0
2750
Газета Идеи и люди Интернет-версия

17.11.2008 00:00:00

Проверки на работе

Юрий Попов

Об авторе: Юрий Николаевич Попов - руководитель Центра социального аудита Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор.

Тэги: аудит, контроль, общество


Понятие «социальный аудит» все чаще появляется в выступлениях как политиков и общественных деятелей, так и ученых. Владимир Путин говорил об «общественном аудите» как о средстве контроля за реализацией региональных социальных программ. В 2007 году в Москве была проведена международная научно-практическая конференция «Социальный аудит и развитие предприятий». И, наконец, в 2008 году в свет вышел первый фундаментальный учебник «Социальный аудит» для системы высшего профессионального образования.

Идея социального аудита вынашивалась в умах исследователей несколько десятилетий, но только в 90-х годах прошлого столетия она реализовалась в странах с развитой рыночной экономикой. Инициатором социального аудита на Западе стал частный бизнес, который выказал явную заинтересованность в объективном и высокопрофессиональном обследовании социальных отношений на своих предприятиях.

Выглядит это так. Руководство предприятия подписывает с профессиональными аудиторами соглашение о проведении социального обследования. Небольшая группа внешних (независимых) аудиторов за несколько недель (месяцев), опираясь на соответствующие информационные технологии, способна провести аудит соответствия профессиональных качеств менеджера его функциям, заработной платы – трудовому законодательству, условий труда – нормам безопасности и экологическим условиям и т.д. Это помогает вскрыть причины социальной напряженности, узнать мнение персонала о своих руководителях. Результаты социального аудита позволяют руководителю предприятия наметить и обосновать программу поддержания в нормальном состоянии системы социальных отношений.

Такой повышенный интерес частного бизнеса к социальным отношениям и наемным работникам явно противоречит традиционным представлениям об антагонизме между капиталом и наемным трудом. В чем же тут дело?

Существенно изменились и рыночное хозяйство, и система рыночных отношений. Человеческие ресурсы стали решающим фактором в экономическом развитии. Инвестиции в человеческий капитал вошли в категорию «рентабельных». Социальная функция предпринимательства теперь во все большей степени обуславливает функцию экономическую (получение прибыли), и бизнес стал заинтересован в объективном обследовании внешними аудиторами социальных отношений на своих предприятиях. Но менеджеры не всегда готовы рассказать всю правду о социальных проблемах, которые существуют на предприятии, а подчас им просто не хватает профессионализма, чтобы объективно разобраться во всех тонкостях социальных отношений. Профсоюзы же, выполняя свою основную функцию защиты интересов наемных работников, по понятным причинам склонны преувеличивать финансовые возможности предприятия и его хозяина.

В современных условиях получить экономическую выгоду возможно, только если удается до предела минимизировать социальные риски. Практика показала, что расходы на социальный аудит очень быстро окупаются, то есть не угрожают экономической выгоде.

Высокое качество продукта, его инновационный характер, положительный имидж предприятия – сегодня это ключевые факторы в конкурентной борьбе. И здесь информация, которую дает социальный аудит, необходима для рационального управления потенциальными возможностями персонала.

Все большее значение приобретает морально-этический имидж предприятия в глазах потребителей и всего общества как важный конкурентный фактор. Потребитель предпочитает продукт нефальсифицированный, произведенный на предприятиях, где не используется труд малолетних детей, не нарушаются правила сохранения окружающей среды и т.п. Выявление этих социальных стандартов – одна из функций социального аудита.

Особо следует подчеркнуть заинтересованность крупных корпораций в социальном аудите. В условиях глобализации ТНК стали основными игроками на мировых рынках. Естественно, что социальная сертификация их продукта позволяет им завоевывать новые зарубежные плацдармы.

В последние годы социальный аудит стал распространяться и в России. Его инициаторами стали прежде всего крупные российские корпорации, которые руководствовались теми же прагматичными соображениями, что и их зарубежные аналоги. По нашему мнению, социальный аудит как инструмент регулирования социальных отношений особенно необходим именно для России.

Результаты социального аудита, если сделать их открытыми для общественности, могли бы дать значительно более правдивую картину состояния нынешних социальных отношений, нежели это преподносится официальными органами. Прозрачность результатов независимого аудиторского обследования может стать важным инструментом наблюдения за реализацией государственных социальных программ. Наконец, открытость результатов социального аудита могла бы внести свою лепту в антикоррупционную борьбу, которая разворачивается в настоящее время в России.

