0
1838
Газета Идеи и люди Интернет-версия

29.05.2008 00:00:00

Коррупция власти и власть коррупции

Антон Олейник

Об авторе: Антон Николаевич Олейник - доктор социологии, кандидат экономических наук (Институт экономики РАН и Университет "Мемориал", Канада).

Тэги: коррупция


Говорят, в языке эскимосов есть несколько десятков терминов, описывающих цвет снега – основного элемента их среды проживания. Русский язык богат на термины, описывающие коррупцию как нарушение установленных правил, регламентов и этических норм в личных или узкогрупповых интересах.

Здесь и сохранившиеся со времен Михаила Салтыкова-Щедрина «мздоимство» (получение чиновником дополнительных доходов за выполнение служебных обязанностей) вкупе с «лихоимством» (получением дополнительного вознаграждения за нарушение или невыполнение этих обязанностей). И термин «откат», используемый для описания вознаграждения чиновника не до, а после предоставления им услуг в обход установленной процедуры.

Если где-то живой характер русского языка и проявляется наиболее наглядно, так именно в этой сфере: новые слова и обороты продолжают возникать, отражая все усложняющуюся действительность и радуя языковедов и просто любителей русской словесности. Последняя новация, пока еще не успевшая найти отражение в толковых словарях, – слово «распил». Помогая лингвистам, один начальник отдела федерального министерства так определил этот элемент новояза: «Есть два вида коррупции: сверху и снизу. Сверху – это когда пилят бюджет и до кого-то докапливает, снизу – это когда собирают с бизнеса и эти деньги поднимаются наверх... Те, кто пилит бюджет, – да, там уже все отрегулировано и в принципе есть определенные негласные правила, когда это еще прилично, а когда это уже совсем неприлично. Когда они все распилят, а когда они еще какой-то результат получат и его продемонстрируют: вот, смотрите, сделали все-таки что-то, несмотря ни на что». (В 2006 году были проведены интервью с государственными служащими в рамках исследовательского проекта об особенностях властных отношений в России, в котором принимали участие профессор Светлана Глинкина, доктор Карин Клеман, кандидат экономических наук Наталья Апарина, Евгения Гвоздева и автор – в качестве координатора. Имена респондентов не указываются ввиду гарантий конфиденциальности, предоставленных при организации интервью, и этических принципов проведения социальных исследований.)

В этих условиях объявление коррупции главным объектом борьбы равносильно подрыву одного из живительных источников русского языка. Если бы Россия по-прежнему оставалась самой читающей в мире нацией, то этого делать, видимо, не следовало бы. Сокращение тиражей периодических и художественных изданий (которое может стать обвальным, если все-таки произойдет резкий рост тарифов на подписку) убивает в нас лингвистов и позволяет сконцентрироваться не на эстетическом, а на прагматическом восприятии коррупции. Да и о высоком стиле ли думаешь, наблюдая приближающееся одухотворенное лицо сотрудника ГИБДД или склоненную над бумагами (боже, как тяжела, должно быть, его работа) фигуру сотрудника ОВИРа? В такие моменты готов, пожалуй, выучить и английский с его убогим словом bribe (взятка).

Президент Дмитрий Медведев, инициируя подготовку национального плана по борьбе с коррупцией (сначала еще до своего избрания, в ходе предвыборной встречи 27 февраля этого года в Нижнем Новгороде, а затем подписав в этой связи 19 мая один из первых своих указов после вступления в должность), однозначно отдает приоритет прагматическим интересам россиян перед лингвистическими. План имеет, как отмечали СМИ, три уровня: юридический, предусматривающий ужесточение законодательства; профилактический, касающийся «ликвидации условий для коррупции» через обеспечение прозрачности действий чиновников и верховенства закона и регламентов; «просветительский», посвященный правовому воспитанию чиновников и граждан.

