Грядущий историк, вероятно, будет говорить о России начала ХХI века как о государстве, в котором отсутствие национальной идеологии подменялось дешевыми патриотическими трюками, политической трескотней по поводу любви к Родине. Патриотизм стал оплачиваемой модой, в которой славословие и заклинания в адрес России, ее «величия», «силы», «могущества», «победоносности» и т.п. стали едва ли не повседневным магическим ритуалом. Со всех сторон раздается клич: «Вперед, Россия!» Между прочим, хороший девиз, но когда про «матушку Россию» горлопанят по поводу и без повода на стадионах, на партийных или молодежных мероприятиях, на тусовках и пьяных сборищах, то возникает вопрос, а нужен ли стране такой надрывной патриотизм. И не получится ли так, что программа развития страны, предложенная Владимиром Путиным, уйдет в паровозный свисток об упавшем с неба величии России.
Восточная мудрость гласит: сколько ни произноси слово «халва», во рту слаще не становится. Если бы все дело было в словах, то Советский Союз существовал бы вечно и, во всяком случае, никогда бы не распался. Создается впечатление, что как тогда, в СССР, так и сейчас от подобного надрывного патриотизма выигрывает лишь бюрократия, прикрывающая свое бездушие по отношению к гражданам псевдопатриотической фразой о том, как всем станет скоро хорошо в нашем «едином отечестве» богатых и бедных.
И кажется, что чем больше между ними растет отчуждение, тем интенсивнее новоявленные певцы «отеческого государства» тиражируют магическое слово «Россия». Кто-то для этого вызывает из прошлого ее знамена, духов и героев. Иные используют авторитет Русской православной церкви. Но более всего прибегают к риторике о том, что если заграница Россию не любила и боялась в прошлом, не любит и боится в настоящем, то это ли не верный признак, что Россия до сих пор сильная и величавая страна.
Вслед за мнимыми патриотами или одновременно с ними бессовестно тиражируют слово «Россия» современные воротилы делового мира, торговцы и дельцы от искусства, превращая сей «лейбл» в пиар, а сам пиар в наживку для простодушного покупателя или потребителя. Можно принять сколько угодно законопроектов, ограничивающих употребление этого слова в торговых марках, но успеха это не принесет – уж слишком оно привлекательно. Когда политические партии используют название страны для поименования самих себя, это их право, хотя и режет порой слух, но когда его приспосабливают для своих нужд из чисто коммерческого интереса продюсеры массовых шоу, фирмы и фирмочки, то о каком патриотическом воспитании может быть речь? «Брендизация России» только губит настоящее патриотическое чувство.
Но «политические воробьи чир-рик-чик-чик», как образно назвал их журналист Леонид Радзиховский, еще не скоро переведутся. В нашей стране ведь очень удобно за «чириканьем» по поводу любви к Родине скрывать свои эгоистические, частные интересы. Особенно усердствуют в этом чиновники разных уровней, в кабинетах которых стало модно демонстрировать «любовь» к России и лояльность действующему президенту. Некоторые из них за счет так называемых внебюджетных средств устраивают по поводу и без повода «рашен-шоу», привлекая к «чириканью» о России деятелей культуры и искусства.
Возвеличивать и прославлять свою Родину можно и нужно без надрывного и мнимого патриотизма. Чтобы Россия была уважаемой страной, чтобы она развивалась, надо, как сказал Иван Ильин, «идти в глубь России к ее будущему». К сожалению, сегодня мы по большей части имеем дело с псевдопатриотическим воспитанием, когда никуда идти не нужно, ни в прошлое России, ни к ее будущему. Одно лишь сплошное стояние и самолюбование. Но долго так продолжаться не может. Настоящее практическое чувство любви к Родине вытеснит со временем ложных кумиров и фетишей. И тогда мы со вздохом облегчения скажем: гуд-бай, пиар-Россия, – и здравствуй, модернизированная Россия, Россия бога и истории.