0
1271
Газета Идеи и люди Интернет-версия

24.06.2008 00:00:00

Дебют Медведева

Александр Лукоянов

Об авторе: Александр Львович Янов - историк, политолог.

Тэги: путин, медведев, история, демократия


путин, медведев, история, демократия Декларации о сближении с Европой прозвучали. Предстоит выработать стратегию этого сближения.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Впечатление, произведенное в мировом общественном мнении недавними выступлениями Дмитрия Медведева – в Берлине и в Петербурге, – резко отличалось от памятного по первой речи Владимира Путина в Бундестаге в начале его президентского правления. Дебют Путина воодушевил мир (вплоть до знаменитого заявления Буша в Словении, что, заглянув в глаза президента России, он увидел его душу), дебют Медведева расколол мир: одни воодушевились, другие усомнились. И, честно сказать, этот дебют дал достаточно оснований и тем и другим. В особенности – скажу за себя – если читать речи нового российского лидера глазами историка.

Надежда и тревога

Бальзамом на либеральные души пролилось сделанное молодым президентом ударение на том, что «российскую и европейскую демократию объединяют общие корни», что «у нас и общая история, и единые гуманитарные ценности... единый ценностной набор, общие правовые истоки».

Особенно обнадеживающе прозвучало то, как отчетливо отмежевался Медведев от Китая, говоря, что «нам приводят в пример другие страны, с которыми поступают именно так [т.е. «закрывают глаза на проблемы демократического развития и прав человека»] и тех это устраивает». «Хотел бы вам сказать, – смело развивал он эту тему, – что нам это не подходит. И прежде всего потому, что мы сами считаем права человека базовой фундаментальной ценностью».

И все было бы хорошо, когда б в ходе разговора об общей с Европой истории не заметил вдруг Медведев, ссылаясь на Джона Ле Карре, что Россия совсем недавно «вернулась из холода». Вернулась «после почти столетия изоляции и самоизоляции». Откуда же, спрашивается, при общей-то с Европой истории взялось это странное «почти столетие»? Тем более что случались такие, скажем мягко, несовпадения уже не раз.

Историк напомнит нам, что «столетие изоляции и самоизоляции» пережила Россия и в московитские времена, между 1560 и 1689 годами, когда она, по выражению Василия Ключевского, сочла себя «единственной истинно правоверной в мире [и] творца вселенной представляла своим русским богом, никому более не принадлежащим и неведомым». В ту пору Россия «выпала» из Европы, как и в 1917–1991 годах.

И на этом ведь не закончилось дело: ровно век спустя после смерти Петра, вытащившего Россию из московитского «холода», выпадение повторилось. Я говорю о царствовании Николая I, которое другой уважаемый русский историк Александр Пресняков назвал «золотым веком русского национализма, когда Россия и Европа противопоставлялись как два различных культурных мира, принципиально разных по основам их политического, религиозного быта и характера».

Короче, повторяющиеся выпадения России в «холод» – вопрос вовсе не академический. Просто потому, что они теснейшим образом связаны с вполне актуальным вопросом о предсказуемости ее поведения в отношении Европы. Тем более что последнее по времени «почти столетие самоизоляции» еще, как подчеркивает Медведев, очень свежо в памяти современников.

И уж если, по его словам, «без открытого и честного выяснения всех имеющихся у нас на сегодняшний день озабоченностей нам не продвинуться в деле создания подлинно большой Европы», то озабоченность предсказуемостью поведения России требует внимания в первую очередь. Хотя бы потому, что при всей прагматичности его слушателей, при всей их погруженности в сегодняшние заботы вопрос этот ввиду столь солидной, поистине исторической его родословной тяжелым грузом давит на подсознание европейских партнеров России.

В поисках идентичности

Тем более что последствия невыясненности этого решающего вопроса тотчас обнаруживаются и в практических предложениях Медведева. Вот, например, говорит он: «Убежден, что проблемы Европы не будут решены до тех пор, покуда не будет достигнута ее идентичность...» И для достижения этой идентичности предлагает созвать общеевропейский саммит, где «точкой отсчета для всех должны быть, что называется, «голые» национальные интересы».