Учитывая многообразие коррупционной действительности, окружающей нас, как снег – эскимосов, самым проблемным представляется, в том числе и по признанию самого автора инициативы, второй уровень. Как искоренить коррупцию, если она является не исключением из правил, а самим правилом? Введением регламентов, принуждением к их исполнению и упрощением бюрократических процедур здесь не ограничиться. Все это мы уже проходили – в ходе недавно почившей в бозе административной реформы с ее ориентацией на транспарентность и принципом «одного окна», из которого, как по мановению волшебной палочки, должны были появляться требуемые документы, решения и услуги. Не появились.

Не появились по простой причине (что отнюдь не облегчает смирение с ней): побороть коррупцию, не меняя при этом всю систему властных отношений, в которой она укоренена, просто невозможно. «Простые» решения проблемы коррупции не работают и в других странах. Взять, например, Перу, для которой, собственно, и были изначально разработаны Эрнандо Де Сото многие решения, легшие впоследствии в основу административной реформы в России: удешевление государственного аппарата и предоставляемых им услуг, обеспечение транспарентности их предоставления, упрощение административных процедур и так далее. Несмотря на непосредственное – на определенном этапе – участие Де Сото в реформировании государственного аппарата в этой стране, индекс восприятия коррупции там продолжает уменьшаться (то есть сама коррупция – увеличиваться). В 1998 году он равнялся по десятибалльной шкале 4,5, в 2002 году – 4,0, в 2007-м – 3,5 (в России – 2,3).

Дело в том, что простые решения затрагивают лишь верхний слой коррупционных практик, оставляя в неприкосновенности те структуры и источники, которые ее постоянно подпитывают. Крайняя асимметричность отношений между теми, кто властью наделен, и лишенными ее – один из таких источников. Юрист и социолог Александр Яковлев в своей книге «Социология экономической преступности» справедливо замечает, что «взятку дает тот, кто находится в подчиненной позиции и вследствие этого пытается дачей взятки уменьшить асимметрию в своих отношениях с лицом, обладающим большими полномочиями». Поэтому, не поменяв дистанцию власти, то есть максимально приемлемое неравенство в распределении властных полномочий, побороть коррупцию затруднительно.

Или взять те же самые административные барьеры. Как их снизить окончательно и бесповоротно, чтобы не возникали снова уже в новом месте, если они фактически обеспечивают применение одной из техник воспроизводства и укрепления сложившейся модели власти, а именно описанного еще Максом Вебером доминирования в результате наложения интересов? Некоторые экономисты сравнивают административные барьеры со шлагбаумами на платной дороге: можно, конечно, поехать по «бесплатному» шоссе, перегруженному и в колдобинах, но в интересах самого автомобилиста заплатить за доступ и поехать спокойно и с ветерком, признав при этом право установившего шлагбаум недоинвестировать в «бесплатное» шоссе и взимать плату за безопасный и комфортный проезд. Вроде речь не идет о вымогательстве – выигрывает-то и автомобилист, но ведь при этом ветшает «бесплатная» инфраструктура и растет благосостояние – и власть – установившего шлагбаум.

К слову – не отсюда ли возрождение интереса к транспортной системе, которое отражает крупнейший в постсоветское время инфраструктурный проект, о котором недавно писали газеты, – федеральная целевая программа «О развитии транспорта в РФ до 2015 года» стоимостью в 13,5 трлн. руб.? Дороги будут строить, но ведь чаще всего – не забывая поставить на них шлагбаумы!

В общем, если за коррупцию браться всерьез, то пожертвовать придется интересами не только лингвистов, но и всех тех, кто на протяжении веков строил всю систему «русской власти» (как ее называют Юрий Пивоваров, Виктор Макаренко и ряд других исследователей), постоянно эту коррупцию воспроизводящую и подпитывающую. Иными словами, менять придется ту модель, которая и привела нынешнего президента к власти. Если ему удастся остаться последовательным и пойти до конца в реформировании системы власти, то приставка «великий» к слову «реформатор» будет не простой «фигурой речи». Если нет – то получится «как всегда».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
802
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
778
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
633
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
430

Другие новости