Никого, наверное, не надо убеждать в том, что чиновники у нас в стране имеют очень много власти и что власть эта часто является бесконтрольной. И что они часто употребляют ее на пользу себе, а не нам. Куда ни придешь, везде все устроено так, что удобно им, но не нам. Примеров тому каждый может привести предостаточно. Чтобы анализ этого явления сделать предметным, укажем и мы здесь некоторые из них.
Допустим, вы приходите в приходную кассу, чтобы перечислить за что-то деньги. Оказывается, для этого необходимо заполнить бланк, указав в нем номер счета из 20 (!) цифр, номера БИК, ИНН, КПП – каждый из 9–10 цифр и т.д. И это все два раза. Как-то мне довелось аналогичную операцию выполнить в одной из европейских стран. Всего лишь заполнил номер счета из восьми цифр и указал адрес банка. Наверное, чиновникам, занимающимся контролем финансовых операций, наша громоздкая система удобна. Но как она неудобна миллионам наших граждан, в нервной сутолоке очередей потеющих над этим громадьем цифр! (Далеко не все пользуются платной услугой, когда бланки заполняет оператор.)
Недавно я снимал с регистрации свой автомобиль. Потратил на это целый рабочий день, много нервов и здоровья. Уже потом узнал, что все можно было сделать быстрее, и понятно – как.
Прочитал в прессе, что автотуристу на границе с Монголией на формальности надо потратить полдня. Вероятно, и здесь есть какая-то тайная логика...
А вот пример из области нашего здравоохранения. Инвалиду, чтобы получить льготный рецепт, надо отстоять в поликлинике длинную очередь. Дело в том, что врач должен сделать очень много бумажной работы и ему даже в глаза больному посмотреть некогда. И уж форменным издевательством выглядит то, что даже неизлечимо больные люди во многих случаях должны ежегодно проходить медкомиссию для подтверждения своей инвалидности.
Это все проблемы, так сказать, житейского уровня. Но совершенно аналогично обстоит дело и на уровне производственной деятельности граждан и предприятий. О том, что у нас чиновники «кошмарят бизнес», говорит даже президент. Бизнесом не занимаюсь, но один пример из своей производственной деятельности привести хочется. Чтобы научному сотруднику подать заявку на получение гранта от Роснауки (эти гранты почему-то называются лотами), надо заполнить около сотни страниц бумаги, причем 90% текста к сути научного проекта отношения не имеют. Надо также на этих бумагах получить около десятка подписей директора института. Может, по-другому и нельзя? Да нет, можно. Созданный еще в ельцинские времена Российский фонд фундаментальных исследований для заявки на грант требует бумаг в 10 раз меньше (и все по делу) и всего лишь одной подписи бухгалтера института. И эта система устойчиво работает уже полтора десятка лет.
Ну а кому не приходилось искать правды у наших правоохранителей, тот даже не знает, какой он счастливый человек. Ему неведомо, что это такое, когда представитель власти тебе в глаза говорит, что белое – это черное, а тебе остается только разводить руками.
В чем же причина чиновничьего беспредела? Ведь такого нет ни в одной из развитых стран. Может, это очередное проявление одной из двух известных российских бед? (Плохие дороги здесь, понятно, ни при чем.) Действительно, умный человек не заставил бы старенькую бабушку так мучиться в отделении банка. И не посылал бы больного сахарным диабетом проходить каждый год медкомиссию из шести врачей на предмет своей инвалидности (да еще и платно). Но почему-то никто эти очевидные вопросы даже и не поднимает. Наверное, потому, что дело не только в этом.
Оставим здесь в стороне вопрос о корыстной заинтересованности тех или иных чиновников – о том, что называется коррупцией. Этого, конечно, хватает, но неэффективно работают и люди порядочные. Тут, похоже, существуют какие-то системные проблемы. Которые, кстати, и на коррупцию влияют.
Чиновники нужны во все времена и в любом государстве. Вопрос только в том, чтобы они были правильно мотивированы и подконтрольны власти и обществу. С этим нет особых проблем в странах с развитой государственностью. И лучше всего обстоит здесь дело для двух крайних форм политических систем – тоталитарной диктатуры и устоявшейся демократии.
Легко себе представить, что бы сделал с дезорганизующими производство бюрократами не к ночи помянутый известный советский диктатор. Или как бы он поступил с сочиняющими «под себя» законы руководителями. Или осмелились ли бы тогда чиновники по горло загрузить врачей бумажной работой, не оставив им времени на пациентов. А с другой стороны, интересно было бы посмотреть на перевыборы американского губернатора, если бы в руководимом им штате надо было потратить целый день на регистрацию автомобиля. Или на европейского министра, оправдывающегося перед депутатами парламента за многочасовую волокиту при пересечении границы. Или что бы там писала пресса о судье, откровенно и демонстративно исполняющем волю высокого начальства в ущерб объективности.
Вся проблема современной России в том, что мы не находимся ни здесь, ни там. У нас есть многие признаки тоталитарного государства: назначаемость губернаторов (а фактически – парламента и президента), ограничение свободы СМИ и т.д. Но исторический опыт подсказывает, что для эффективности такой системы необходимы еще НКВД и ГУЛАГ. Иначе она не заработает, нерадивые чиновники будут просто пересаживаться из кресла в кресло, как это было в брежневские времена и как это происходит сейчас. С другой стороны, есть у нас и некоторые зачатки демократии – правда, во многом подавленные из-за оранжевых фобий наших политиков.
Вот эта двойственность политического строя и является, похоже, основной причиной бесконтрольности наших чиновников. Не на кого им оглядываться. Никто не мотивирует их должным образом на служение интересам граждан. Поэтому и устраивают они всё так, как им это было бы удобно. А не так, как бы это было удобно нам с вами. И как было бы стратегически правильно для здорового развития государства.
Новосибирск