители грузовиков видят развитие взаимовыгодного сотрудничества прежде всего в сфере совместных проектов и обмена технологиями. Российскому автопроизводителю будет передана вся необходимая техническая информация по узлам и агрегатам, включая кабину грузового авто Mercedes-Benz Actros.

Сергей Когогин, генеральный директор КамАЗа, раскрывает дальнейшие планы взаимодействия. В перспективе как минимум 15 позиций совместных действий по значимым направлениям. Но их детальная проработка потребует еще много времени, сил и энергии с обеих сторон.

Немецкая сторона тоже вынашивает далеко идущие замыслы. В частности, учитывая рост таможенных пошлин на импортные автомобили в России, Daimler Trucks приобретает дополнительное стратегическое преимущество, завладев частью акций КамАЗа. Андреас Реншлер откровенен: «Очень рад приобретению пакета акций КамАЗа, особенно учитывая тяжелую экономическую ситуацию в мире. Я надеюсь, что заложен фундамент долгосрочного сотрудничества, благодаря которому будет происходить взаимовыгодный обмен знаниями и опытом в области разработки, производства и продаж».

Но КамАЗ останется КамАЗом при любой степени интеграции производства. Никакого ребрендинга, в этом уверяет Сергей Когогин.

Двусторонние бонусы

Сотрудничество с КамАЗом предоставляет подразделению Daimler AG – Daimler Trucks – возможность усилить свои позиции на российском рынке в рамках стратегической программы для стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, КНР). Кроме того, Daimler AG расширяет свое присутствие в России в рамках последовательного воплощения стратегии глобального превосходства (Global excellence). Daimler Trucks реализует ее в течение четырех лет. Стратегия реализуется на четырех рыночных циклах: оперативном улучшении качества, раскрытии рыночного потенциала и новых рынков – особенно динамично развивающихся стран, таких как Россия, а также на разработке новой продукции и внедрении новых технологий.

В этом смысле КамАЗ интересен тем, что располагает разветвленной сетью станций технического обслуживания и дилерских предприятий, что позволяет ему стать надежным партнером в области сервиса и продаж грузовиков Mitsubishi Fuso непосредственно в России и оказать поддержку по выводу этих автомобилей на рынок. В дальнейшем также возможны совместные проекты по автобусам Mercedes-Benz.

В прошлом году Daimler Trucks реализовал в России 1300 новых грузовых автомобилей. Дилерская сеть постоянно развивается. КамАЗ же не только лидер продаж грузовиков в России (треть рынка), но и экспортирует их в три десятка государств. Около 25% автомобилей идет в страны СНГ, в частности Казахстан, Украину и страны Центральной Азии. Дилерские возможности КамАЗа и его пункты технического обслуживания, безусловно, привлекают Daimler AG для продвижения своей продукции.

Сеть продаж и сервиса КамАЗа охватывает все регионы России и СНГ. С компанией сотрудничают 109 дилеров и 18 агентов. Под брендом КамАЗа работает более сотни фирменных сервисных автоцентров.

Привлекает также зарубежных партнеров и стремление менеджмента КамАЗа работать на уровне современных требований. Именно по инициативе КамАЗа был налажен выпуск первых газовых двигателей для автомобилей и автобусов, соответствующих экологическим стандартам вплоть до уровня Евро-4. Не считаясь с издержками и не дожидаясь соответствующих решений госорганов, КамАЗ вводил у себя международные экологические стандарты Евро-2, -3. Сегодня на предприятии реализуется программа, которая предусматривает снижение затрат на закупки одного машинокомплекта на 6% к уровню 2008 года. Предполагается снизить затраты на энергоносители и ремонт оборудования – не менее 15%. Всего этого не могут не видеть зарубежные партнеры и не оценить по достоинству.

И еще один бонус от России. Наша страна является одним из самых емких региональных рынков тяжелых грузовых автомобилей. В 2007 году общее число проданных автомобилей грузоподъемностью свыше 6 тонн составило 154 тыс. машин. Эксперты утверждают, что, несмотря на финансово-экономический кризис, прогнозируется дальнейший рост рынка тяжелых грузовиков.

