0
1740
Газета Идеи и люди Интернет-версия

19.02.2008 00:00:00

Мюнхенский прорыв Сергея Иванова

Роуз Гетемюллер

Об авторе: Роуз Гетемюллер - директор Московского центра Карнеги (Вашингтон-Москва).

Тэги: путин, мюнхен, иванов


Выступление президента Владимира Путина на Мюнхенской конференции по политике безопасности в 2007 году заставило международную систему вздрогнуть. Его бескомпромиссное заявление, что Россия снова вернулась на международную арену, немедленно вызвало дискуссии в Вашингтоне. Министр обороны США Роберт Гейтс должен был выступать на следующий день после Путина, и американский внешнеполитический истеблишмент допоздна решал, как отреагировать: дать российскому президенту отпор или ответить мягко. Очевидно, сам Гейтс настоял на том, чтобы отшутиться: «Одной холодной войны было вполне достаточно». И с тех пор это стало официальной позицией США в отношении России, которая прибегала к жесткой риторике.

Свежая струя в российско-американских отношениях исходила от Сергея Иванова. В этом месяце он выступал с той же трибуны в Мюнхене, говорил о российских интересах, выражая их терминами, понятными Западу. «Мы уважаем ценности, которые Америка и Европа лелеяли столетиями. Демократия является и нашей генеральной линией», но Россия также принимает в расчет свои культуру, религию, убеждения и менталитет, отмечал Иванов. Вместо рассуждений о том, как Россия противостоит Западу, Иванов говорил, что Россия приспосабливается к Западу, хотя и исключительно на своих условиях. В целом это было положительное послание.

Иванов заявил о намерении России вступить в новую игру по сокращению и контролю над ядерным вооружением. В январе 2007 года Генри Киссинджер, Джордж Шульц, Уильям Перри и Сэм Нанн опубликовали статью в газете Wall Street Journal с призывом к США возобновить усилия по избавлению мира от ядерного оружия. Они продолжили тему в январе в том же издании (см. «НГ-дипкурьер» от 21.01.08).

Два опубликованных заявления за подписью этих четырех влиятельных американцев опровергли утверждения администрации Джорджа Буша, что контроль над ядерными вооружениями – уже устаревшее понятие и этим не стоит заниматься. Американские эксперты по-новому взглянули на сокращение ядерных арсеналов и политику контроля, которую мог бы проводить будущий президент США.

Пока Россия проводила жесткую политику в отношении Запада, Кремль как будто игнорировал или даже открыто отвергал эту новую инициативу. Москва сосредоточилась на критике планов США по размещению элементов ПРО в Польше и Чехии, подчеркивала значимость ядерного арсенала в российской военной стратегии, повышала готовность стратегических сил. Бомбардировщики Дальней авиации возобновили угрожающее патрулирование воздушного пространства над Европой, Японией, Аляской. И Москва, казалось, была не готова подключиться к международной дискуссии о полном уничтожении ядерного оружия.

Речь Иванова в Мюнхене изменила это впечатление. Он повторил российскую позицию, что США и РФ должны заменить Договор СНВ новым юридически обязывающим режимом сокращения ядерных арсеналов, который обеспечил бы «максимально возможную предсказуемость». Иными словами, речь идет о мерах по верификации и мониторингу стратегических ядерных вооружений. Затем он пошел дальше, заявив, что РФ и США должны показать лидерство, вовлекая в процесс другие страны, чтобы постепенно сокращение и контроль над ядерными вооружениями можно было осуществлять на многосторонней основе. Эта идея – в центре предложений Киссинджера, Шульца, Перри и Нанна.

Заявления Иванова открывают двери для рассмотрения широкой повестки по ядерной безопасности после вступления в должность новых президентов в России и США. Так же как Иванов, американская группа экспертов назвала в числе приоритетов разработку соглашения на период после истечения договора СНВ к концу 2009 году. СНВ необходимо либо продлить, либо к моменту его истечения в силу должен вступить новый документ. Новые меры по выведению стратегических ядерных вооружений из состояния боевой готовности также очень важны для американцев, как и дальнейшие шаги по контролю за расщепляющимися материалами. Возможно, не за горами изменение подхода США к договору о запрещении производства расщепляющегося материала для целей ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств. А Россия и США сообща могли бы гарантировать мощный международный импульс переговорам по документу.

Американцы, похоже, хотят провести через Сенат Конгресса США ратификацию Договора о всеобщем запрещении испытаний ядерного оружия. Возможно, это удастся сделать после выборов в Конгресс в ноябре 2008 года. Россия могла бы содействовать этому процессу, проявив желание к продолжению совместных мер по транспарентности, подобных тем, что были предприняты в 1988 году в ходе советско-американского «Эксперимента по совместной верификации». Этот эксперимент оказал важное влияние на ратификацию Сенатом Договора об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, вступившем в силу в 1990-м.

Возможно дальнейшее сокращение ядерных арсеналов, включая оснащенные ядерными боеголовками системы меньшей дальности (до 500 км), которые развернуты в Европе. Если Россия воспользуется своими возможностями, она может реализовать одну свою старую заветную стратегическую цель – полный вывод тактического ядерного оружия из стран НАТО. Приближающаяся 60-я годовщина образования НАТО в 2009 году дает Североатлантическому союзу возможность пересмотреть свою политику в данной сфере и, может быть, вывести ядерные арсеналы из Бельгии, ФРГ, Италии, Нидерландов, Турции и Британии. России тогда пришлось бы согласиться на контроль над ее ядерными системами малой дальности, сосредоточив их в центральных хранилищах, географически удаленных от Европы. Эти шаги необходимо будет проверить, точно так же как и Россия захочет убедиться в выводе ядерных арсеналов из стран НАТО.

Но все становится возможным, после того как Москва и Вашингтон захотели показать лидерство в этих вопросах. Речь Сергея Иванова в Мюнхене указывает путь, дополняет привлекательный план активного сокращения и контроля над ядерными вооружениями, который изложили четыре авторитетных американских деятеля. Давайте надеяться, что мы вступаем в новую эру, когда удастся достичь прогресса по этим важнейшим целям политики безопасности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1655
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1573
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1330
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1518

Другие новости