Наша страна стабильно занимает первое место в мире по числу погибших на дорогах в расчете на душу населения. В этом мы значительно превосходим развитые страны – например, Англию и Японию более чем в 4 раза. И это при том, что там уровень автомобилизации существенно выше, чем у нас.
Причины такого положения дел вроде бы известны: плохие дороги, недисциплинированность водителей, плохая подготовка в автошколах и т.п. Конечно, все это так. Но уж больно впечатляет наш отрыв от всего цивилизованного мира. Может быть, есть что-нибудь еще очень важное?
Сразу хочется сделать замечание по поводу дисциплинированности. Побывав однажды в Индии, я сделал вывод, что наши водители далеко не худшие в этом плане. Там, например, если в многорядном плотном потоке кому-то надо из крайнего левого ряда перестроиться в крайний правый, то он просто поворачивает руль и едет. Кругом все отчаянно сигналят, но дорогу уступают. И, самое интересное, всё обходится без ДТП. У нас же в такой ситуации количество аварий равнялось бы количеству пересекаемых полос. Значит, дело не только в недисциплинированности.
Пример еще одной страны: знающие люди говорят, что в Италии дисциплина водителей хуже, чем у нас. Однако по статистике ДТП ей до нас далеко.
Как-то довелось побывать в длительной научной командировке в благополучной Японии. Там я убедился, что люди везде люди и что по части водительской дисциплины у них тоже не все идеально. Есть бесшабашные молодые парни, у которых постоянные проблемы с полицией, есть полувменяемые старушки, которые за рулем то и дело создают проблемы для себя и других. Но пришлось увидеть и нечто такое, что заставило задуматься об очень серьезных вещах. Вот стандартная ситуация – автомобиль останавливается, чтобы пропустить пешехода на переходе. Ничего особенного, так стали делать и у нас (правда, далеко не все). Но надо видеть, как это делает японец. Он не просто подчиняется правилам, он от этого простого действия получает явное удовольствие. Кажется, что он сделал что-то для себя очень важное, такое, отчего он стал немного счастливее и стал больше себя уважать.
Это в корне отличается от того, что часто приходится наблюдать у нас. У многих наших сограждан необходимость уступить дорогу другому вызывает совсем иные эмоции, вплоть до чувства унижения и досады. Известны случаи, когда раздраженные водители на перекрестке выходили из машины, избивали и даже убивали слишком медлительных пешеходов. Пропустив пешехода, такой не будет себя уважать, а, наоборот, сочтет этот поступок проявлением недопустимой мягкотелости, нелепым следованием каким-то искусственным ценностям.
Не здесь ли собака зарыта? Не в психологии ли взаимоотношений участников движения дело? Ведь уважительное отношение друг к другу очень важно для безопасности на дорогах. Наверное, так оно и есть. И это многое объясняет.
Но тогда возникает интересный вопрос – чем это таким мы отличаемся от граждан других стран, что в одинаковых обстоятельствах у нас возникают прямо противоположные эмоции?
Чувство удовлетворения от того, что уступаешь другому, конечно, может быть только результатом соответствующей ментальности. Не берусь судить о японцах или индийцах, восточный менталитет – дело тонкое. Давайте посмотрим на более близких к нам европейцев, которые тоже заметно доброжелательнее на дорогах, чем мы.
В западных странах менталитет сформировался во многом под влиянием христианского миросозерцания. Значимость христианства там хорошо заметна и в наши дни. В том, например, что Рождество является праздником гораздо более важным, чем Новый год. Или в том, что поездки Папы Римского всегда сопровождаются столпотворением почитателей. Или в том, что венчанию в церкви придается гораздо большее значение, чем гражданской церемонии бракосочетания. Значимость эту можно почувствовать даже на уровне поп-музыки: там немало произведений на библейскую тему. Таких, как альбом рождественских песнопений Элвиса Пресли, рок-опера Jesus Christ Superstar или знаменитый хит Go down, Moses в исполнении Армстронга. Притягательность христианства для нынешнего подрастающего поколения западных стран продемонстрировала состоявшаяся в июле этого года в Сиднее грандиозная встреча католической молодежи, собравшая полмиллиона подростков со всего мира.
Христианские заповеди «возлюби ближнего своего как самого себя», «любите врагов ваших», «кто ударит тебя в правую щеку, обрати ему и другую» – это гиперболы, недостижимые в реальной жизни. Но они задают вектор нравственного развития, который исподволь оказывает влияние на весь менталитет нации. И эти заповеди прямо направлены на культивирование уважительного отношения людей друг к другу.
В России XIX века развитие культуры тоже во многом определялось христианством. Достаточно вспомнить, насколько глубоко его идеи были восприняты Гоголем, Достоевским, Толстым и другими деятелями культуры. Народный быт был буквально пропитан христианством, об этом есть немало свидетельств из тех времен. И люди относились друг к другу гораздо терпимее. Сравните, например, описания тюремного быта в «Записках из мертвого дома» с тем, что приходится слышать о наших сегодняшних тюрьмах. Кстати, возникшее позже обращение «товарищ», очень притягательное поначалу, несло эмоциональную окраску, во многом основанную на отношениях между людьми той эпохи.
В ХХ веке все изменилось. В советской России под влиянием «научного» марксистско-ленинского учения со всеми религиозными предрассудками было покончено. Россия – единственное государство в христианском мире, которое идеологически и физически разгромило свою национальную религию. Конечно, понятия совести советская власть не отменила, и высокие моральные принципы продолжали быть и при ней в почете. Но вот «любите врагов ваших» превратилось в нонсенс – как можно любить «врагов народа»? И в результате исчезновения таких недостижимых максим наш менталитет оказался в отрыве и от национальных вековых традиций, и от ментальности остального мира.
Иногда этот кастрированный менталитет называют «совковым». Есть грубоватый, но очень по теме анекдот застойных времен: «У нас, как в курятнике: главное – взлететь повыше, клюнуть ближнего и нагадить на нижнего». С приходом новых времен «принцип курятника» не исчез, для многих он остался в силе. Изменилось только понятие «взлететь». Если раньше это означало продвинуться по номенклатурной лестнице, то теперь – накопить побольше акций.
А для водителей на дорогах – самоутвердиться за счет других участников движения.
Нетерпимость, неуважение друг к другу, явное пренебрежение интересами других – вот один из факторов, определяющих аварийность на дорогах. Возможно, что этот чисто психологический фактор и есть основной. То есть человеческими жизнями мы платим за нашу духовную ущербность.
Между прочим, кто бывал на богослужениях в современных российских храмах, тот не мог не обратить внимание на обстановку взаимной доброжелательности, которой там буквально пропитана вся атмосфера. И наверняка человек после храмовой службы не будет никого подрезать на дороге и уж тем более избивать пешеходов на перекрестке.
Потери на дорогах легко подсчитать. Но есть многие другие области общественной жизни, потери в которых тоже определяются особенностями нашего менталитета, но не столь легко поддаются количественному учету. Здесь можно говорить и о коррупции, и о громадном социальном расслоении в обществе, и о потоке пошлости на телевидении, и о неадекватном поведении наших туристов за границей, и о многом другом.
Все эти проблемы невозможно решить без здорового духовного развития нации, без правильно поставленной пропаганды этических норм христианства. Норм, глубоко воспринятых титанами российской культуры XIX века.
Новосибирск