Всякий, кто хоть немного знает о Европейском союзе, тотчас увидит, что предлагаемая «точка отсчета» прямо противоречит самому его духу, его, если хотите, идентичности, о которой говорит Медведев. Ведь состоит эта идентичность как раз в значительном – и все возрастающем – подчинении «голых» национальных интересов каждого из его членов интересам сообщества. Именно этому ведь и научилась Европа на «печальном опыте Лиги Наций», по выражению Медведева, и двух мировых войн: где на первом плане «голые» национальные интересы, там конфронтация и война.

Потому-то и отвергла их Европа. Потому-то и стала сообществом равных, в котором «никто не хочет войны», говоря опять-таки словами Медведева. И где, добавим, даже самые могущественные державы ни при каких обстоятельствах не посмеют угрожать и самым маленьким и слабым. На протяжении полувека никто не слышал, чтобы, скажем, Франция угрожала Люксембургу, Англия – Ирландии или Германия – Греции. Даже представить себе такие угрозы невозможно. В этом смысле не состоявшийся в 1928 году пакт Бриана–Келлога, на который ссылался Медведев, работает в послевоенной Европе уже много десятилетий. И все саммиты, необходимые для его успешной работы, давным-давно состоялись. Другое дело, что Россия (СССР), пребывая в «холоде» самоизоляции, в этих саммитах не участвовала.

Так или иначе, предложить сегодня Европе руководствоваться «голыми» национальными интересами равносильно тому, чтобы потребовать от нее вернуться в 1928 год. Вот так и выясняется, что при всех «общих корнях» история у России и Европы не совсем общая. И представления об идентичности разные. И «ценностные наборы» тоже не совсем одинаковые.

Европа, например, не гордится своими победами. Она – единственное в мире сообщество наций, обязанное своим происхождением поражению. Постыдному, горькому поражению, научившему ее, однако (вопреки тривиальной присказке, что история ничему не учит), не верить ни в «голые» национальные интересы, ни тем более в «национальную» демократию, в естественности которой убежден Медведев. Слишком уж напоминает она «суверенную».

Что же касается «органичного единства всех ее [Европы] интегральных частей, включая Российскую Федерацию», как обозначил проблему Медведев, то это ведь в компетенции России, а не Европы. Тут каждая страна решает за себя. Германия, которая тоже «вернулась из холода», решила проблему в пользу «органичного единства», Россия – нет. И что мог бы изменить в этом ее решении европейский саммит?

О «национальном эгоизме»

У всех, кто желает России и Европе добра, вызовет, я думаю, безусловную симпатию заявление Медведева на Петербургском форуме: «У нас сегодня нет выбора жить или не жить в глобальном мире, современный мир уже глобален. И в таких условиях ошибки в политике отдельных стран, а тем более национальный эгоизм, немедленно сказываются на ситуации во всей глобальной экономике». Увы, Медведев не оставил сомнения, что под «отдельными странами» он имеет в виду исключительно США.

Нет слов, Америка Буша наломала достаточно дров и в мировой экономике, и в мировой политике, и много в чем еще. Однако великий русский философ Владимир Сергеевич Соловьев, который первым, сколько я знаю, употребил еще в 1889 году выражение «национальный эгоизм», имел в виду нечто куда более глубокое. Он обнаружил фундаментальное основание, из которого происходит этот эгоизм, и дал ему название. Вот его слова: «Исполнению нашего нравственного долга препятствует лишь неразумный псевдопатриотизм, который под предлогом любви к народу желает удержать его на пути национального эгоизма».

