0
1405
Газета Идеи и люди Интернет-версия

29.05.2008 00:00:00

Тест на профпригодность

Евгений Матвеев

Об авторе: Евгений Матвеев - эксперт.

Тэги: вертолеты, лидерство


Стремительно набирающая в последнее время обороты вертолетная отрасль (небывалый рост на рынке, расширение географии и сфер применения вертолетов) столкнулась с серьезными проблемами. Нехватка квалифицированных кадров, технологическое отставание, резкое усложнение техники, обострение конкуренции на рынке, сокращение объемов бюджетного финансирования, недопустимо высокая аварийность, необходимость интеграции в мировое вертолетное сообщество и привлечения миллиардных инвестиций...

Несоответствие потребностей и возможностей резко усложнило управление процессами, протекающими в вертолетном хозяйстве. К сожалению, в ходе непродуманных реформ и череды смен руководителей КБ, заводов и предприятий снизилась роль лидеров отрасли, и на смену им пришли многочисленные команды. Некоторые из них сегодня даже стараются не вспоминать и прибегают к формуле «и другие руководители». Наша вертолетостроительная отрасль растеряла дух лидерства, который закладывался десятилетиями.

Вертолетные программы финансируются по остаточному принципу. Нет собственного производства вертолетных двигателей. Вместо комплектующих – б/у. В эксплуатации – устаревший морально и физически парк вертолетов (Ми-8/Ми-2), с высокой аварийностью, низкой экономичностью, без намеков на перспективные технологии, комфорт, экологию и снижение уровня шума. В войсках «воюют» все те же Ми-24 и Ми-8. Без простого и дешевого учебно-тренировочного вертолета начальное обучение проводится на тяжелых Ми-24/Ми-8, и трехтонный «Ансат» с двигателями от Pratt & Whitney – не самое лучшее решение. Нет легкого многоцелевого вертолета, поэтому для перевозки одного человека (!) нужно поднимать Ми-8. Во время боевых действий в Чечне из-за отсутствия поисково-спасательных и санитарных вертолетов раненых вывозили навалом на полу транспортных машин. В остром дефиците тяжелые транспортные машины, гиганты Ми-26 можно пересчитать по пальцам. С уходом командующего Виталия Павлова армейская авиация потеряла не только свое лицо. Вопрос не в том, кто может ногой открывать двери высоких кабинетов, а в том, кто сегодня реально способен побороться за достойное, соответствующее положению и предъявляемым временем требованиям финансирование вертолетных программ.

На современный рынок прорываются те вертолетостроители, которые не мечутся из стороны в сторону, а гнут свою линию и добиваются поддержки властей, специалистов, общественности не путем панибратства или сладких обещаний, а благодаря четкой, отлаженной организации дела.

Возвращение отрасли на передовые позиции – задача государственного масштаба. Справятся с ней только лидеры, харизматические фигуры с характером победителя, способные предложить ясную и понятную стратегию, найти неординарные решения, взять на себя смелость их реализовать. К сожалению, наши финансовые «командиры» и «менеджеры» – еще не лидеры отрасли, а всего лишь управленцы, выразители чужих мыслей.

Где взять лидеров? Лидерами не рождаются, тем более в такой непростой отрасли, как вертолетная. Надо сказать, что разработать, построить и эксплуатировать вертолет сложнее, чем самолет. Поэтому вырастить хорошего вертолетчика гораздо труднее, чем самолетчика. Время для появления новых лидеров вертолетостроения пришло. Они рядом, нужно лишь оглянуться.

В последнее время модно поговорить об интеграции. Но интеграция – не самоцель. Ведь многие наши вертолетные программы откровенно буксуют из-за обычной несогласованности. И здесь за дело должно взяться новое вертолетное объединение, которому предстоит ответить на один-единственный вопрос: куда пойдет российская вертолетная отрасль? Это тест на профпригодность.

Чтобы заложить предпосылки будущих успехов и открыть новые возможности для развития отрасли, нужно снять тормоза c многочисленных запретов, раздвинуть чиновничьи коридоры. Не надо пытаться увидеть свет «в конце тоннеля», его нужно приближать. Не пускать пыль в глаза красивыми картинками, а внедрять новые технологии производства и сопровождения эксплуатации в жизнь.

Необходимо новое информационное сопровождение, построенное на реальных оценках, прозрачности и научном подходе, с возможностью слышать не только разработчика или производителя, но и эксплуатантов, пользователей вертолетных услуг. Люди, принимающие решения по вертолетным делам, страдают от нехватки достоверной информации. Информационное обеспечение превратилось в тормоз развития вертолетной отрасли. Голод на информацию, искажения информации мешают сформировать сильные и гибкие механизмы управления.

Строительство вертолетной отрасли, нацеленной на успех, – это не столько привлечение инвестиций, сколько их грамотная реализация. Необходимо осознать, что решение накопившихся проблем старыми методами невозможно. Без собственных двигателей не будет собственных вертолетов, как и без оборудования. А без интеграции в мировое вертолетное сообщество не будет и самой отрасли. Все проблемы взаимосвязаны, их невозможно решить поодиночке.

Мировое вертолетостроение активизировало наступление не только на наши позиции в мире, но и на внутреннем российском рынке. Наша цель – вернуть себе лидирующие позиции. У России богатые традиции в вертолетном деле. Наши вертолетостроители всегда были яркими личностями мирового масштаба. Борис Юрьев, Игорь Сикорский, Михаил Миль, Николай Камов, Сергей Михеев... Традиции угасают без лидеров. Кто подхватит эстафету?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
472
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
504
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
208
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
306

Другие новости