«Соглашение, заключаемое в условиях мирового кризиса, имеет стратегическое значение для России и отечественного автопрома, – сказал «НГ» Сергей Чемезов. – Оно свидетельствует о высоком уровне доверия к российской машиностроительной отрасли и экономике в целом, готовности западных компаний, несмотря на глобальную стагнацию и неблагоприятную конъюнктуру, инвестировать в Российскую Федерацию».

Рубен Варданян разделяет оценку Чемезова в отношении достигнутых договоренностей с немецкой стороной: «Несомненно, эта сделка является знаковой для всех вовлеченных сторон, а также стран, которые они представляют, – России и Германии. Мы рады, что, несмотря на сложившиеся на рынке условия, стороны смогли закрыть эту сделку. Это партнерство позволит КамАЗу вывести свое производство на новый уровень и в долгосрочной перспективе увеличить свою акционерную стоимость».

Примечательную историю рассказал Андреас Реншлер. Оказывается, 120 лет назад Готлиб Даймлер, путешествуя по России, оказался на дороге Москва – Санкт-Петербург. Впечатления навеяли ему судьбоносную мысль о том, что для свободы перемещения человека крайне необходимы механические средства. Возвратившись домой, открыл производство легковых автомобилей. Вскоре последовали грузовики. Сегодняшний приход Daimler в Россию, как можно было понять, представляется в какой-то мере символичным. Предвестником нового прорыва в автомобилестроении. Или чего-либо другого, но чрезвычайно знакового для отрасли.

Концерн Daimler AG

Концерн Daimler AG (Штутгарт) является ведущим мировым производителем пассажирских автомобилей премиум-класса и самым крупным производителем коммерческой техники. Объединяет подразделения Mercedes-Benz Car, Mercedes-Benz Vans, Daimler Trucks, Daimler Buses, Daimler Financial Services. Последнее из перечисленных подразделений предлагает широкий выбор услуг по финансированию, лизингу, страхованию и управлению корпоративными продажами. Производит 2,1 млн. единиц техники в год. Число занятых на производстве около 270 тыс. чел. Оборот составил в прошлом году 99,4 млрд. евро, прибыль до налогообложения – 8,7 млрд. евро. Продуктовая линейка концерна включает такие марки, как Mercedes-Benz, Smart, AMG, Myabach, Freightiner, Sterling, Western Star, Mitsubishi Fuso, Setra, Orion, Thomas Built Buses.

КамАЗ

КамАЗ занимает 11-е место в мире по производству тяжелых грузовиков и 8-е место – по объемам выпуска дизельных двигателей. Уставный капитал ОАО «КамАЗ» составляет 35,4 млрд. руб. В группу компаний «КамАЗ» входит 96 предприятий. Производит каждый второй грузовой автомобиль в России и странах СНГ. Чистая прибыль в прошлом году составила 3,453 млрд. руб. (рентабельность по чистой прибыли 3,7%). Производственные мощности – 71 тыс. грузовых автомобилей, 60 тыс. силовых агрегатов и 1,5 тыс. автобусов. Компания продает на экспорт каждый четвертый грузовик. Среди стран-импортеров – Индия, Чили, Никарагуа, Иран, Судан, Афганистан, Ангола, Венесуэла и Панама. С декабря 2002 года КамАЗ – официальный поставщик ООН (Югославия, Афганистан). Экипажи автогонщиков – неоднократные победители международных ралли и марафонов, в том числе ралли Париж–Дакар и Лиссабон–Дакар.


«КамАЗ» – известная марка, часто экспонируется на международных выставках, поставляется в 30 стран мира.
Фото Романа Краснова


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Вампир» навестил Москву

«Вампир» навестил Москву

Александр Матусевич

0
613
Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Анастасия Башкатова

Есть риск, что Минфину придется все больше брать в долг

0
2547
В России остановился рост реальных зарплат

В России остановился рост реальных зарплат

Михаил Сергеев

Доходы населения летом ушли в минус

0
1486
Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

0
661

Другие новости