Ясное дело, имел Соловьев в виду современную ему Россию. В принципе, однако, зловещему влиянию «псевдопатриотизма» подвержены все страны, особенно те, что метят в сверхдержавы. Один пример лучше сотни аргументов продемонстрирует нам пропасть между рассуждениями Медведева о «национальном эгоизме», жестко привязанными к сиюминутной ситуации, и универсальным определением Соловьева, освещающим перспективу. Пример этот – Китай, куда Медведев поехал еще раньше, чем в Германию (каковой визит, впрочем, особых комментариев не вызвал). Узкое место Китая – нефть. И он агрессивно и беспощадно охотится за ней на всех континентах, не брезгуя даже самыми одиозными бизнес-партнерами: Судан так Судан, Мьянма так Мьянма. Какой уж тут может быть разговор о «нравственном долге»? Перед нами типичный образец национального эгоизма.

В мировой политике, однако, Китай, жизненно заинтересованный в рынках для своей дешевой продукции, в первую очередь американском, предпочитает вести себя как добропорядочный гражданин международного сообщества. Иначе говоря, «не высовываться». При ближайшем рассмотрении, впрочем, выясняется, что и нужды в этом у него нет. Он уютно устроился за спиной России, которая во всех конфликтных ситуациях как раз «высовывается» – кричит, размахивает руками, бросает вызовы и даже не подозревает, что обслуживает китайский национальный эгоизм.

Не дай бог, однако, сбыться прогнозам экспертов, предсказывающих, что в ближайшие десятилетия наступит глобальный дефицит нефти. Вот тогда, боюсь, мы и почувствуем, как на самом деле выглядит «национальный эгоизм» Китая. Едва ли кто-нибудь усомнится, что так же цинично и беспощадно, как охотится он сегодня за нефтью в странах-изгоях, начнет он в этом случае охотиться за ней в Центральной Азии и особенно в России. И можно быть уверенным, что опять вспомнит Китай обо всех «неравноправных договорах» прошедших веков, предусмотрительно раскопанных в архивах еще во времена Мао.

Трудно поверить, но китайские школьники и сегодня учат географию по картам, где вся территория до Урала закрашена в национальные цвета их страны. Не забудем также, что, как констатирует китайский историк Ван Нинг, нынешнее поколение молодежи в Китае свято верит в «псевдопатриотическую» национальную идею, согласно которой «восточная культура безусловно превосходит западную, и поэтому ей предстоит доминировать в мире». А Россия, между прочим, для Китая – Запад.

Вот чего, похоже, недостает разумным и серьезным рассуждениям Медведева о «национальном эгоизме»: соловьевской глубины и перспективы.

Владимир Соловьев и Иван Ильин

И много еще чему мог бы научиться молодой президент, возьми он в наставники Владимира Сергеевича вместо Ивана Ильина, некогда сочувствовавшего Гитлеру и, несмотря на это, объявленного сейчас в России чуть ли не государственным философом. Можно ли забыть энтузиазм, с которым в 1933–1934 годах обличал Ильин либеральную Европу в неспособности оценить в нацистском режиме такие его «положительные черты, как патриотизм, вера в самобытность народа и силу германского гения, чувство чести, готовность к жертвенному служению и внеклассовое братски-всенародное единение»?

Соловьев в отличие от Ильина был русским европейцем. «Утверждаясь в своем национальном эгоизме... Россия всегда, – писал он, – оказывалась бессильною произвести что бы то ни было великое или хотя бы просто значительное. Только при самом тесном внешнем и внутреннем общении с Европой русская жизнь действительно производила великие политические и культурные явления (реформы Петра Великого, поэзия Пушкина)». Национализм в России был так же отвратителен Соловьеву, как и в Германии. И так же, как сегодня Медведев, исходил он из того, что у России и Европы «общие корни» и «общие правовые истоки».