Объективная потребность в социальном аудите побудила группу ученых Академии труда и социальных отношений разработать Концепцию российской модели социального аудита. Российская модель, по замыслу ее авторов, имеет существенные различия по сравнению с ее зарубежными аналогами.

Основное отличие заключается в том, что социальный аудит мыслится интегрированным в систему социального партнерства. Это означает, что заказчиками социального аудита могут выступать не только собственники или руководители предприятия, но и социальные партнеры (работодатели, профсоюзы, представители органов власти и неправительственных организаций).

Вот тут и возникает вопрос: а не утопия ли это? Ведь собственник стремится получить прибыль путем экономии оплаты труда, интенсификации трудового процесса, жесткого контроля использования рабочего времени и других хорошо известных приемов, которые были распространены на ранних стадиях дикого капитализма. А работники, требуя повышения заработной платы, неизбежно претендуют на часть прибыли. О каком социальном консенсусе здесь можно говорить?

Но в наши дни появился и другой подход к оценке эффективности предприятия, который существенно меняет характер отношений между работодателем и наемными работниками. Жизнеспособность предприятия во все большей степени начинает зависеть от конкурентной способности предприятия, которая формируется в ходе реализации стратегии, рассчитанной на долговременное и устойчивое развитие.

Борьба за конкурентную способность предприятия может играть роль фактора, объединяющего всех участников общекорпоративной деятельности. В этом контексте социальный аудит позволяет сесть за стол, снимает и возможность популистских требований со стороны радикально настроенных профсоюзных деятелей, и проявления неоправданного эгоизма работодателей. Иными словами, социальный аудит позволяет обеим сторонам отказаться от силовых методов борьбы и добиваться баланса интересов на основе достижения социального консенсуса.

Важной особенностью российской модели социального аудита является и то, что она носит многоуровневый характер. Если на Западе социальный аудит имеет место в основном на корпоративном уровне, то есть на уровне хозяйствующего субъекта, то в России аудиторское обследование могло бы осуществляться и на региональном, отраслевом, территориальном, общефедеральном уровнях.

Следует подчеркнуть, что существует принципиальное различие между «общественным» и «государственным» аудитом. Государственный аудит носит обязательный характер и чаще всего применяется там, где явно нарушаются правовые нормы преимущественно финансового характера. Общественный аудит – это сугубо добровольное соглашение между социальными партнерами, которое призвано повысить роль институтов гражданского общества в регулировании социальных отношений.

Конечно, социальный аудит, как и любое новое явление, встречает на своем пути если не сопротивление, то, во всяком случае, определенную настороженность. Еще предстоит провести большую разъяснительную работу, чтобы «перевести» концептуальные положения на язык, доступный чиновникам, предпринимателям и профсоюзным деятелям. Это тем более важно, что до сих пор социальные партнеры сохраняют стереотипные представления друг о друге: бизнес опасается использования социального аудита как одной их форм вмешательства государства в его дела, считает, что можно обойтись без профсоюзов. Некоторые профсоюзные деятели убеждены, что на собственников можно повлиять только силовыми методами.

Социальный аудит не имеет еще самостоятельной правовой базы, а без этого аудиторские обследования могут превратиться в одну из форм теневых операций.

Речь не о том, чтобы форсировать процесс формирования социального аудита на разных уровнях. Это дело времени. Но уже сейчас можно смело начинать с более простых форм социального аудита: частичного (по отдельным проблемам), внутреннего (силами специалистов самого предприятия). Социальный аудит можно начинать и с отдельными социальными партнерами (профсоюзами, представителями органов местной власти и неправительственных организаций). Эти первые шаги создают базу для перехода к социальному аудиту, интегрированному в систему социального партнерства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как всех людей обеспечить крыльям

Как всех людей обеспечить крыльям

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

110 лет со дня рождения поэта и прозаика Вадима Шефнера

0
325
Пять книг недели

Пять книг недели

0
178
Руководство к бездействию

Руководство к бездействию

Сергей Белорусец

Стихотворные игры с поварешкой, термосом и восторженным брюнетом

0
319
Дорога к спокойствию

Дорога к спокойствию

Виктор Песенный

0
31

Другие новости