0
1126
Газета Идеи и люди Интернет-версия

04.03.2008 00:00:00

В плену корпоративного мышления

Юрий Фурманов

Об авторе: Юрий Рафаилович Фурманов - кандидат философских наук, доцент Высшей школы приватизации и предпринимательства.

Тэги: бизнес, общество, государство


Выступая на расширенном заседании Госсовета, президент Путин назвал первой проблемой развития страны до 2020 года «создание равных возможностей для людей». Прежнее требование поворота к социальной сфере является уже недостаточным. Поставлена задача развернуться лицом к обществу – существенно снизить явные социальные диспропорции, защитить граждан от бесправия, правового нигилизма, преступности и коррупции.

Но в состоянии ли власть одна создать равные возможности для людей? Разумеется, нет. Государство и бизнес в рыночной экономике неотделимы друг от друга.

Умом бизнес, особенно крупный, осознает необходимость создания социально ориентированной экономики и разворота государства к социальной сфере. Однако до сих пор мы видим со стороны бизнес-сообщества лишь хаотичные и случайно выбранные акции, а не планомерную, систематическую работу по минимизации социальных диспропорций и коррупции. Создается впечатление, что бизнес не вполне понимает, в чем должна состоять его собственная функция по отношению к обществу, и часто ведет себя по отношению к нему как некое «замкнутое торговое государство» (И.Фихте).

Сегодня множество более или менее крупных отечественных компаний внедряют у себя документы по деловой этике и корпоративной социальной ответственности. Но при этом наш бизнес реагирует скорее на императивы власти, чем на потребности общества: он в лучшем случае слышит власть, а не общество. Неудивительно: ведь последнее остается для него абстрактной категорией. «Нам небезразлично, – говорится в меморандуме «О принципах корпоративной ответственности», принятом Ассоциацией менеджеров России в 2006 году, – общество, которое позволяет нам вести бизнес, поэтому мы стремимся учитывать интересы и ожидания заинтересованных сторон в своей стратегии развития и видим в этом проявление своей КСО» (корпоративной социальной ответственности).

Знакомство с корпоративными документами по КСО убеждает, что для российских бизнесменов и менеджеров крупных компаний существуют как бы два «общества». Первое не выходит за рамки их делового мира или делового сообщества, а второе есть некая внешняя социальная среда вокруг первого. Во всяком случае, в деловых конституциях бизнес-сообщества вы не найдете ни одной максимы, фиксирующей его ответственность перед российским обществом в целом. Весь объем и содержание такой ответственности сводится в конечном счете к ответственности компаний по отношению к «заинтересованным сторонам»: работникам самих компаний, акционерам (в меньшей степени – миноритарным), клиентам, поставщикам, государственным чиновникам, местной власти и т.п.

Очень характерны рассуждения авторов доклада, изданного Ассоциацией менеджеров в январе 2008 года под претенциозным названием «На пути к новому общественному устройству России»: «К сожалению, сегодня российское общество больно. Симптомы этой «болезни» мы видим каждый день в виде переходящей все допустимые пределы коррупции, теневой экономики, разгула преступности, общественной пассивности... Эта та среда, в которой в неразрывной связке функционируют и бизнес, и государство».

Кто должен заниматься этим больным обществом? Капитаны отечественного бизнеса, почти не задумываясь, отвечают: государство, власти, общественные организации. А наше дело созидать стоимости, получать прибыль, платить налоги, создавать условия для своих работников и помогать территориям пребывания нашего бизнеса.

Впрочем, на II Гражданском форуме (22 января 2008 года) бизнесмены жаловались Дмитрию Медведеву, что в зону национальной ответственности бизнес просто не пускают, оставляя за ним лишь зоны корпоративной и региональной ответственности. Но если это так, то задачи, которые поставил президент, окажутся попросту невыполнимыми.

И все же думается, что и сами предприниматели пока не готовы или не желают вкладывать свой капитал и интеллект в долгосрочную программу созидания в стране общества равных возможностей. Быть может, боятся? Скорее не желают, ведь сама власть от них этого не требует. К тому же реализация программы потребует от бизнеса траты огромных средств и уж явно не принесет сиюминутной прибыли.

Философ Сергей Чернышев в недавнем интервью журналу «Эксперт» отметил, что корпорации, будучи представлены самим себе и не имея над собой какого-то целого начала, «заигрываются», пытаясь стать этим целым. По его мнению, стать таким целым невозможно, поскольку вне корпораций и бизнес-структур в каждом обществе есть некая «правящая партия» в лице прежде всего верховной власти, выступающая «от имени общества, от имени всех его людей как граждан».

Что это за партия? Сергей Чернышев как-то туманно говорит о ней как о некоей «правящей корпорации» высших профессиональных управленцев-государственников. Возможно, речь идет о госкорпорациях. Пока же, по его словам, в стране есть только воля президента Путина создать такую национальную элиту не по критерию высоты власти, а по критерию «сознательности». Реализация этой воли, правда, сегодня представляется довольно призрачной, поскольку власть для того, чтобы защитить общество, должна иметь наряду с политическим суверенитетом не только «сознательность», но и экономический суверенитет.

И все же если судить по критерию «сознательности», то собственники крупных компаний и их менеджеры должны доказать на деле, не дожидаясь сигналов с «командных высот», свою готовность сочетать корпоративные интересы с общественными. Они должны осознать, что либо Россия станет государством равенства прав и возможностей, либо они получат еще более глубокую деградацию непривилегированных слоев российского общества и, как следствие, деградацию самого бизнес-сообщества.

Иногда бизнесмены и менеджеры высказываются в том духе, что негоже для российского бизнес-сообщества компилировать привносимые крупными зарубежными компаниями западные стандарты корпоративного поведения и деловой этики. Но, думается, дело не только в компиляции, а в том, что представители российского бизнеса ориентированы на свой корпоративный мир. Чтобы сделать бизнес-сообщество «общественно сознательным», нужен, на мой взгляд, помимо госзаказа еще длительный этап формирования «надкорпоративного мышления».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
2017
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4090
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3120
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2563

Другие новости