В Украине разгорается медицинский скандал, в результате которого страна может лишиться права проводить футбольный чемпионат «Евро-2012». Поводом послужила смерть подростка после прививки. Почти все политические силы использовали трагедию в своих целях, что породило бурю взаимных обвинений и шумную кампанию в СМИ. О масштабах скандала можно судить по тому, что на прошлой неделе в Украину для выяснения всех обстоятельств приехали руководители Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Однако визит завершился тем, что на глазах руководства ВОЗ и ЮНИСЕФ был арестован бывший первый замминистра здравоохранения, главный санитарный врач Украины Николай Проданчук. О том, что на самом деле происходит, рассказал «НГ» руководитель украинского Минздрава Василий Князевич.
– Василий Михайлович, правда ли, что ВОЗ, одобрившая вакцину индийской компании Serum Institute и гарантирующая ее безопасность, и ЮНИСЕФ, закупивший эту вакцину для Украины, давили на украинский Минздрав с требованием начать массовую вакцинацию? Что это было – клинические испытания новой вакцины?
– Неправда. На самом деле вакцина прошла все, абсолютно все испытания. В мире к настоящему моменту использовано 350 миллионов доз этой вакцины, проведено 9 массовых кампаний иммунизации в разных странах, включая 34 миллиона детей в Восточной Европе и Центральной Азии.
– Но в Украине начало вакцинации ознаменовалось смертью подростка в Донецкой области...
– Смерть ребенка в Краматорске действительно совпала с началом вакцинации. И, поверьте, никто так не заинтересован в расследовании этой трагедии, как я. Работают несколько комиссий Минздрава. Уже установлено, что ни в ходе транспортировки, ни в соблюдении холодовой цепочки (то есть условий хранения), ни в технике введения вакцины нарушений не было. Из одной ампулы в одно и то же время вакцинировались одноклассники погибшего подростка. Если бы проблема была в вакцине, пострадали бы другие дети┘ На сегодня в Украине прививки от кори и краснухи получили более 113 тысяч молодых людей в возрасте от 16 до 29 лет. Слава богу, все нормально.
Как ни горько мне это признавать, но Антон умер из-за ненадлежащего оказания медицинской помощи: мальчика на «скорой помощи» доставили в больницу в 7 часов вечера, а реально заниматься им стали лишь около часа ночи, когда состояние его стало критическим. В три часа ночи он умер. Как только официально завершится расследование, мы обнародуем подробный диагноз.
– Почему тогда арестовали главного санитарного врача Украины?
– Николай Проданчук не арестован, а задержан. Насколько мне известно, Генпрокуратура возбудила против него уголовное дело по признакам превышения служебных полномочий при выдаче разрешения на ввоз в Украину комбинированной вакцины. Однако я вас прошу не торопиться с выводами: четыре государственные комиссии, расследующие это дело, еще не обнародовали свои результаты.
– Получается, кому-то выгодно связать смерть ребенка с вакцинацией, без доказательств обвинить вашего первого зама?
– К сожалению, должен констатировать, что ситуация, сложившаяся сегодня вокруг вакцинации, на 95% политическая. Придя на эту должность, я четко заявил, что для меня как министра здравоохранения не существует политических цветов. Я – вне политики, у меня другие задачи. Видите, что получилось: газеты пишут откровенное вранье о сотнях госпитализированных с осложнениями после прививок, в обществе – паника.
– Кстати, знаете ли вы о слухах, что за всем этим стоят некие заинтересованные российские производители?
– Мне говорили о том, что якобы некоторые российские фармацевтические компании заинтересованы в нынешнем скандале. Но как комментировать сплетни? В области здравоохранения у Украины с Россией, к счастью, не было никаких противоречий и недоразумений, нам удалось выстроить надежные партнерские отношения.
Боюсь, что этот слух тоже запускают в общество наши политики. Но как с этим бороться? Это так же глупо, как обвинять депутата Бахтееву от Партии регионов в лоббировании интересов российских производителей только на том основании, что она обвинила Минздрав в закупке датской вакцины вместо российской. Хотя со стороны это выглядит забавно: то критикуют, что мы используем «дешевую индийскую вакцину», а не дорогую европейскую; то обвиняют, что мы неэкономны, когда закупаем бельгийскую вакцину. Все это – политические игры.
– Сотрудники вашего министерства говорят, что о поставках индийской вакцины договорилось предыдущее правительство, это правда?
– Украина несколько лет вела переговоры с ВОЗ и ЮНИСЕФ, за это время сменились не одно правительство и не один министр здравоохранения. Да и нынешняя кампания должна была стартовать еще в ноябре 2007 года, но в связи с очередной сменой правительства иммунизацию перенесли. Конечно, если уж говорить об ответственности за организационные недостатки, то ее должны разделить все участники процесса.
– Это вы к тому, что Партия регионов, которую возглавляет Виктор Янукович, требует вашей отставки?
– Я за кресло не держусь. Но меня возмущает и ужасает тот факт, что политика стала доминировать даже в вопросах здравоохранения. Я не политик, я врач. И я буду отстаивать свою позицию до конца: нельзя в жертву чьей-то сиюминутной политической выгоде приносить вакцинацию. Ведь никто из политиков не возьмет на себя ответственность, если через несколько лет после нынешнего спада произойдет вспышка инфекционных заболеваний.
– А что по этому поводу говорит руководство ВОЗ?
– Видите ли, скандал, который вылился в кампанию против прививок, подогреваемую отдельными политическими силами, поставил Украину в достаточно сложное международное положение. Обвинив индийского производителя в плохом качестве вакцины и поставив под сомнение компетентность ВОЗ, проверявшей вакцину и выдававшей сертификат, Украина теперь должна аргументировать свои обвинения. Мне очень жаль, что горе-политики и горе-академики, раскручивающие этот скандал, не несут никакой ответственности за все происходящее.
Равно как не несут ответственности и за ту истерию в СМИ, которая дискредитировала вакцинацию как таковую. Демагогия стала признаком нашего времени┘ Не должны нейрохирурги или стоматологи комментировать вопросы, находящиеся в компетенции исключительно инфекционистов и эпидемиологов. Это очевидно и мне, и вам, и руководству ВОЗ┘
Если правительство примет решение об отмене вакцинации, то Украина должна быть готова, во-первых, признать свою несостоятельность как международного партнера и заявить, что мы отказываемся от выполнения обязательств по ликвидации кори и краснухи; во-вторых, гарантировать своим гражданам, что финансово и организационно в ближайшее время обеспечит иммунизацию молодежи; в-третьих, быть готовой, что благотворительное финансирование других международных программ (например, в рамках борьбы со СПИДом, туберкулезом) будет поставлено под угрозу. И последнее: эпидемиологическое неблагополучие Украины может стать последней каплей, после которой Европа откажется от проведения чемпионата по футболу «Евро-2012». Но я искренне надеюсь, что до этого не дойдет, все вскоре выяснится. Думаю, Украина получила прививку от вмешательства политики в неполитические сферы.
Киев