Вот только едва ли согласился бы Соловьев с утверждением Медведева, что российско-германское примирение – «фактор не меньшего значения, чем примирение между Германией и Францией». Да и Европа (за исключением, конечно, нефтяных герцогов и газовых королей, для которых сиюминутная прибыль заменяет и историю и философию) восприняла это ключевое сравнение Медведева скептически. Неудивительно: ведь для Германии примирение с Францией означало реальное воссоединение с Европой – не только на уровне риторики, но и превращение в ее, Европы, интегральную часть. Ни о чем таком и намека не было ни в берлинской речи Медведева, ни в его выступлении на Петербургском форуме.

А почему, собственно? Что на самом деле удерживает Россию – при общих-то корнях с Европой – от реального воссоединения с нею? Ведь преимущества его бросаются в глаза.

Великая цель

Первое, что дало бы оно России, ничем не отличается от того, что принесло оно «вернувшейся из холода» Германии: спокойную гавань, надежно защищенную как от губительных сверхдержавных соблазнов, так и от чьих бы то ни было гегемонистских амбиций. Очень уж дорого заплатила Россия за свои повторяющиеся выпадения в «холод». В том числе постоянным страхом геополитического окружения, преследовавшим ее столетиями. В том числе (если брать лишь самое недавнее «выпадение») тремя поколениями, вынужденными жить и умирать в обреченном на катастрофу советском «холоде». В том числе унизительной второсортностью своего повседневного быта.

Все это осталось бы лишь мрачным воспоминанием, вернись Россия, подобно Германии, в Европу. И, что особенно важно, вернулась бы она не как младший партнер какого бы то ни было гегемона, будь то Америка или Китай, но как полноправный гражданин первого в истории Союза равных, где никто, никогда и ничем не посмеет ей угрожать. Вернулась как одна из великих держав Европы, чтобы вместе с аборигенами спокойно строить будущее. Согласитесь, это и впрямь имело бы некоторое преимущество по сравнению с прозябанием в мире, в котором приходилось – и приходится – жить России.

Ведь даже идеологу с самой буйной фантазией не придет в голову, что она со своими 2% мирового ВВП способна в текущем столетии претендовать на статус самостоятельного «центра силы». Подсчитано, скажем, что в ближайшие 20 лет американский ВВП удвоится и составит 28 трлн. долл., а китайский – учетверится, достигнув 16 трлн. Найдется ли в мире безумный экономист, который отважится предположить, что российский ВВП вырастет за эти два десятилетия в 16 раз, не говоря уже о 28?

Напротив, даже такой оптимист, как Джим О’Нил, главный экономист Goldman Sachs, причисливший Россию к «блоку будущего» BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай), предсказал ей на том же Петербургском форуме рост до 4% мирового ВВП, что, конечно же, не идет ни в какое сравнение с такими гигантами, как ЕС, Америка или Китай.

Само собой, для реального воссоединения с Европой понадобятся годы и годы. Но ведь не больше же, чем те самые два десятилетия, потрать их Россия на очередную бесплодную – и обреченную – попытку «догнать и перегнать». Ясно поэтому, что говорю я лишь о генеральном направлении российской политики в ближайшие два десятилетия, о великой цели, которая, если верить Марксу, рождает великую энергию – и обещает попутно рассеять гнилой туман цинизма и коррупции, пронизавший, кажется, самый воздух страны в последние годы.

На самом деле и Медведев ведь говорит то же самое, цитируя Шиллера: «Человек вырастает по мере того, как растут его цели». Страны в этих случаях вырастают тоже. Так почему бы России и впрямь не определиться, наконец, со своим внешнеполитическим курсом? Почему не обрести великую – и всем понятную – цель?

Это все аргументы «за». Что «против»? «Псевдопатриотизм»?

Вот об этом, я думаю, и спросил бы молодого президента России Владимир Сергеевич Соловьев, доживи он до наших дней.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ технологически отстает от собственного электората

КПРФ технологически отстает от собственного электората

Дарья Гармоненко

Коммунисты отказываются признавать электронное голосование новой реальностью

0
1144
Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Екатерина Трифонова

Защита гарантирована Конституцией, но ограничивается возможностями госаппарата

0
1320
Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

0
781
Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

0
631

Другие новости